технологическая карта к уроку история 5 класс тема Индийские касты


Тема урока :Индийские касты
Класс : 5 г
Предмет: история
Тип урока. Урок открытия новых знаний
Цели :Предметные:
познакомить учащихся с кастами в древней Индии;
выяснить в чём значение деления общества на касты;
определить в чьих интересах было деление на касты.
подвести учащихся к пониманию того, что деление общества на касты было несправедливым;
Метапредметныеразвивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать умение работать в группах;
развивать умение работать с текстом;
развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями;
способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать.
Личностные
создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
воспитывать чувство уважения к истории;
вызвать способность к сопереживанию к бедным людям и необходимость защищать обездоленных.
Этап урока, цель Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Добрый день, ребята!
Прозвенел уже звонок,
Все готовы начать урок?
Проверьте все ль на месте
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Присаживайтесь!
Сегодня 2 декабря будем изучать мы Индию опять!
Представляюсь…….
Ребята сегодня вы будете работать в команде, так как сейчас сидите. Каждая команда это древнейший город Индии, а вы сегодня жители этого города. У нас есть город Эллора с мудрыми жителями, город Хараппа с веселыми жителями, город Санчи с самыми счастливыми жителями , город Агра с красивыми жителями и город Аджанта с самыми смелыми жителями. В каждом городе есть старейшина, это умный и мудрый человек из всех жителей Индии, и я попрошу вас выбрать такого старейшину и в вашем городе, который будет вести записи в информационном листе. (Посвятить его в старейшины, наклеить бинди «капельку» символ мудрости на лоб.) Древнейшие города вели борьбу за право быть главным городом государства, и вы будете сражаться за хорошую отметку, и та совместная оценка, которую вы завоюете на уроке ,будет выставлена в журнал всем жителям этого города. На столе у вас информационные листы, кружки разных цветов и клей. Выберите тот кружок, который соответствует вашему настроению сейчас и старейшина наклеит его в правый угол информационного листа.
Красный Активность, радость, бодрость
Зелёный Спокойствие
Голубой Серьёзное, сдержанное настроение
Белый Тоскливое, пассивное настроение
Ну, вот, замечательно, у всех хорошее настроение, а это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!!
Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с новым государством. Каким? Давайте повторим. Выбирают соответствующий цвет, соотносят значение с таблицей в папке, демонстрируют своё настроение.
Индия Самоопределение(Л), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества (К)
Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», развития ранее приобретённых умений, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося Индия – страна, которая поражает всех, кто ее увидит. «Волшебная земля», «край чудес и несметных богатств» – так говорили об Индии путешественники.
Путешествуя по стране Индия странники оставили вам записки, свои очерки об этой стране , но они попали под дождь и часть слов стерлась, я предлагаю вам заполнить пропуски в тексте:
Индия расположена на полуострове _________.
2.На севере Индии горы_______ служат границей.
3.По территории Индии протекают две главные реки _______и ______.
4. В течение всего года в Индии очень _______, а в _____ и _______ месяце идут дожди.
5.Индийцы занимались ________________.
6.В заболоченных долинах рек индийцы сажали _______.
7.Выращивали в Индии _________ и ________. 8.На лесных опушках индийцы пасли ________ и __________.
10.Индийцы почитали животных: ___________________________________, священной считалась _______________.
Взаимопроверка – сверка с экраном.
Оцените себя. Критерии: 0-1 ошибка -5
2-3 ошибки - 4
4-5 ошибок -3
Боле пяти – 2
Итак, мы повторили все, что уже знаем об Индии. Давайте обобщим, что мы знаем?
Что мы знаем + Что хотим узнать?
географическое расположение;
природные и климатические условия;
занятия индийцев;
религия индийцев. *по каким порядкам жили индийцы?
*каковы законы индийцев?
*что из себя представляло общество Индии?
Показывают географические объекты на карте, отвечают на поставленные вопросы.
Вставляют нужные слова, показывают знание карты, знания учебного материала по теме, дают оценку ответам по памятке с критериями.
Осуществляют самопроверку по ключам и критериям
Индия расположена на полуострове Индостан.
На севере Индии горы Гималаи служат границей. По территории Индии протекают две главные реки Инд и Ганг.
В течение всего года в Индии очень жарко , а в июле и августе месяце идут дожди.
Индийцы занимались земледелием.
В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали в Индии сахарный тростник и хлопчатник. На лесных опушках индийцы пасли коров и коз.
Индийцы почитали животных: змею, обезьяну, льва, слона, священной считалась корова. Высказывают версии, что они знают, а что надо узнать.
Отбор информации, анализ, сопоставление, умение сравнивать, умение делать выводы, умение передавать содержание в сжатом виде. (П).
Владение диалоговой формой речи, владение устной и письменной речью, ее оформление(К).
Оценка результатов собственной и чужой деятельности, умение работать с критериями (Р)
ЦелеполаганиеЦель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач. Физминутка
Ребята, давайте прогуляемся по джунглям(вспомните, что это такое?)Представьте, что мы в Индии:
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим – зажмуриваем глаза, открываем и закрываем их несколько раз.
Идем по тропинке – ходьба на месте.
Увидели птицу слева, справа – повороты головой влево вправо.
Разводим лианы на пути (разводим руками).
И вот, наконец, вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему, потянулись и сели.
Итак, мы продолжаем свое путешествие по Индии, представьте, что мы здесь познакомились с семьёй земледельцев, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать их сыновья. На что глава семьи ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле.
Какой вопрос у вас возник к крестьянину. Почему его дети не могут стать воинами?
- Так мы не из той касты, - ответил он.
Какое новое слово?
Помогите мне определить тему урока
Индийские касты. Запишем тему урока в тетрадь.
И так что мы сегодня должны с вами узнать?
Каста определение стр.100
Предполагаемые ответы учащихся:
Почему его дети не могут стать воинами?
Каста определение стр. 100
Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность к которой передавалась по наследству.
Индийские касты
Предполагаемые ответы ребят:
Что такое каста?
Что представляет собой каста?
Какие касты были в Индии, в чем различия между ними? Самостоятельно формулировать тему, цель, задачи(Р).
Владение диалоговой, устной формой речи(К).
Открытие новых знаний, развитие имеющихся умений.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний Слово учителя «Миф о происхождении четырёх каст». (Слово сопровождается слайдами из презентации).
Дети получают задания: внимательно прослушать учителя выделить для себя названия каст и их происхождение.
Индийцы всегда верили, что их боги разделили всех людей на несколько групп
Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы – он умеют сражаться. Земледельцы, которые обрабатывают землю, пасут скот – появились из его бедер, а слуги, находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног. Принадлежность к касте передавалась по наследству, поэтому человек, рожденный слугой, мог стать только слугой, ведь у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросенок. Неравенство было неоспоримым и только покорность даст при перерождении после смерти возможность изменить свое кастовое положение. Каждая группа, или каста, стала обладала своими особенностями и обязанностями так:
Название касты Основные занятия Особенности жизни
Брахманы (I группа) Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников, были самыми почтенными. Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество
Воины (кшатрии) (II группа) Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука  
, низшим – почти ничего.
Земледельцы (вайшью) III группа)Возделывали поля, работали в мастерских, торговали  
Слуги (шудры) (IV группа) Служить представителям высших каст Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам
Неприкасаемые (V группа)
Высшие были богатыми господами, низшие – их слугами. За непослушание, низшие жестоко наказывались, вплоть до смерти. Цвет точки на лбу или одежды также указывал на разделение общества- социальную иерархию (Запись на доске, объяснение), по цвету точки или одежды можно было определить принадлежность к касте , так у брахман –белый, у воинов –красный, у земледельцев -желтый, а у слуг –черный. Но были и такие мудрецы, которые отвергали религию брахманизм религию кастового различия и учили, что главное не происхождение а достоинства человека. И таким основателем данного учения был Будда а его религия получила название буддизм.
Итак, как же выглядело общество Индии?
Работа в группах - городах
Составим небольшой кластер ( понятие и к нему подбор информации, связанной с этим понятием)
ПОНЯТИЕ
Составляют фишбоун (дают ответ на проблемный вопрос через понятия и их содержание)

Перечисленные слова, приведите в систему, через заполнения дерева предсказаний и дайте пояснение.

4.Выполняют задание «Оставьте за нами последнее слово» , отвечают на вопрос:
Какое учение - брахманизм или буддизм - в отношении положения людей в обществе, взаимоотношений их между собой вам кажется более справедливым с современной точки зрения.
5.Анализ документа.
Во «Всеобщей декларации прав человека» сказано:
Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от:
национальности, языка, расы, пола, религии;
социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;
-величины и мирового значения его страны. 1. жители города Эллора,составляют кластер из предложенных слов (каста), отчитываются по нему.
Предполагаемый ответ:
Семья, страна, неравенство, разделение, наследство, общество.
2.жители города Хараппа составляют фишбоун (почему дети индийского земледельца, никогда не станут воинами),отчитываются по нему.
Предполагаемый ответ:
Брахманы-жрецы, кшатрии-воины, вайшью-земледельцы, шудры-слуги, неприкасаемые- вне каст ;потому что кастовая принадлежность передавалась по наследству
3.жители города Санчи приводят слова в систему , составляют дерево предсказаний (брахма- ствол, ветви- части тела, кокосы касты и объяснение почему из этой части тела)
Предполагаемый ответ:
жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы – он умеют сражаться. Земледельцы, которые обрабатывают землю, пасут скот – появились из его бедер. а слуги, находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног.
4.жители города Агра выполняют задание «Оставьте за нами последнее слово» (Какое учение - брахманизм или буддизм - в отношении положения людей в обществе, взаимоотношений их между собой вам кажется более справедливым с современной точки зрения.)
Предполагаемый ответы: буддизм так как оно не ограничивает свободы и прав людей.
5.жители города Аджанта анализируют документ «Всеобщая Декларация прав человека» и отвечают на вопрос: К какому учению близок смысл Декларации?
Предполагаемый ответ: буддизм, так, как не ограничивает прав и свобод человека, независимо от:
национальности, языка, расы, пола, религии;
социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;
-величины и мирового значения его страны Ориентация в учебнике, в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, умение работать с письменным текстом, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение (П).
Владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К).
Итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности (Р).
Первичное закрепление.
Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию У вас в рабочих листах расположены шаблоны для игры «Крестики -нолики». Я читаю предложение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.
1.Всё население Индии делилось на 5 каст.
2.Высшей кастой была каста воинов.
3.Только брахманы могли разговаривать с богом.
4.Принадлежность к касте передавалась по наследству.
5. По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей тела – Брахма
6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев.
7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги.
8.Воины были созданы из рук бога Брахмы.
9.Все касты произошли из частей тела бога Будды.
Давайте проверим, как вы выполнили (самопроверка).
0 0 Х
хх0
0 х0
Поставьте себе оценку: 0 ош -5
1-2 ош. – 4
3-4 ош - 3
Более 4 ошибок - 2
Оценивают себя, свою работу на уроке, характеризуют своё отношение к уроку, считают баллы, оценивают работу других Владение диалоговой формой речи, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).
Умение делать выводы, перерабатывать информацию, перерабатывать ее (П).
Умение соотносить информацию и факты. (Р)
Итог урока (Рефлексия деятельности).
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса Подсчитайте сколько баллов за урок вы набрали?
(опросить кто сколько набрал, задать вопрос классу что нового узнали? чему научились?
Кому сегодня поставим за работу на уроке оценки?) старейшина считает и определяет кто сильный в знаниях а кто более слабый
2.Рефлексия деятельности «Для меня сегодняшний урок…»
Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, подчеркните строчку.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
. Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, Регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими.(Р)
Домашнее задание Параграф 21 подробный пересказ, ответить на вопросы1, 2,3 с 105 заполнить таблицу ( касты, основные занятия) все, сильные учащиеся – составить кроссворд по теме «Индийские касты» или выполнить задание на с 105 «Подготовьте сообщение». Записывают домашнее задание. Планирование собственной деятельности в соответствии с полученными знаниями на уроке (Р)