Конспект открытого урока, тема: Слова, обозначающие действие предмета. «Домашние животные»


Класс: 3Б
Предмет: коррекция недостатков развития речи
Тема учебного занятия: Слова, обозначающие действие предмета. «Домашние животные»
Продолжительность учебного занятия: 25 мин.
Тип учебного занятия: закрепление учебного материала.
Цель:
- коррекционная: работа над словом; слова, обозначающие действие предмета;
- грамматическая: существительное – часть речи, отвечающая на вопрос кто? что?; глагол – часть речи, отвечающая на вопрос что делать?
- лексическая – «Домашние животные»
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнение и расширение словаря по теме, уточнение знаний по названию животных, их привычек, образу жизни;
Коррекционно-развивающие: развитие и активизация словаря учащихся, развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движениями, развитие коммуникативной стороны речи;
Коррекционно-воспитательные: формирование навыка сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе и животным.
Оборудование: компьютер, аудиозапись с голосами животных, «Найди дом животных, кто чем питается», «Найди маму и детеныша», разрезные картинки животных, игра «Расскажи-ка», речевой тренажер.
Ход урока:
1. Организация начала урока 2 мин.
Цель этапа: подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой, ориентировка во времени.
Деятельность учителя Деятельность учеников
– Здравствуйте. Начинаем наше занятие. Посмотрите в окно. Скажите, какое сейчас время года? Какое время года будет после осени? Какое время года было до осени? Какое время года будет после зимы?
– Скажите, какая сегодня погода? Сегодня тепло или холодно? Какое небо? – Здравствуйте.
– Сейчас осень. Будет зима. Было лето. Будет зима.
Дети отвечают на вопросы.
2. Артикуляционная гимнастика 2 мин.
Цель этапа: развитие артикуляционной моторики.
Деятельность учителя Деятельность учеников
– Чтобы правильно произносить звуки, сделаем гимнастику для губ и языка.
Упражнения: «Заборчик», «Иголочка»,
«Часы», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибочек».
– Вспомним нашу чистоговорку.
Дети выполняют соответствующие движения.
са-са-са — у Сани коса
са-са-са — в саду оса
сы-сы-сы — у Сани бусы
су-су-су — Соня видит осу
3. Введение в тему урока, сообщение темы урока. 2 мин.
Цель этапа: подготовка учащегося к предстоящей учебной деятельности.
1. Голодная – мычит,
Сытая – жует,
Малым ребяткам
Молочко дает. 2.Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит. 3. У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
4. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,а лаптей не даёт 5. Для меня конюшня – дом.
Угости меня овсом!
Грива вьется за спиной,
Не угонишься за мной! 6. Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявыйКажите, кто это? Правильно, это домашние животные.
Есть такие слова, обозначающие действие предмета. Глагол – часть речи, отвечающая на вопрос Что делать? Что делает? Например, это кто? Собака. Собака что делает? Лает, кусает, сторожит, кость грызет.
4. Задания: «Найди дом животных, кто чем питается», «Найди маму и детеныша», «Угадай, чей это голос?» 5 мин.
Цель этапа: развитие слухового анализатора, словарного запаса, актуализация знаний о домашних животных.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Найдите на картинке, дом животных и кто чем питается.
- Найдите маму и детеныша.
- Сейчас вы будете внимательно слушать звуки, которые издают домашние животные. По звукам, которые издают животные мы определим кто это.
- Собака (Что делает?)
- Кошка (Что делает?)
- Корова (Что делает?)
- Лошадь (Что делает?)
- Свинья (Что делает?)
- Коза (Что делает?)
Дети выполняют задание и отвечают на вопросы.
лает.
мяучет, мяукает.
мычит,
ржет,
хрюкает,
блеет.
5. Работа с речевым тренажером. 5 мин.
Цель этапа: умение работать с речевым тренажером, записывать свой голос, воспроизводить запись.
Деятельность учителя Деятельность учеников
– Дети, сейчас мы поработаем с речевым тренажером. Вам нужно назвать названия домашних животных и записать их на тренажер.
Потом мы все вместе прослушаем запись. Дети выполняют задание.
6. Физминутка. 2 мин.
Раз, два – шли утята.
Три, четыре – за водой.
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый напугал.
Громко, громко запищал:
Пи – пи – пи! Не пищи,
Мы тут рядом, поищи.
7. Закрепление материала. 5 мин.
Цель этапа: актуализация представлений учащегося о домашних животных.
Деятельность учителя Деятельность учеников
– Хозяин заботится о своих животных, кормит их.
- Сейчас я вам раздам конверты, откройте, посмотрите, что там?
- Давайте поиграем в игру «Расскажи-ка». Перед вами лежит картинка, вы должны ответить на вопросы: Кто это? Какого цвета? Назови части тела. Чем оно покрыто? Голос. Чем питается? Его жилище. Детеныши. Какую пользу приносит человеку? Дети собирают мозайку и отвечают на вопросы:
- это корова, коричневого цвета, туловищу, копыта, хвост, голова, рога, тело покрыто шерстью, корова мычит «мууу», летом ест траву, а зимой сено, живет корова в коровнике (в сарае), детеныш коровы – теленок, корова дает молоко и мясо.8. Подведение итогов 2 мин.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что узнали нового? Дети отвечают на вопросы.