Поурочный план по изобразительному искусству 3 класс Красота и разнообразие природы. Рисование на тему «На морском берегу».


№ 14
Дата: 10.12.
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 3
Тема: Красота и разнообразие природы. Рисование на тему «На морском берегу».
Цели: Познакомить учащихся с основами композиционного построения, формирование умения использовать приемы, средства композиции при рисовании тематического рисунка, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов. Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции. Воспитывать интерес к искусству.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Вид урока: стандартный
Оборудование: учебник, карандаши, иллюстрации, презентация
Ход урока:
1 Организационный момент.
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
2. Объяснение нового материала.
Сообщение темы, цели урока.
Мы будем рисовать тематический рисунок "На морском берегу"  
3. Объяснение нового материала.  
Мы с вами будем изучать искусство композиции как основу тематического рисунка.1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие.
3. Движение и статика.
4. Прямые линии и организация пространства.
5. Цвет – элемент композиционного пространства.  Что такое композиция? Главное в композиции – создание художественного образа.  Давайте дадим определение понятию Композиция. Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать. Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства(показ репродукции), то можем увидеть, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д. – Какие формы образуют данные изображения? Композиционные схемы помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции  Симметрия. Что такое симметрия?  Асимметрия и динамическое равновесие. Если в симметричной композиции баланс и порядок элементов абсолютны, то в асимметричной они относительны. Взаимное расположение форм создает динамическое равновесие, которое достигается путем добавления дополнительного элемента. Рассмотрим представленные рисунки. 
Чтение стихотворения “Море”
Безмолвное море, лазурное море, Стаю очарован над бездной твоей.Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,Тревожною думой наполнено ты.Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою:Что движет твое необъятное лоно?Чем дышит твоя напряженная грудь?Иль тянет тебя из земные неволиДалекое, светлое небо к себе? ...Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его:Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотыеИ радостно блещешь звездами его.Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя – Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает;Обманчив твоей неподвижности вид:Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
– Так представил нашему воображению бурное море поэт, используя для этого слова. А вот как это же явление может представить нам художник.
Художников, которые рисуют море, называют – маринистами от слова “марина”. Ультрамарин – ископаемое "лазурик", и краска, которую получают путем его растирания, но она бывает составная, т.е. содержащая оттенки, например, если в голубой добавить чуть-чуть черного, то получится синий, темный цвет. Посмотрите переходы от темного к светлому и, наоборот, на примере моей блузки.
Рассказ учителя об Айвазовском Иване Константиновиче. Он - маринист, т.к. его картины посвящены морю, и, в основном, неспокойному морю – бурному.4. Физкультминутка.
5. Практическая деятельность.
Мы с вами смотрели, слушали, читали то, что сделали другие: художники, поэты и композиторы. А сейчас поработаем и попробуем создать свое произведение, сделаем набросок рисунка. У вас на столах лежат альбомные листы. Возьмем карандаш и линейку, отчертим поля и начнем работать.
Дети выполняют примерный набросок пейзажа.
6. Подведение итогов. – С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?– Ответы учеников.
Просмотр работ и анализ.