Технологическая карта урока Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин


Учитель: Кривоспицкая Т.Н
Класс: 3 «В»
Предмет: литературное чтение
Тема: «Художники –иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин.»
Цель: знакомство с творчеством художниками-иллюстраторами В.Васнецовым и И. БилибиномПланируемые результаты:
Познавательные УУД:
- учиться сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина;
-учиться находить отрывки из текста к иллюстрациям.
Коммуникативные УУД:
-учиться работать в паре и в группе;
-выполнять различные роли;
-слушать и понимать речь других ребят;
- учиться развивать навыки релаксации.
- учиться  доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
-учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
-строить речевое высказывание в устной форме.
Оборудование: презентация, карты досье, иллюстрации художников.
Технологическая карта урока
Этап урока Элементы содержания урока Деятельность учащихся
Мотивация урока -Ребята сегодняшний урок я начну с музыки. Прослушайте ее. Включается народная музыка «Гусли».
- Что это за инструмент на котором играет композитор.
-Кто знает что это за инструмент?
-На какое настроение вас подталкивает эта музыка?
-А включила я ее потому, что мы сейчас пойдем в один из отделов электронной картинной галереи.
-Как нужно везти себя в галерее?
-Посмотрите картины и скажите в какой зал я вас пригласила, попробуйте его назвать?
-Как поняли?
-какие сказки вы узнали?
-Почему именно в этот зал я вас позвала?
Слушают произведение
-композитор играет на гуслях.
-народный
-спокойствие, умиротворение, уравновешенность.
-спокойно, не разговаривать, ходить и рассматривать картины.
-отдел русских народных сказок.
Это иллюстрации из русских народных сказок.
- Аленушка и братик Инушка, Василиса Прекрасная, Царевна Лягушка, Иван царевич и серый волк.
-Потому что мы изучает раздел УНТ
Создание проблемной ситуации на уроке.
Работа в группах -У вас на столах лежат некоторые из этих картин, только в уменьшенном варианте, попробуйте разделить их на группы.
-Подумайте по какому признаку вы их раздели ли?
-Посмотрите я тоже раздела эти иллюстрации.
-Как вы думаете почему иллюстрации
такие разные?
-Кто знает, как называются художники, которые занимаются иллюстрациями к сказкам?
-А каких художников, вы знаете?
-узнали ли вы на наших картинах художников. Дети делят картинки на группы.
По цвету,
Разные люди их писали.
Художники-иллюстраторы.
Перечисляют
В.Васнецов, и И.БилибинФормулирование темы и цели урока. -Кто может уже сформулировать тему и цель сегодняшнего урока.
-Какие задачи мы перед собой поставим , чтобы достичь эту цель. Тема урока: Художники иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин.
Цель: знакомство и с творчеством художников-иллюстраторами В.Васнецвым и И. БилибиномЗадачи:
-Познакомиться с биографией художников.
-Узнать какие картины они написали;
-Узнать информацию о картинах.
-Составить досье о картинах.
Работа по теме урока
Работа в группах.
Работа по картинам художников. -Что такое досье?
-Посмотрите на портреты художников.
-Из каких источников мы можем взять информацию для досье.
-Сегодня вы будет работать над досье из информационных справок, которые предлагаю вам я. Лежат они у вас на столах у каждой группы.
-Выберете одного, кто представит ваше досье.
-Вспомним какие картины писали художники? Работа с галереей. У вас на столах лежат листы с текстом о некоторых из картин.
А теперь давайте сделаем вывод. Чем отличаются картины Васнецова от Билибиновского стиля?
Сбор информации, на какую то личность: дата рождения, место рождения, факты какие то.
Знакомство с портретами художников.
-энциклопедии, справочники, библиотека, интернет.
-учащиеся зачитывают и дополняют свое досье.
Один из участников группы представляет досье своей группы.
Своеобразие искусства Васнецова ярко раскрылось и в картине "Аленушка" (1881), тема которой была навеяна художнику известной русской сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке. В этой картине все написано с натуры: и Аленушка - крестьянская девочка, и осенний пейзаж глухого лесного места.
«Ковер-самолет» - самая первая сказочная картина Васнецова.Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах.
Душевность и печаль сближают «Черненькую» царевну с Еленой Прекрасной из другой картины Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». Елена Прекрасная кротко склонила голову на плечо царевича. Ее голубой атласный наряд отделан золотом, шапочка украшена драгоценными каменьями. Светлым пятном выделяются прекрасные всадники на мрачном фоне враждебного леса.
Благотворное влияние на творчество Ивана Билибина оказало русское народное искусство и путешествуя изучал народный быт и уклад крестьянской семьи. Это оказало самое благотворное влияние на создание художником иллюстраций к русским народным сказкам, былинам, к сказкам А. С. Пушкина.
В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная».
Иллюстрации Билибина к русским народным сказкам, отличающиеся высоким мастерством исполнения всех изобразительных элементов и хитрым узорочьем, очень нравились читателям и любителям книг всех возрастов.
-Билибин очень любил узоры, все его картины урашены узорамии другими. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной. А Васнецов он передавал красками эмоции радость и печаль, мудрость и величие русского народа. Художник вкладывал в каждую работу душевную теплоту и смысл, настроение картины для зрителя.
Закрепление изученных знаний.
Работа в парах. Проверим как вы запомнили Работы художников-иллюстраторов. У вас на столах лежат листы с портретами и картинами. Вам нужно разделить картины на группы. Работать вы будете в парах.
Проверьте, работы по образцу. Работают по парам над картинами.
Рефлексия. Вернемся к цели урока, достигли ли мы цель.
-Где эти знания нам пригодятся в жизни?
Продолжите фразу Мне больше всего удалось...
А особенно удалось...
Что я получил от этого дня (урока, праздника)?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
Да достигли.