Конспект занятия внеурочной деятельности «Волшебство в сказке С.Т. Аксакова Аленький цветочек »









Конспект занятия внеурочной деятельности
«Волшебство в сказке С.Т. Аксакова ''Аленький цветочек ''»
2 класс














Конспект занятия внеурочной деятельности на тему
«Волшебство в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»»
Цель: продолжить работу по осмыслению логики сказочного жанра, уметь находить признаки волшебной сказки в сказках.
Конспект занятия.
1.Организационный момент. Подведение к теме.
- Дети, сегодня у нас необычное занятие, покажем гостям, как мы умеем хорошо работать. Начнём с интересного. Смотрим презентацию
СЛАЙД 1 фрагменты сказок
- Что вы здесь увидели? (фрагменты сказок)
- Фрагменты каких сказок вы просмотрели ? (5 фрагментов)
«Царевна лягушка»
«Аленький цветочек»
«Волшебное кольцо»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
«Снежная королева»
- Какие все эти сказки ? (Волшебные сказки)
- Определите тему нашего занятия. (Волшебные сказки)
СЛАЙД 2 - классификация сказок
- Посмотрите, сказки делятся на бытовые, волшебные и сказки о животных. А волшебные сказки бывают авторские и народные.
- Сегодня на занятии мы будем говорить о волшебных сказках. Назовём признаки волшебных сказок. И на примере одной сказки докажем , что сказка волшебная и найдём в ней все признаки .
2. Деление на группы. Игра «Лисички, волки»
- Для дальнейшей работы нам нужно разделиться на 2 группы.
Для этого мы поиграем в русскую народную игру «Лисички, волки ». Все встаём в круг. Мне нужны два человека – водящие. Водящие прикрепляют к спинам играющих карточки с изображениями зверей : лисица, волк. Затем все играющие должны собраться в две группы : лисички, волки. (сложность игры в том , что играющие не знают какая карточка у них за спиной прикреплена и нельзя говорить)
- Сейчас посмотрим какая группа соберётся быстрее. Молодцы!
- У нас получились две группы – это лисицы и волки!
- В каких сказках встречаются эти герои? (Чаще всего в народных.)
3. Работа в группах. Приём «Корзина идей, предложений»
3.1. Постановка проблемы. Работа в группах.
- Ребята, сейчас мы с вами вспомним всё, что знаем о волшебных сказках. Вспомним признаки волшебных сказок. Будем работать в группах.
- (Дети сидят в группах, две группы по 7 человек)
- У вас на столах листы,где нарисованы цветы, на цветах написаны признаки волшебных сказок. Вам сейчас нужно выяснить какие признаки относятся только к волшебным сказкам ,вырезать эти цветы и собрать их в корзину. (Дети вырезают цветы с признаками волшебных сказок и приклеивают на корзину)
3.2. Обмен информацией в группах. Называние по одному признаку, не повторяя сказанного ранее.
- Сейчас мы с вами посмотрим какие признаки вы собрали в свои корзины?
- От каждой группы называем по одному признаку. (принимаем все высказанные идеи)
Предложения детей:
волшебная история, вымысел;
троекратное повторение;
увлекательный сюжет, сложный сюже;
волшебные предметы;
чудесные превращения из животных в человека;
наличие волшебства, магии.
Другие признаки других сказок в сравнении.
1.Главные герои всегда животные;
2.Реальность, реальные события;

- Мы собрали все признаки в корзины. Теперь в ходе нашего занятия мы обсудим все эти признаки.
3.3. Работа по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
- Посмотрите какую корзину с цветами мы собрали. Что необычного в этой корзине? (Один цветок необычный- аленький)
- В какой сказке встречается такой цветок? («Аленький цветочек»)
- Кто написал эту сказку? (С.Т. Аксаков)
- Ребята, а кто из вас знает автора этой сказки? (С.Т.Аксаков)
- Вспомним , что имя С.Т.Аксакова тесно связано с нашим краем. Предки С.Т. Аксакова из Симбирской губернии и сам С. Т. Аксаков бывал в наших краях. А также у нас в Ульяновске есть библиотека им. С. Т. Аксакова. (Около Обелиска)
- Сейчас мы с вами вспомним сказку «Аленький цветочек» и найдем в сказке выбранные вами признаки .
- Нам нужно вспомнить последовательность развития событий в сказке «Аленький цветочек» и нам помогут в этом опорные слова. (На доске прикреплены опорные слова из сказки «Аленький цветочек»
- Вспомним сказку. Соберём все эти слова по порядку развития действий в сказке.
Пересказ по опорным словам ( сериация по порядку)
СЛАЙД 3 - последовательность развития сюжета сказки.
1.Созвал дочерей.
2.Спросил про подарки.
3.Поплыл к дальним берегам.
4.Купил гостинца.
5. Искал цветочек.
6.Попал в волшебный мир.
7.Сорвал цветочек.
8.Вернулся к дочерям.
9.Приключения младшей дочки.
10.Счастливый конец.

3.4. Работа в группах. Анализ сказки «Аленький цветочек»
- Сейчас мы с вами посмотрим какие выбранные вами признаки присутствуют в сказке «Аленький цветочек». Первая группа называет признак , а вторая приводит подтверждение из сказки.
- волшебная история, вымысел ( Нереальный вымышленный мир,сам цветочек)
- увлекательный сюжет, сложный сюжет(путешествие отца по разным странам, путешествие Настеньки к чудищу)
- волшебные предметы: перстень золотой, скатерть самобранка.)
- троекратное повторение (в самом начале сказки отправился купец за тридевять земель в тридесятое царство тридесятое государство, 3 дочери , думали 3 дня и 3 ночи)
- чудесные превращения – (чудище лесное превратилось в прекрасного принца)
- наличие волшебства, магии.(Ведьма и ее колдовство)
4.Итог занятия. - - Что мы доказали?( сказка «Аленький цветочек» - волшебная)















15