открытый урок по русскому языку на тему В царстве корней (2 класс)


Открытый урок по русскому языку во 2 классе
«В царстве корней»
Цели урока:
познакомить с признаками однокоренных слов;
учить выделять общую часть родственных слов;
развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные
развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь;
воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.
Оборудование:
презентация «В царстве корней»;
опорная таблица;
учебник «Русский язык» 2 класс, авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Интеграция:
русский язык, окружающий мир, литературное чтение
Организация учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Ход урока:
I ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Приветствие
· Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
· Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.

- Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.
2. Чистописание (Слайд № 2)

- Отгадайте загадку:
«Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)
- Объясните смысл загадки
- откройте тетради и пропишите показы:
Дд до дя
3. Комментированное письмо СЛАЙД 2
- прочитайте высказывание:
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
- Что это за высказывание? (Пословица)
- Что такое пословица?
- Как вы её понимаете?
- Прокомментируйте, запишите.
- Проверьте друг у друга.
II ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
* Раз мы сегодня путешествуем по царству корней, то скажите:
1) -Какие значения имеет слово «корень»:
*подземная часть растения,
*часть волоса, зуба, ногтя,
*начало, источник чего-либо.
(Слайд № 3)

«Так же как и у кустов, корень есть у слов».
2) -Что же такое корень? Выделите главное.
Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».
3) Стр. 61 учебника, читаем правило.
-Как называется общая часть?
-Какие слова называются однокоренными?
4) Упр. 84, стр. 61 – по рядам:
В строчку, через запятую, записать слова и выделить корень
1 ряд – первый столбик
2 ряд - второй столбик
Проверка с доски
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали 1-2-3,
Ручками похлопали 1-2-3.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
III ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
5) Слайд № 5: «Как растут слова»:

- Назовите однокоренные слова.
Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.

6. Закрепление изученного материала.
- А сейчас мы подошли к лесной речке. (Слайд № 6.)

- Найдите однокоренные слова на картинке и запишите:

Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.
- выделить корень
(Слайд № 6.)

- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
· Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
· Почему гости не сразу приметили чужака?
· Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
· Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
· -Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.)
· Какое значение в жизни человека имеет вода?
(Слайд № 7.) «Какое слово лишнее?»
- работа в парах (по строчке) - карточки

- зачеркнуть «лишнее» слово, выделить корень.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
Гриб, грибок, грибной, грибница.
- проверка по доске
(Слайд № 8.) Выписать однокоренные слова, выделить корень.

-Родня ли Гусеница Гусю? Почему?
Слайд № 9. Найти семью родственных слов.

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
- рассказать про ежевику
7. Итог урока.

· Какие слова называются родственными?
· Что такое корень слова?
· Какие слова называются однокоренными?
IV РЕФЛЕКСИЯ
Взять солнышко, отражающее отношение к урокуМОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!
-
8. Домашнее задание: