Конспект интегрированной совместной продуктивной деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной) в подготовительной логопедической (ОНР) группе. как помочь бабушке и дедушке?


Конспект интегрированной совместной продуктивной деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной) в подготовительной логопедической (ОНР) группе.
Воспитатель Припадчева Е.А.«КАК ПОМОЧЬ БАБУШКЕ И ДЕДУШКЕ?»
ЦЕЛЬ: Формировать умение по созданию изделия оригами в подарок пожилым и одиноким людям.
ЗАДАЧИ:
Образовательные (из области познания, коммуникации, социализации):
Поощрять самостоятельный выбор для работы квадрата нужного размера и цвета в соответствии с задуманной фигурой, создание выразительного образа.
Актуализировать представления детей о родстве, родителях, старшем поколении своей семьи.
Поощрять употребление вежливого и уважительного обращения к пожилым людям
Формировать умение следовать устным инструкциям.
Коррекционные:
1. Закреплять умение детей придумывать и рассказывать истории о своём персонаже (по заданному плану), объединив её общим сюжетом сказки и замыслом композиции.
Упражнять детей в звукоподражании голосам птиц и животных.
Развивать внимание, память.
Продолжить коррекцию нарушений мелкой моторики рук, точных движений пальцев, глазомера и пространственной ориентировки, через умение работать с бумагой, ножницами и клеем.
Уточнить и ввести в словарь детей специальные термины (перегнуть, выгнуть, вогнуть, противоположный, диагональ) и новые слова (упорный, фантазия, трудолюбивый).Контролировать употребление предлогов, согласование различных частей речи, построение предложений.
Способствовать активизации коммуникативной функции речи в игровых ситуациях.
Воспитательные:
Способствовать проявлению у детей чувства сопереживания, желания помочь пожилым людям, попавшим в беду. Дать детям почувствовать себя волшебниками и мастерами, творящими добро.
Формировать умение в процессе коллективной деятельности создавать декоративное панно с фигурками выполненными в технике оригами (пароход, дом, лодка, овощи, животные).
Развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, говорить по - очереди, выслушивать мнение другого, не перебивать собеседника.
Нацеливать на самостоятельность деятельности.
Воспитывать желание представлять и оценивать результаты труда, отмечать собственные достижения и достижения друзей.
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Предметная среда (оборудование):
1. Зона для поведения непосредственно образовательной деятельности группового помещения (столы, стулья, доска); пособия выполненные взрослыми и детьми в продуктивной деятельности - нарисованный на листе ватмана пейзаж: водоём (река, озеро), лес, поляна. Бумажные фигурки старика и старушки. Картотека поделок оригами (поэтапное складывание) и схемы.
2. Материалы к занятию: мяч, Квадратики цветной бумаги разного размера и цвета. Обрезки цветной бумаги, фломастеры для украшения поделок. Клеевые карандаши. Игрушка на руку - ворона Каркуша. Угощение для детей – гостинцы от старичков.
3. Различные предметы духовной и материальной культуры, используемые в образовательном процессе (книги по Оригами, фотографии фигурок, слайды).
Основные методы и формы использования методического обеспечения:
Словесный метод – рассказ педагога, этические и познавательные беседы с детьми.
Наглядный метод – применение схем и карточек поэтапного складывания фигурок; показ готовых фигурок выполненных в технике оригами.
Игровой метод – воображаемая ситуация (история бабушки и дедушки), появление Каркуши, словесные игры.
Практический метод – творческие и конструктивные упражнения, экспериментирование с бумагой, моделирование.
Предшествующая работа:
Беседы: «История происхождения бумаги»; «Знакомство с искусством Оригами, его историей».
Беседа с детьми «День пожилого человека – это чей праздник?»
Опытно – познавательная деятельность: знакомство с бумагой, ее свойствами.
«Современное Оригами». Знакомство детей с работами современных мастеров Оригами. (Демонстрация работ на компьютере).
Знакомство с базовым формами и правилами складывания фигурок.
Изготовление различных фигурок оригами по схемам: дома, транспорт, домашние и дикие звери и птицы, деревья, цветы и т.д. с постепенным усложнением.
Словесная игра «Живое – не живое».
Складывание поделок в свободной деятельности и совместно с родителями.
Вместе с детьми нарисовали на листе ватмана пейзаж: водоём (река, озеро), лес, поляну.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный этап – 5-7 минут.
- Ребята, каждый день вас мамы и папы забирают из детского сада. Вы все одного возраста, все красивые и смышленые – как же родители вас не путают и узнают? Ответы детей.
- А если вы в одинаковой одежде, то родители могут вас перепутать? Почему?
А как вы узнаёте своих родителей? Ответы детей.
- Как вы думаете, почему родителей так называют - РОДИТЕЛИ?
Игра с мячом «Моё большое имя» (ребёнок, поймавший мяч, называет полностью своё имя и отчество и кидает мяч следующему).
- Вы, ребята, правильно отметили, что родители вас родили и дали вам имя. А кто же тогда - бабушки и дедушки? Кем они приходятся вашим родителям?
- Ребята, пожилой человек – это тоже взрослый человек. Есть ли у него
отличительные черты? Скажите, а пожилому человеку нужна помощь? Почему? Как ваши родители помогают пожилым людям? А чем вы можете помочь им? Я рада, что вы отзывчивые и внимательные дети, нам очень пригодятся эти ваши замечательные качества, ведь нам предстоит серьёзное испытание. Вы готовы к нему? Тогда - вперёд! (Дети подходят к картине, воспитатель в это время берёт Каркушу).
Коммуникация:
- Ребята, сегодня Каркуша принесла нам на занятие не новую игрушку - оригами, а такую вот картину (показываю пейзаж будущей композиции) и рассказала, что видела в пустынном месте двух старичков, они очень горевали (ставлю на фон картины фигурки старичков). Стала Каркуша расспрашивать их, как же они тут оказались, но бабушка и дедушка ничего не поняли из вороньего языка. Как, по-вороньему, прозвучал этот вопрос? (ответы детей: Карр-р-р!! Кар-р!).Теперь понятно, почему старички ничего не поняли и не смогли рассказать Каркуше, как они оказались в такой глуши. А вы, ребята, как думаете? Может, случилось какое-нибудь волшебство или произошла история.
Использую такой приём для установления очерёдности высказывания детей:
Каркуша:- Ребята, вы поднимите крыло, то есть руку, если хотите сказать, а кому я сяду на плечо, тот выйдет к картине и расскажет свою историю. Ответы детей: Их подхватил сильный ураган и унёс по воздуху. Они убегали от злого волка и заблудились в лесу. Пошли искать своих внуков и заблудились. Пошли купаться, и их унесло течением. Дедушка и бабушка убегали от пожара. Они забыли, где их дом и не смогли вернуться обратно.
Основной этап – 20 -25 мин.
Ребята, как вы думаете, страшно остаться одному в безлюдном месте? Какие опасности могут подстерегать?
Вот и Каркуша тоже расстроилась, но она знает, что в нашем детском саду живут добрые волшебники и умелые мастера, которые могут помочь такой беде. Попробуем представить себе эту ситуацию: вот глухой лес, вот одинокие бабушка и дедушка.
Проблемная ситуация: Кто может оказать им помощь?
Каркуша хочет вам напомнить пословицу: «Легко дело сделать, да трудно его задумать». Я предлагаю вам хорошо подумать, с какой поделкой вы могли бы справиться? Все они вам знакомы, но разные по технике сложения. Может, кому-то потребуется помощь друга. Вспомните наше правило «Сделал сам – помоги товарищу». Вы готовы оказать помощь другу? Тогда – за дело.
- У нас в мастерской сегодня много разных волшебных квадратов. Мы возьмём их в руки и превратим их … во что? (Ответы детей). Предлагаю детям выбрать себе схему поделки, варианты их применения к сюжету. Ребята, а кто может поселиться в озере, в лесу? Какую пользу они будут приносить бабушке и дедушке?
- Подумайте, ребята, какие квадраты вам потребуются для работы, и выберите нужный цвет и размер, чтобы, к примеру, дом не оказался меньше курицы.
Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
В помощь детям предлагаю картотеку со схемами складывания.
Каркуша поощряет детей, изготовивших фигурку, побуждает их сложить ещё, помочь товарищу: « Кар-кар, какой умелый мастер, он умеет и дерево посадить и живность создать! Как быстро справился с работой, посмотри, не нужны ли товарищам твои умелые руки? Ведь вы делаете одно общее дело». За всякое дело берись умело!
Гимнастика для глаз: «Волшебный лес».Вот стоит волшебный лес!
В нём много сказок и чудес!
Слева - сосны, справа - дуб.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой - открой
И скорей бегом домой, (выполняется 3-4 раза)
Детям, у которых не получается фигурка предлагаю работать вместе. Показываю сложение на своем образце. Делая каждое следующее сложение, только после того как ребенок справился с предыдущим.
По мере изготовления поделок (некоторые ребята могут сложить и несколько простых фигурок) дети подходят к картине, определяют их место в композиции, придумывают историю о своей поделке по предложенному плану:
Как она (поделка) узнала о беде?
Как добралась до места?
Какую пользу будет приносить старичкам?
Дыхательная гимнастика. Упражнение для развития дыхания. Фонетическая ритмика.
Сейчас поучимся дышатьЧтобы так не уставатьНосом глубоко вдохнулиВдох глубокийВыдох : вдох:.Ах, как в норке хорошо "а-а-а"И уютно и тепло "у-у-у"Маму будем обнимать "ы-ы-ы"Будем весело играть "и-и-и"Что ж? Урок совсем не плох.
Каркуша подзывает остальных детей к картине и предлагает полюбоваться поделками друг друга. Дети рассматривают их, выясняют, кто взялся за самую трудную и проявил упорство, справившись с ней самостоятельно или с помощью друга (педагога)? Кто проявил фантазию и интересно украсил или разрисовал её? Кто самый трудолюбивый и сложил несколько фигурок? Есть ли такие, кто переоценил свои силы, не смог довести задуманное до конца и взял более простую в изготовлении фигурку?
Затем Каркуша предлагает ребенку, первому рассказывающему историю своего персонажа, взять в руки клеевой карандаш. По окончании своего рассказа ребёнок наклеивает поделку на заранее выбранное место в картине и передаёт карандаш следующему рассказчику.
Выслушиваем ответы нескольких детей. Например, история дерева: ветер пролетал над этим местом и рассказал деревьям в лесу историю старичков, деревья послали свои семена. И вот выросли около дома деревья, стали старичков от жары укрывать, ветками шелестеть: ш-ш, поселились на них птицы, выросли плоды.
История лягушки: сидела однажды лягушки на листе кувшинки и слушали, о чём журчит речка. Услышали лягушки, что есть речка чистая, вода в ней прозрачная и нет в этой реке никакой живности. Обрадовались лягушки, что не будут их аист, цапли, утки беспокоить, поскакали скорей к этому месту. Стали жить, весело квакать. Стали старичкам песни петь: ква-ква-ква.
История лодки, кораблика: Стоял кораблик в порту и услышал от кораблей, которые проплывали по этой речке, историю про беду старичков. Тогда он подумал, что надо туда поплыть. «Буду перевозить бабушку и дедушку с берега на берег и возить их в город за покупками»- решил кораблик.
Аналогичные рассказы дети придумывают про другие поделки: курица, утка, лебедь, птица, мышка, поросёнок, кот, собачка, рыбки, цветы, бабочка, кролик, грибы, дом и т.д. Динамическая пауза «Прогулка по Земле».
Дети по Земле гуляли, за природой наблюдали, Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели. Бабочки летали, крылышками махали. На нос села пчела, посмотрите вниз, друзья. Мы листочки приподняли, в ладошки ягоды собрали. Хорошо мы погуляли и немножечко устали! (Дети выполняют движения, соответствующие словам).
Заключительный этап 3- 5мин:
Каркуша хвалит детей, предлагает им полюбоваться на готовую красивую картину: «Было место нежилое, а ребята помогли его обжить». Вместе с детьми припоминаем, кому мы помогали, какие фигурки сделали. Делаем вывод, что все постарались, поделки получились аккуратные.
Каркуша приносит для детей в клюве гостинцы от бабушки и дедушки. Ворона прощается с детьми и улетает.