Использование рисования в работе учителя-логопеда в рамках интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО


Использование рисования в работе учителя-логопеда в рамках интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОНа современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта одной из актуальных задач становится поиск вариативных способов организации образовательной деятельности.
ФГОС выдвигает требование, направленное на осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей определенной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной или исследовательской деятельности. Построение коррекционно-образовательного процесса предполагает интеграцию образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», которые обеспечивают всестороннее развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Отказ от занятий как от учебной модели обучения – одно из существенных нововведений стандарта, который рекомендует использование различных форм совместной деятельности детей и взрослых. Особенно важно использовать такие формы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности, где необходима систематизация и закрепление полученных навыков и знаний многократно.
Традиционные логопедические занятия часто бывают мало занимательны, потому что предполагают многократные повторения и заучивания, т.е. механическую работу ребёнка. Поэтому в последние годы проявляется интерес специалистов к механизму воздействия изобразительной деятельности на ребёнка с речевыми нарушениями в коррекционно-развивающем процессе. Использование изобразительной деятельности позволяет решать коррекционные задачи:
- развитие фонетической стороны речи;
- активизация и обогащение словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Изобразительная деятельность детей оказывает сильное стимулирующее влияние на развитие словесного творчества, формирование выразительных средств речи, а также позволяет опосредованно отражать окружающий мир, обогащать свой чувственный опыт, углублять представления об окружающем.
Рисование, как один из видов изобразительной деятельности, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического, волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются и развиваются все психические функции. Рисование можно использовать во все периоды коррекционно-развивающей работы и на всех видах логопедических занятий. Как правило, рисование начинается с простых видов, например, с рисования различных линий в разном направлении, различной конфигурации, учит вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги, что способствует развитию кистевых движений.
Детям можно предложить рисовать с помощью трафаретов: обводить рисунки – трафареты по лексическим темам, штриховать трафаретные рисунки, заполнять картинки – трафареты той буквой, обозначающей звук, на который начинается название картинки. Первоначальное использование трафаретов, а не собственно самостоятельных рисунков, помогает детям научиться рисовать видеть и не выходить за границы предмета.
На этапе автоматизации звуков при заучивании стихотворений используется приём иллюстрирования. Для лучшего запоминания дети рисуют образы к каждому столбику стихотворения. Данный приём оказывает влияние на закрепление правильного произношения звуков, развитие творческих способностей и образного строя речи, а также способствует развитию познавательных процессов.
Раскрашивание картинок, в названии которых имеются изучаемые звуки, является особой частью логопедических занятий. Такой вид работы способствует не только развитию мелкой моторики, но и вызывает положительный эмоциональный настрой, активизирует творческое мышление. После раскрашивания картин проводится беседа по вопросам.
При закреплении произносительных навыков используются рисунки детей. Картины, нарисованные детьми, применяются для составления описательных рассказов, пересказа историй, рассказывания сказок.
На логопедических занятиях применяются схематические и условные образы в свободном рисовании. Например, упражнение «Незаконченный рисунок» способствует развитию творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. После рисования проводится рассматривание рисунка, обсуждение получившегося.
На этапе развития связной речи старшим дошкольникам предлагается рисование сюжетных рисунков по определённой теме с последующим составлением предложений по картинкам, коллективных или индивидуальных рассказов с опорой на них.
Такая системность в предъявлении учителем - логопедом заданий и упражнений по рисованию определяет эффективность их применения в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Необходимо отметить, что рисование оказывает стимулирующее влияние на обогащение и расширение словаря, развитие словесного творчества, формирование выразительных средств речи. Предложенные методы и приёмы способствуют повышению качества коррекции речи, развитию творческого отношения к слову, влияют на развитие у детей старшего дошкольного возраста всех составляющих элементов речевой системы, а также познавательных процессов.