«Слепое сердце» по рассказу К. Г. Паустовского ««Телеграмма


СЛЕПОЕ СЕРДЦЕТвори добро во благо людям.Цель: 1. Продолжить работу над творчеством К. Паустовского, прочитать и проанализировать рассказ «Телеграмма».
2. Развитие навыков анализа текста, составления портретной характеристики героя, определения темы и идеи произведения.
3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, бережного и чуткого отношения к близким.
I. Организационный момент.
П. Подготовка к восприятию и осмыслению рассказа К. Паустовского «Телеграмма».
1. Слово учителя.
Когда называешь имя Константина Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский - это юг, с которым связаны «Кара-Бугаз», «Черное море» и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озёрный фронт», «Северная повесть». Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: «Она завладела мной сразу и навсегда... С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написана «Мещёрская сторона», «Повесть о лесах», «Телеграмма», «Во глубине России». Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Рассказ «Волшебник», посвященный Грину, мы с вами читали. Надеюсь, вы с удовольствием в будущем прочитаете повести, рассказы и очерки о Чехове, Блоке, Лермонтове и Гоголе.
Но всё-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? Может быть, в умении сделать кому-то добро? А что такое доброта...? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма».
Ш. Анализ рассказа Паустовского «Телеграмма».
Как же создается эмоциональный фон рассказа уже в его начале?
Всё описываемое происходит холодной осенью. Вообще, это слово встречается в тексте несколько раз. Автор рисует мрачную картину: «назойливо сыпался дождь», «тащились... рыхлые тучи».
Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но доцветает, и он одинок среди серого, черного сада, и поэтому становится грустно.
2. Расскажите об обитательнице 2.- Видит всё одно и то же.
старого дома Катерине Петровне - Автор говорит, что она
«доживала свой век», а не жила.
- Ей не с кем было поговорить о прежней жизни. - Она всё время сидит у окна на диване и ждет, что приедет дочь.
3. Как передается одиночество 3. Катерина Петровна все
Катерины Петровны? перебирает какие-то бумажки в ридикюле, ей
нравилось касаться их руками, она
видимо, думала, что их касалась
когда-то дочь.
4.Что задело нас, тронуло в судьбе Она впервые за год решиласьэтой женщины? выйти из дома, когда кто-то долго
стучал в калитку. Калитка была заколочена несколько лет, и К.П. подумала, что дочь могла этого не знать, долго стучать.
5. А почему всё-таки она решилась идти?
6. Прочитаем ещё раз этот отрывок. - Использование метафоры в
Какова роль пейзажа в этом предложении «Позабытые звезды
эпизоде? пронзительно смотрели на землю»,
автор употребляет слово
«позабытые», чтобы подчеркнуть
- Обратите внимание какими одиночество К.П., ведь и её как художественными средствами бы «позабыли», и звезды понимают автор показывает одиночество это, поэтому «пронзительно» смотрят К.П. и заброшенность дома. на землю.
-В судьбе клёна, как он описан в
рассказе, тоже видны неустроенность,
одиночество: «Ему некуда было уйти от
этой бесприютной, ветреной ночи».
Метафоры и олицетворение помогают
понять настроение героини, её
переживания, ведь её тоже никто не ждет,
ей тоже некуда идти, она просто
доживает. Именно после этой встречи она
решается написать письмо дочери.
7. А что-то удивило в письме? - Удивило то, что она как-то просто
пишет о приближении смерти («зиму эту я не переживу,» «смерть забыла ко
мне дорогу».) А ещё удивительно, что в
таком коротком письме она пишет об
окружающей природе: обычно в письме
сообщают о знакомых или
родственниках, а К.П. упоминает о саде,
об осени.
- Действительно, образ К. П. очень
цельный. Она и окружающий её мир-
единое целое. Пейзаж-это действующее
лицо рассказа, может быть, именно
природа и помогает ей жить. Ведь и
сад, которым занимался ещё её отец, и
замёрзший клен, который она жалеет,
так как его «посадила давно, ещё
девушкой- хохотушкой»,- это всё её
близкий мир, её родная земля, о которой
в конце рассказа ещё расскажет автор,
земля, в которую опустили Катерину
Петровну. Да и природа, провожая её в
последний путь, принарядилась:
«Выпал тонкий снежок. День побелел,
и небо стало сухое, светлое...»
А обратите ли вы внимание, что на
страницах, рассказывающих о жизни Насти
в Ленинграде, почти нет описаний природы.
Почему? - Речь идет о большом городе,
какая же там природа?
- И в Ленинграде есть сады, парки, скверы.
Я думаю, что Настя не могла все это видеть,
так как она постоянно была занята работой
и не видела, что делается вокруг неё.
-Что мы узнаём о её жизни и работе в Ленинграде? - Постоянно суетится,
работает, организовывает
выставки, пытается
самоутвердиться, забыв
совершенно о старой одинокой
матери.
9.Но можно ли говорить о чёрствости Насти,
зная об её участии в судьбе художника
Тимофеева? - Конечно, она помогла ему. Но
не последнюю роль здесь
сыграло то обстоятельство, что
Тимофеев был талантливым
художником. Настя поняла это,
он и сам со временем пробился
бы, поэтому она и стала так
усердно устраивать его выставку,
возможно, предвидя те слова
благодарности ей за чуткость,
внимание к людям.
- Она секретарь в Союзе художни-
ков. Работы много. Устройство
выставок проходило через её ру-
ки. Даже письмо матери некогда
прочитать. Оно не вписывалось в
её жизнь.
-Чтение письма Катерины Петровны.
10. Как проявила себя Настя в организации Настойчива, решительна, упорна выставки художника Тимофеева. в достижении цели, проявляет
горячую заинтересованность,
внимание к судьбе художника.
«Ну что ж, будем драться
вместе»,- сказала Настя.
11. Как оценили деятельность художники ? 11... Седой вспыльчивый худож-
ник подошёл к Насте и похло-
пал её по руке.
- Благодарю... Слышал, что это
вы извлекли Тимофеева на свет
божий. Прекрасно сделали. А то
у нас много болтающих о
внимании к художнику, о заботе
и чуткости, а как дойдет до
дела, так натыкаешься на пустые
слова. Ещё раз благодарю!
12.А каково авторское отношение к Насте? 12. ... Настя нравилась сама себе
Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.»- Прямых авторских оценок в тексте нет, но - Глаза- зеркало челове-
отношение Паустовского однозначно: ческой души.
Здесь такой разоблачающий
эпитет!
пустые глаза говорят о равнодушии
человека. Страшно, когда встречаешь - «Настя чувствовала на себе
человека с холодными глазами. насмешливый взгляд
Очевидно, у человека такое же скульптуры Гоголя.»холодное, жестокое сердце. (олицетворение).
- Почему именно глаза Гоголя, а не Пушкина
или другого писателя? Вывод: Гоголь-сатирик, который
обладал удивительной способ-
ностью сразу угадывать человека.
«А письмо -то в сумочке
нераспечатанное»,- казалось,
говорили сверлящие гоголевские
глаза. - «Эх ты, сорока! »
-Настя получает телеграмму : «Катя помирает,
Тифон.» Для нас важна реакция на телеграмму.
Казалось бы, надо кричать, плакать, бежать,
что- то делать.
А Настя? - Скомкала телеграмму и нахму-
рилась.
13. Какой художественный прием использует автор? Для чего?
- Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь, он выступает в роли судьи: «... Чей-то взгляд, тяжелый и проницательный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову.» Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что
Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: « Эх ты, сорока!»
- Раскройте, что стоит за этим «Эх
ты!»
14. Перенесёмся в старинный, заброшенный, опустевший дом Катерины Петровны. Каково её состояние?
Почему Тихон решился на это?
Почему К.П. догадалась об обмане?
15. Рассказ назван «Телеграмма ». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор и почему?
13. ... А с кафедры доносилось:
«Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать.., этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне...»
- Резкий контраст.
-Несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.
- Восклицание сатирика горестноукоризненное. Гоголь словно видит Настю насквозь: её фальшь, предательство. Он, может быть, презирает её за бессердечность, тщеславие и эгоизм.
14. Она доживала последние дни. Ждала, слабо надеясь. Эта надежда поддерживала в ней жизнь.
И тогда сторож Тихон идет на почту и что-то пишет на телеграфном бланке корявыми буквами, а затем приносит К.П. телеграмму: «Дожидайтесь. Выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Он понимал, кого ждет К.П.
15. Вторую, потому что Тихон, в отличие от Насти, проявил настоя-щую человечность, чуткость, доброту, заботу, милосердие и преподнес урок нравственности девочке;
«Эх, горе, ее горькое, страдание неписанное. А ты смотри, дура, -
сказал он сердито Манюшке, - за добро плати добром, не будь
пустельгой».
Такой «пустельгой» оказалась Настя.
V. Обобщение.
Герои этого рассказа простые люди, которые так любил Паустовский. Они незаметные, не привыкли красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя, всегда помогут. Таковы и Манюшка, и Тихон. Сцена похорон заканчивается предложением: «За оградой, в легком, перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля».
Это земля родная не для Насти, а для обыкновенных русских людей, не растерявших ни терпения, ни чуткости, ни доброты...
VI. Рефлексия
- У кого из героев «слепое сердце»? Что это значит?
- Какое впечатление оставил у вас рассказ Паустовского «Телеграмма»?
- Тема и идея произведения.
- Какие нравственные качества осуждает и какие утверждает автор?
VII.Комментирование оценок.
VIII.Д/з: прочитать рассказ "Ручьи, где плещется форель", "Снег" и другие.