Конспект урока литературного чтения по теме В мире сказок Пушкина

3 класс. Литературное чтение. Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина"
Сибиркина Галина Николаевна, учитель начальных классов
Ход урока
Оборудование:
Портрет А.С. Пушкина, презентация, рисунки детей к сказкам, выставка книг с произведениями А.С. Пушкина, поделки.
Эпиграф к уроку. «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
Организационный момент. Звучит музыка Вивальди «Зима». На фоне музыки учитель говорит: «Прислушайтесь! Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая нас своей фантазией, к нам плывёт и расплывается сказка. Сплетённая из лунного света, перевязанная солнечным лучом, она зовёт нас вновь в красивый и таинственный мир полный чудес.
(выходят 3 девочки (девицы) и начинается инсценировка начала сказки «О царе Салтане» /от слов «Три девицы...» до слов «...все пустились во дворец.»)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ребята, вы узнали героев этой сказки? Как она называется, кто её автор?
Презентация открывается, слайды

III. Тема. «Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Сказочный мир А.С.Пушкина»
Цель:. - Обобщить знания об А.С.Пушкине, его творчестве и сказках
- Расширить словарный запас
- Развивать творческие способности, внимание, память, мышление,
Выполняем дыхательно-артикуляционные упражнения
а) вдох носом, выдох через рот;



б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох по порциям.
2. Громкое чтение.
Была тишина, тишина, тишина (дети тихим голосом читают )
ВДРУГ ГРОХОТОМ ГРОМА СМЕНИЛАСЬ ОНА (ДЕТИ РЕЗКО ИЗМЕНЯЮТ ОКРАСКУ ГОЛОСА, ПОДНИМАЮТ РУКИ)
И ВОТ УЖЕ ДОЖДИК ТИХОНЬКО,ТЫ, СЛЫШИШЬ? (ПРОИЗНОСЯТ, ЗАДАВАЯ ВОПРОС ДРУГ ДРУГУ)
ЗАКАПАЛ, ЗАКАПАЛ, ЗАКАПАЛ ПО КРЫШЕ. (ПРОИЗНОСЯТ ОТРЫВИСТО. ПАЛЬЦАМИ СТУЧАТ ПО СТОЛУ ИМИТИРУЯ КАПЛИ ДОЖДЯ0
НАВЕРНО сейчас БАРАБАНИТЬ ОН СТАНЕТ
УЖЕ БАРАБАНИТ, УЖЕ БАРАБАНИТ (ПРОИЗНОСЯТ И ИМИТИРУЮТ БАРАБАННУЮ ДРОБЬ УКАЗАТЕЛЬНЫМИ ПАЛЬЧИКАМИ)
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!
Чтение у доски
По цепочке, по одному слову.
Парой по строчке.
По строчке по рядам (последнюю строку все вместе).
Все вместе( последнюю строчку, глядя друг другу в глаза, радостно).
(на фоне музыки) слайд. Читает учитель.
- Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его образ дорог и близок каждому человеку. Как солнечный луч он входит в наше детство и с тех пор мы помним его сказки и стихи. Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру.
Перечитывая Пушкина, мы находим в неиссякаемом роднике его творчества новые силы, черпаем живительные запасы бодрости и мужества.



- Что вы знаете о творчестве А.С. Пушкина? - Жанр произведений А.С. Пушкина?
Дети отвечают, а учитель пишет на доске.
5 сказок романы поэмы стихи
Обращается внимание выставку книг А.С. Пушкина.
- Как вы думаете, почему у нас так много книг на выставке? Вывод: А.С. Пушкин – хорошо читаемый поэт.
Сегодня мы с вами заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.
Выходит царица.
Царица: «Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?
Учитель: Из какой сказки эти строчки? («Сказка о мертвой царевне»)

Прочитать сказку от лица:
маленькой девочки ( первый ученик)
глубокой старушки (второй ученик)
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали, Дружно руки вверх подняли В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
Царица: Загляну я в зеркальце еще разок. Кто это плывет к нам на красивом корабле? Слайд Прочитайте отрывок из сказки, найдите слова с Ь.
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет,     Он бежит себе в волнах     На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого.     Пушки с пристани палят,     Кораблю пристать велят.

Шевнина С. подходит к своему рисунку и читает наизусть
Ветер весело шумит. Судно весело бежит Мимо острова Буяна В царство славного Салтана. И заветная страна, Вот уж издали видна.
Угадай! Из какой сказки эти слова.
Раздать детям карточки со словами. Читают по очереди, остальные отгадывают.
На корыто посмотри, Быстро сказку назови

Золотое, наливное, А на вид оно простое. Если скушаешь его, Узнаешь сказку

Орехи мне не по зубам, Лучше я их вам отдам. Из какой они
·сказки, дети, Золотые орехи эти

Это зеркальце, мой свет, А меня прекрасней нет. Не забуду никогда Эту сказку я, друзья

Вам верёвка, может быть, Поможет денег раздобыть. Так поступал всегда Из сказки Пушкина
На какие три группы делятся сказки?
Все сказки делятся на три группы: бытовые, волшебные, о животных.
К какой группе относится наша сказка, которую мы с вами изучали? (Дети называют). Докажите. Слайд А сейчас мы с вами будем слушать отрывок из оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Ваша задача внимательно слушать и узнать либо героя, либо действие, которое происходит в сказке. (полёт шмеля , грамзапись)
Слайд № Отгадайте кто это?
3. Сидит кошка на дубе, и хвост, как у кошки, а все же не кошка. (Кот .)
У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом.
Из какого произведения эти строки? (Дети отвечают). Прочитайте слова. (Слова составлены из букв, прикрепленных на цепи). Дети: Читать, думать. Учитель: Вспомните пословицу с этими словами, Дети: «Мало уметь читать, надо уметь думать».
Выходит мудрец.
1. На какой вопрос никто никогда не ответит «да»? (Спящий на вопрос: «Вы спите?»)
2. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой.)
3. Можно ли в решете воды принести? (Можно, когда она замерзнет.)
Мудрец (Читает отрывок из «Сказки о золотом петушке»):
Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон.
1. Из какого произведения эти строки? 2.Что кричал Петушок? Кири –ку-ку ! Царствуй, лёжа на боку).
Слайд
Учитель: Прочитайте отрывок из сказки
Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару.
Учитель: За что был наказан поп? Дети: Поп был наказан за жадность. Учитель: В какой сказке героиня была тоже наказана за жадность?
Жил старик со своею старухой У самого синего моря, Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.
Герой сказки – старик предлагает нам решить кроссворд «Доскажи словечко» Дети решают кроссворд, в котором ключевое слово – Пушкин.
А сама-то величава, Выступает, будто (пава) Ой Вы, гости – господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете (чудо) Кто скорее из нас обежит около моря, Тот и бери себе полный оброк, Между тем там приготовят (мешок) А сидит в нём князь Гвидон, Он прислал тебе (поклон) Коли красная девица, Будь нам милая (сестрица) Инда плакал царь Дадон, Инда забывал и (сон)
Итог урока. Какие сказки написал Пушкин? Перечислите их.
Сказка о рыбаке и рыбке.
Сказка о попе и работнике его Балде.
Сказка о мёртвой царевне.
Сказка о золотом петушке.
Сказка о царе Салтане.
– Какие жанры использовал Пушкин в своём творчестве?


(Стихи, басни, поэмы, романы, сказки)
Викторина

·Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй лёжа на боку).

·Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? (не гонялся бы ты, поп, за дешевизною).

·Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке? (Жил старик со своею старухой у самого синего моря).

·Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? (Сказка ложь, да в ней намёкДобрым молодцам урок)
Обобщение:
- Почему сказка ложь? (Вымысел).
Сказка вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы.
- Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности).
- Высмеивается зло, жадность, глупость.
- В чём сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).
Наш урок был посвящён Доброй и мудрой пушкинской сказке. Почему «добрая»? (добро побеждает) Почему «мудрая»? (учит многому)
- Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своём творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся места.


Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна Тепла и ласки. Читайте Пушкина, друзья! – Вот вам подсказка! И пронесете сквозь года Вы радость сказки!