Исследовательская работа ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №5»



Тема:
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ.



ВЫПОЛНИЛА:
Шуст Алёна ученица 11 класса
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Пустовая Людмила Николаевна
педагог-психолог



КУЛУНДА 2010


















Содержание.

1.Введение. Актуальность темы...3

2.Основная часть.

2.1.Понятие воображения.5
2.2. Виды воображения.6
2.3. Функции воображения...9
2.4. Роль воображения.11
2.5. «Техника» воображения...12
2.6. Воображение в творчестве...13
2.7. Воображение в талантливости.14
2.8.Развитие воображения в разные возрастные периоды...16

3.Практическая часть...19

4. Заключение

5. Список литературы.































Введение. Актуальность темы.

В условиях прогрессивного развития современного общества значительно актуализировалась роль человеческого фактора. Преобразования, произошедшие в России, с особой остротой поставили вопрос о привлечении талантливой молодежи к решению насущных социально-экономических проблем: в условиях перехода к рыночным отношениям, создания правового государства и демократического общества возросла потребность в социально активных людях, профессионалах, обладающих инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом. Сейчас стало очевидным, что люди творческие, активные, неординарно мыслящие, способные к нестандартному решению традиционных проблем и поиску новых перспективных задач, составляют основной стратегический ресурс общества, от реализации которого зависят достижения в науке и конкурентоспособность отечественной экономики. Поэтому приоритетной задачей психологической и педагогической научных отраслей является выявление и формирование социально зрелой молодежи с высоким уровнем креативности, способной достичь профессиональных высот, используя творческий подход в решении постоянно изменяющихся, отличающихся высокой степенью неопределенности, проблемных ситуаций. В условиях гуманизации образования педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Исходя из этого, основным направлением современной образовательной системы является поиск резервов личностного становления подрастающего поколения, возможностей оптимизации воспитательных влияний с учетом периодов сензитивности развивающейся личности средовым воздействиям, путей формирования личности, преобразующей действительность, а не приспосабливающейся к ней. Поиск талантов и создание максимально благоприятных условий для их развития, становится, таким образом, одной из важнейших задач современной образовательной практики. Креативность можно изучить и развить, что позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое - и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности. Тема креативности остается одной из наиболее серьезных и значимых в отечественной и зарубежной психологии на протяжении многих лет, разработка методологической и теоретической базы диагностики и развития творческих способностей затруднена неоднозначностью толкования термина "креативность", расплывчатостью его понимания в научном и в обыденном сознании. На сегодняшний день в педагогической психологии накоплен богатый теоретический и эмпирический материал по различным аспектам проблемы развития креативности. Тем не менее, анализ научных исследований показывает необходимость дальнейшего изучения значимых для практики развития креативности вопросов, касающихся взаимосвязи творческих и личностных параметров школьников, а также психологической диагностики креативности. Имеющиеся на сегодняшний день методы диагностики креативности (Д.Б. Богоявленская, Е. Торренс, Ф. Вильяме, И.С. Аверина, Е.И. Щебланова и др.), , используются недостаточно широко, в силу большой трудоемкости обработки протоколов обследования и подверженности результатов действию многочисленных артефактов.
Тема исследования: изучение уровня развития воображение школьников в разные возрастные периоды. Проблема исследования: изменение уровеня развития воображения в разные возрастные периоды. Объектом исследования является развитие креативности (воображения) в школьном возрасте.
Предмет исследования: воображение школьников. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что креативность (воображение) формируется в процессе обучения в школе.
Цель исследования: изучить особенности воображения учащихся школы. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи: 1. На основе анализа научных представлений о творческих способностях личности разработать понятийный аппарат исследования и проследить генезис понятия «креативность» в отечественной и зарубежной психологии. 2. Провести теоретико-методологический анализ проблемы взаимосвязи креативности и личностных особенностей школьников, 3. Провести диагностическое исследование развития воображения в разные возрастные периоды.
4 Разработать методические рекомендации направленные на развитие креативности. Методы исследования:
Изучение научно-популярной литературы.
Статистический.
Информационно-коммуникативный.
Диагностический.



























Основная часть.
Понятие воображения.

Существуют несколько различных определений общего понятия воображение. Что же такое воображение?

Воображение – это представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение (Фикция); равным образом деятельность, порождающая такое представление или предположение. Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние сделать человека больным «мнимый» больной или, наоборот, здоровым.

Воображение – это признак собственной переоценки и высокомерия: «воображающий о себе человек».

Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.

Воображение способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс превнесения какого–либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дошкольников.

















2.2. Виды воображения

На основании общих сведений, существующих в настоящее время о процессе воображения, можно сделать попытку составить общую классификацию видов воображения.
Первая классификация воображения по степени активности субъекта.
а) Активное воображение
б) Пассивное воображение
Активное воображение – это создание образов, которые в последствие реализуются в практической деятельности субъекта. Его особенностью является тот факт, что в своей основе оно является сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчинено прямо или косвенно осознаваемой задаче научной, художественной, учебной или практической. Оно требует определенных усилий и энергетических затрат.
Пассивное воображение – вид воображения, при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта. Оно не стимулирует субъекта к активным действиям. В некоторых случаях пассивное воображение создает образы, которые невозможно реализовать.

Вторая классификация воображения по степени волевых усилий, выделяя при этом:
а) Произвольное воображение
б) Непроизвольное воображение
Произвольное воображение представляет собой, как правило, осознанную, целенаправленную деятельность, характеризующуюся преднамеренным созданием образов.
Непроизвольное воображение обычно наблюдается в ситуациях, когда деятельность сознания частично или полностью ослабляется. Подобный вид воображения может проявляться, например, во сне, полудремотных состояниях, при психических расстройствах, а также в измененных состояниях сознания вызванных воздействием на организм психотропных и психоделических веществ.
Следует отметить, что произвольность часто сочетается с активностью.
На основе этих сочетаний можно выделить:
Произвольное-активное воображение, заключающееся в длительном, целеустремленном поиске нужного образа. К этому виду воображения можно отнести, например, мечту, которую следует выделить как особую форму воображения.
Мечта это деятельность воображения, проявляющаяся в создании оптимистических замыслов, осуществление которых человек ожидает в будущем, однако в одних случаях мечта может заменять реальное действие воображения и в этом случае снижается активность личности. В других случаях, мечты отражают направленность личности и влияют на ее развитие. Анализируя мечты субъекта можно многое понять о его личности.
Из всех проявлений произвольного-активного воображения мечта особенно сильно вплетена в человеческую жизнь. С самого раннего детства и до глубокой старости человек постоянно на что-то надеется, чего-то ждет. Мечта представляет собой большую побудительную силу, заставляющую нас напряженно трудиться, чтобы достичь желаемых результатов. По мере того, как осуществляются одни мечты, появляются другие.
Произовльное-пассивное воображение. Примером подобного вида воображения являются, так называемые грезы. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Они представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Однако произвольное-пассивное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии.
Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремотном состоянии. Контроль при этом проявляется в отборе фантастических картин, причем только таких, которые вызвали бы у человека желанные чувства. Это картины приятного, но заведомо несбыточного характера. Внешним выражением грез чаще всего является продолжительная неподвижность человека с подчеркнутой апатичностью позы. Причинами возникновения грез могут являться влияние умиротворения, и удовлетворенности; результат утомительной работы, когда сознание человека притупляется; влияние специальных раздражителей (любимой музыки и пр.). Какой бы ни была реалистичной греза, человек всегда отличает ее от действительности, этим она и отличается как от галлюцинаций и от иллюзий. Грезы возникают без какой-либо опоры на восприятие, поэтому легко исчезают при воздействии на человека любого внешнего раздражителя. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это может свидетельствовать об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в его собственный выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.
Непроизвольное-пассивное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек абсолютно не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями непроизвольного-пассивного воображения являются, например, сновидения и галлюцинации. Под сновидением, в данном случае, обычно понимают образы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна. Эти образы представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня. Галлюцинации это психологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания. Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Субъект, испытывающий галлюцинации не в силах отказаться от внутреннего убеждения, что он в конкретный момент имеет чувственные ощущения, что ощущаемый им предмет реально существует, хотя и не действует на него.

Третья классификация воображения по их связи с прошлым опытом.
а) Воссоздающее воображение
б) Творческое воображение
Особенностью воссоздающего воображения является создание образов, которые ранее человеком не воспринимались, но с которыми он в какой-то степени уже был знаком, например, воссоздание подобного образа может быть основано на аналогичных, сходных образах или их отдельных элементах. К образам этого вида воображения могут быть отнесены, например, такие образы, которые создаются по словесному или схематическому описанию. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения создать образ максимально приближенный к реальному. Эти образы носят репродуктивный характер, но при этом отличаются от образов памяти динамичностью и гибкостью элементов образа. Очень часто, воспроизводя в воображении какой-то образ или событие, человек может что-то в нем приукрасить или изменить Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении. Он позволяет через создание образа изучаемого явления, точнее и легче уяснить его суть.
Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, включенные в процесс творческой деятельности и имеющие личную или общественную значимость, при минимальной опоре на прошлый опыт. Творческое воображение может создавать образы субъективно новые (это так называемое «изобретение велосипеда») и объективно новые, примером таких образов является результат научной или художественной деятельности Отличием творческого воображения от воссоздающего является то, что первое в отличие от второго не имеет конкретной цели создания определенного образа. Образ творческого воображения создается в процессе творческой деятельности.
В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда также конкретное и абстрактное воображение.















































2.3. Функции воображения

В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций:

представление действительности в образах;
регулирование эмоциональных состояний;
формирование внутреннего плана действий;
планирование и программирование деятельности.

Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения. Так, инженер придумывая новую машину, сначала создаёт её в своём воображении и только затем строит её, дополняя ею соответственно мир существующих материальных вещей. Художник, задумывая картину и воплощая её в своём рисунке или на полотне, также дополняет представление людей о мире том, что придумано им и изображено на картине. То же самое делают представители творческих профессий. Благодаря их воображению за тысячелетия существования людей совершенно был создан новый мир – мир человеческой материальной и духовной культуры.

Вторая функция воображения связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояний человека. Для того чтобы повлиять на своё поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своём воображении. Так поступает каждый человек, озабоченный тем, чтобы, ведя себя определённым образом, достичь в будущем поставленной цели. Если нам предстоит какая – либо важная встреча с кем – либо, то мы обязательно продумываем её в деталях и представляем своё поведение во время этой встречи; если спортсмену нужно выступить на соревнованиях и выполнить какое – либо сложное упражнение, он непременно перед этим проигрывает данное упражнение, то есть выполняет его в своём воображении. Так всегда делают гимнасты, фигуристы, штангисты, прыгуны в воду и представители других видов спорта. Эта же функция воображения широко используется во многих современных методах психотерапии, где через произвольное воображение человека на него же оказывается определённое психотерапевтическое влияние. Наконец, через своё воображение человек может повлиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие психические процессы.

Третья функция воображения состоит в формировании с его помощью внутреннего плана действий, то есть способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами. Например, ребёнок, который научился решать задачи с помощью действий с реальными материальными предметами, на следующем этапе развития своего мышления может научиться решать задачи, действуя в уме только с образами соответствующих предметов. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно – образном мышлении человека и в его развитии. В элементарной форме этот вид мышления встречается у детей дошкольного возраста, а в более сложных формах – у взрослых людей, которым по роду своей профессиональной деятельности приходится решать довольно сложные задачи с помощью образного мышления. Это, например, дизайнеры и художники, писатели и актёры, политики и инженеры.

Четвёртая функция воображения – это программирование будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.











































2.4. Роль воображения

По словам В.Т.Кудрявцева: «Воображение – свободный, необузданный, неподконтрольный логике полёт фантазии, выдумывание того, чего в действительности не бывает, пренебрежение реальностью». Эта позиция может оказаться ещё более аргументированной, когда разговор заходит о ребёнке – существе, живущем в мире грёз, смутных впечатлений и символов.
Воображая, человек как бы «сходу» проникает в суть, в основание развивающейся целостности предмета ещё до того, как в его сознании сложится отчётливое понятие о нём. Предмет будущей мысли уже явлен сознанию в чувственном образе. Мысли, которой только предстоит родиться, но которая уже предчувствуется. Воображение и есть предчувствие мысли в образно-смысловой форме. По словам Гегеля: «Воображая, мыслящий дух отождествляет свои всеобщие представления с тем, что есть особенного в образе и тем самым даёт им образное наличное бытие».
Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие. Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере накопления им определённого опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разносторонне наш опыт, тем выше потенциал нашего воображения. Именно поэтому воображение ребёнка никак не богаче, а во многих отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда ребёнок по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Вместе с тем, в жизни ребёнка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной действительности. С его помощью дети познают окружающий мир и самого себя.
Воображение ребёнка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сензитивный» период для такого развития – это дошкольный возраст. «Воображение, - как писал психолог О.М.Дьяченко, детально изучавшая эту функцию, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний».
Воображение может творчески преобразовывать действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и неожиданные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребёнка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребёнка не участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве «для себя», к ней не предьявляются требования реализуемости и продуктивности. Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовке к предстоящему творчеству в будущем.







2.5. «Техника» воображения

Преобразование действительности при помощи воображения происходит не произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в различных способах или приемах преобразования, которые используются человеком неосознанно. Психология выделяет несколько таких приемов.

Первый такой способ агглютинация, т.е. комбинирование или сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях. Комбинирование – это не случайный набор, а именно подбор определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он широко применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев. Примером может служить классические персонажи сказок человек-зверь или человек-птица, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.

Другим приемом является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления. Акцентуирование – это подчеркивание черт. Оно часто достигается при помощи изменения пропорций в различные стороны. Таким приемом пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, утрируя те или иные его черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров Гулливер. С одной стороны, внешность великана, его грандиозные размеры могут сделать более очевидной внутреннюю силу и значимость героев, а с другой, фантастически малые размеры могут силой контраста подчеркнуть большие внутренние достоинства персонажа.

Третий известный способ создания образов воображения схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок.

И последним способом можно назвать типизацию, т.е. специфическое обобщение. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее.

Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция к иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Все средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы и фигуры) показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.



2.6. Воображение в творчестве

Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности.
В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Воображение Льва Толстого ничуть не слабее воображения Эдгара Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Ведь как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла. Но соблюдение жизненности и реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого человека. Поэтому основная задача художественного произведения– показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и верную картину, чем это может сделать даже фотография.
Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, значительное отклонение от нее. Художественно творчество выражается не только в портрете, оно включает и скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в сказке, так и в фантастике отклонения могут быть очень велики, но они в любом случае должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И чем значительнее эти отклонения о действительности, тем мотивированнее они должны быть, иначе они не будут поняты и по достоинству оценены. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.
Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,– такова логика творческого воображения.
Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.
Еще английский химик Пристли, открывший кислород, заявлял, что все великие открытия, способны сделать лишь ученые, которые дают “полный простор своему воображению". Роль фантазии в науке высоко оценивал и Ленин, считая, что “она нужна не только поэту. Даже в математике она нужна, ведь фантазия есть качество величайшей ценности”. Специфическая роль воображения в научном творчестве заключается в том, что оно преобразует образное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.
Очень ярко роль воображения показана в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая опыт, должен, используя свои знания и гипотезы, достижения науки и техники, представить себе такую ситуацию, которая бы удовлетворила всем требующимся условиям. Другими словами, он должен вообразить проведение такого опыта и понять его цели и последствия. Одним из ученых, который всегда «проводил эксперимент» своим воображением перед настоящим опытом, был физик Э. Резерфорд.
2.7. Воображение в талантливости

Как уже известно, воображение это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.
Иногда людям более зрелого возраста трудно представить себе что-то необычное и начать фантазировать, но это не значит, что они потеряли способность к воображению. Воображение есть у каждого человека, просто, становясь старше, человек все реже его тренирует. А тренировать воображение, как советуют психологи, нужно еще с самого детства.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание. А ведь именно они определяют успешность учебы ребенка.
Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает.
Творчество развивает и эстетические чувства у ребенка. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках и викторинах и т. д. Потому что творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.
Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их показывать. Дети же, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности, не обращая внимания на стеснительность.
Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной или иной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством, ему необходима постоянная активность фантазии. Необычные подходы к решению задач, оригинальные ассоциациивсе это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.
Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Талантливые дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками, и достигают они этих результатов гораздо легче. Эти дети отличаются большей чувствительностью к окружающему миру, а в конкретные периоды для них характерна и особо высокая чувствительность. Такие периоды психологи называют «сензитивными». В эти периоды конкретная функция (например, речь или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается, и дети проявляют особые достижения в различных видах деятельности. И если обычный ребенок может испытывать «сензитивный» период для одной функции, то талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций.
При помощи творчества и воображения, естественно, ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.
Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.
Особый интерес для ученых представляют воображаемые компаньоны, которых конструируют многие дети, - выдуманные родственники, воображаемые друзья, феи и эльфы, животные, куклы и другие объекты. В одном исследовании принимало участие 210 детей; и было обнаружено, что 45 из них имели воображаемых компаньонов: из этого числа 21 были единственным ребенком в семье и еще 21 имели только одного родственника каждый. Наблюдатели отмечали, что, хотя у 45-ти детей было много благоприятных возможностей для того, чтобы играть с другими детьми, они не делали этого. Воображаемый компаньон это создание самого ребенка, он в принципе может наделить его любыми свойствами и заставить персонификацию обращаться с ним так, как сам того пожелает. Следует отметить, что игра, включающая таких компаньонов, иногда отражает установки родителей, и известен случай с девочкой, которая имела двух воображаемых товарищей один был наделен всеми добродетелями, как она их понимала, а другой всеми недостатками, которые она в себе находила. Но необходимо отметить, что психиатры считают такое фантазирование симптомами душевного расстройства; с их точки зрения, такие персонификации создаются, чтобы компенсировать отсутствие теплоты и сердечности в реальной жизни.
В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта образ желаемого будущего.
Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.
Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.
С возрастом большинство из нас теряет способность фантазировать: как трудно иногда бывает придумать новую сказку для ребенка. Для сохранения и развития воображения существует целый ряд упражнений, которые подробно описаны в специальной педагогической литературе.









2.8. Развитие воображения в разные возрастные периоды

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Ребенок, уже научившийся несколько владеть ложкой, берет вместо нее спичку и «кормит» ею бабушку или мать, а заодно с ними и фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое «кормление».
Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.
Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.
С первого взгляда может казаться, что воображение в дошкольном возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Легкость и своеобразие комбинаций, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения. Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным.
В воображении детей младшего дошкольного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность. Например, ребенок четырех лет говорит: «Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает». Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.
Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны.
Подчинение воображения восприятию обнаруживается и в том, что в младшем дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать деятельность, не могут сказать, что будут рисовать, лепить, строить, что будут делать дальше. Приступая, например, к рисованию, они часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его. Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня в большой пароход и т. д. Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.
Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.
В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры. Действия, выполняемые в игре, должны удовлетворять определенным требованиям и в определенных отношениях согласоваться с действительностью. Нельзя, например, «прививать оспу» другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображаемым.
Исключительно важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста выполняет игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью.
Видное место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка). Дошкольники охотно и много рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении. Ребенок поэтому редко рисует молча, а чаще всего дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не может выразить в рисунке.
В школьном возрасте воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Оно все более соотносится с реальностью. Если ребенку 34 лет достаточно 23 палочек и модель самолета готова, то для 78-летнего школьника необходимо уже, чтобы модель «была как настоящая». Дошкольник в рисунке часто пользуется передачей только нескольких характерных черт, школьник III классов пытается передать по возможности все основные детали предмета. В IIIIV классах, при условии правильного обучения рисованию, ребенок уже делает попытки отразить в рисунке не только содержание, но и точную форму изображаемого.
Школьник в своей творческой деятельности начинает опираться на специальные знания и умения: в области рисования на знание принципов построения рисунка, в конструктивной деятельности на специальные технические знания и умения, помогающие практически создавать ту или иную техническую модель, в литературном творчестве на знание правил письменной речи. Это делает продукты творчества школьника более полноценными, но это и ограничивает часто его творческое воображение (там, где у него нет специальных знаний и практических умений), так как уровень требований, которые школьники начинают предъявлять к продуктам своей творческой деятельности, сейчас значительно повышается. В подростковом возрасте занятие рисованием часто забрасывается потому, что возросшие требования к рисунку не могут быть удовлетворены из-за малых знаний и умений в области техники изображения. Конструирование перестает интересовать школьника, если ему своевременно не дают нужных знаний и технических навыков.
Развитием воображения в учебной работе детей можно и надо руководить. Яркие образные рассказы учителя, рисующие картины прошлого, жизнь различных стран и народов, жизнь растений и животных, продолжение детьми начатых учителем рассказов, самостоятельное рассказывание по картинкам, сочинения, рисование, техническое моделирование, «мысленное» путешествие по географической карте из одного географического пункта в другой все это в большой мере развивает воображение школьников.
Вместе с тем учитель должен следить и за развитием здорового критического отношения к продуктам воображения, заботясь о том, чтобы воображение не превращалось в пустое фантазерство.
В жизни учащихся старшего школьного возраста видное место занимает активная, творческая мечта.
Уже в начальных классах школы дети начинают мечтать о будущей деятельности, но мечты эти вначале не носят устойчивого характера. В подростковом возрасте мечты приобретают более целенаправленный, действенный и устойчивый характер. Советские подростки хотят быть похожими на замечательных людей нашей страны, мечтают о великих делах, которые они совершат в жизни. Но наиболее характерна творческая мечта для юношеского возраста: «Молодежи всех времен и поколений свойственно предаваться мечтаниям и разным фантазиям, писал М. И. Калинин, это не порок, а ценное достоинство. Ни один деятельный и нормально мыслящий человек не может обойтись без фантазии. Но у молодежи эта склонность бывает развита сильнее, чем у пожилых людей... Вы ученики 9-х и 10-х классов. Это как раз тот возраст, когда людей обуревают фантазии и стремления к чему-то большому. Да иначе и быть не может! Какие же вы советские молодые люди, если у вас нет фантазий о большой жизни, если каждый из вас не думает своротить горы или перевернуть земной шар Архимедовым рычагом?»
Наша молодежь действительно мечтает о великих делах, и ее мечты тесно связаны с ее будущей деятельностью, с предстоящим участием в строительстве коммунизма, с делами, направленными на благо родины. И наша молодежь не только мечтает об этом. Она и претворяет свои мечты в реальную жизнь.

































3. Практическая часть.

В исследовании приняли участие 30 учащихся: 10 учащихся 1 класса, 10 учащихся 5 класса, 10 учащихся 10 класса. Уровень интеллектуального развития этих детей соответствует их возрастным нормам.

Изучение воображения ( методика Торренса)

«Нарисуй картинку»
1 класс.
№пп
Имя
Оригинальность
Разработанность
Итог

1
Коля П.
2
4
6

2
Серёжа Б.
3
4
7

3
Ксюша С.
2
2
4

4
Илья Щ
3
1
4

5
Серёжа К.
5
4
9

6
Влада Г.
3
4
7

7
Дима А.
2
3
5

8
Регина А.
2
4
6

9
Ксения З.
0
1
1

10
Вова Л.
0
3
3


Вывод: 2-е учащихся (20%) имеют низкий уровень развития воображения.
7 учащихся (70%) показали средний уровень развития воображения.
1 учащийся (10%) имеет высокий уровень развития воображения.
Таким образом, учащиеся 1 класса имеют средний балл развития воображения равный 5, что является нормой для учащихся данной возрастной группы.

«Нарисуй картинку»
5 класс.

№пп
Имя
Оригинальность
Разработанность
Итог

1
Вика Ш.
4
5
9

2
Рома Л.
1
0
1

3
Оля Г.
2
3
5

4
Кристина П.
2
3
5

5
Максим Д.
4
3
7

6
Илья М.
4
4
8

7
Костя А.
2
2
4

8
Фируза Т
3
4
7

9
Сергей К.
5
5
10

10
Вадим Б.
3
3
6


Вывод: 2-е учащихся (20%) низкий уровень развития воображения.
5 учащихся (50%) имеют средний уровень развития воображения.
3 учащийся (30%) имеют высокий уровень развития
воображения.
Таким образом, учащиеся 5 класса имеют средний балл развития, который равен 6 баллам и является средней нормой для учащихся данной возрастной группы.

«Нарисуй картинку»
10 класс.

№пп
Имя
Оригинальность
Разработанность
Итог

1
Игорь Ч.
4
3
7

2
Антон К.
2
1
3

3
Оксана Г.
3
2
5

4
Дарья К.
2
2
4

5
Стас Т.
3
3
6

6
Коля Ш.
3
4
7

7
Аня А.
3
4
7

8
Ваня К.
4
4
8

9
Лена К.
1
2
3

10
Женя А.
2
4
6


Вывод: 3-е учащихся (30%) имеют низкий уровень развития воображения.
6 учащихся (60%) имеют средний уровень развития воображения.
1 учащийся (10%) имеет высокий уровень развития воображения.
Таким образом, учащиеся 10 класса имеют средний балл развития воображения равный 6, что несколько ниже возрастной нормы.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415.

Данная диаграмма подтверждает теорию Константина Дмитриевича Ушинского который утверждал, что воображение лучше развито у учащихся младших классов.

2.«Повторяющиеся фигуры»
1 класс

№пп
Имя
Оригинальность
Продуктивность
Гибкость
Итог

1
Коля П.
2
7
4
13

2
Серёжа Б.
3
4
4
11

3
Ксюша С.
1
3
3
7

4
Илья Щ
2
6
9
13

5
Серёжа К.
5
10
5
21

6
Влада Г.
3
12
8
23

7
Дима А.
3
9
6
18

8
Регина А.
3
8
5
16

9
Ксения З.
3
5
5
13

10
Вова Л.
0
5
2
7


Вывод: 5 человек (50%) имеют низкий уровень развития воображения.
5 человек (50%) имеют средний уровень развития воображения.
Таким образом, учащиеся 1 класса имеют средний балл развития воображения равный 14, это говорит о том, что педагогам надо работать над развитием данного познавательного процесса, т.к. Воображение не сформировано.

«Повторяющиеся фигуры»
5 класс

№пп
Имя
Оригинальность
Продуктивность
Гибкость
Итог

1
Вика Ш.
3
18
8
29

2
Рома Л.
4
16
8
28

3
Оля Г.
2
17
6
26

4
Кристина П.
3
13
8
26

5
Максим Д.
5
4
4
13

6
Илья М.
4
23
12
29

7
Костя А.
5
11
9
25

8
Фируза Т
3
8
6
17

9
Сергей К.
3
11
9
23

10
Вадим Б.
3
12
7
22


Вывод: 1 человек (10%) имеет низкий уровень развития воображения.
8 человек (80%) имеют средний уровень развития воображения.
1 человек (10%) имеет высокий уровень развития воображения.
Таким образом, учащееся 5 класса имеют средний балл развития воображения равный 25, что является средней нормой.

«Повторяющиеся фигуры»
10 класс

№пп
Имя
Оригинальность
Продуктивность
Гибкость
Итог

1
Игорь Ч.
3
10
10
23

2
Антон К.
1
14
12
27

3
Оксана Г.
2
12
11
25

4
Дарья К.
4
23
20
47

5
Стас Т.
2
15
14
31

6
Коля Ш.
5
22
17
44

7
Аня А.
4
18
14
36

8
Ваня К.
5
14
13
32

9
Лена К.
2
6
5
13

10
Женя А.
5
15
15
35


Вывод: 1 учащийся (10%) имеет низкий уровень развития воображения.
3-е учащихся (30%) имеют средний уровень развития воображения.
6 учащихся (60%) имеют высокий уровень развития воображения.
Таким образом, учащиеся 10 класса имеют средний балл развития воображения равный 31, что приближено к высокому уровню развития.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Из данной диаграммы видна тенденция развития воображения от класса к классу, т.е. чем старше ребенок тем его воображение лучше развито. Если в первом классе детей с высоким уровнем развития данного процесса нет, то в пятом их уже 10%, а к десятому классу возрастает до 60%. А доля детей имеющих низкий уровень развития снижается с 50% до 10%.

3.«Незавершённые фигуры»
1 класс

№пп
Имя
Оригиналь
ность
Продуктив
ность
Гибкость
Разработан
ность
Итог

1
Коля П.
5
5
3
2
15

2
Серёжа Б.
7
4
4
2
17

3
Ксюша С.
3
3
3
0
9

4
Илья Щ
3
2
2
0
7

5
Серёжа К.
1
4
4
1
10

6
Влада Г.
14
9
8
5
36

7
Дима А.
2
1
1
0
4

8
Регина А.
4
6
5
1
16

9
Ксения З.
7
5
4
0
16

10
Вова Л.
10
6
6
5
27


Вывод: 4 учащихся (40%) имеют низкий уровень воображения.
4 учащихся (40%) имеют средний уровень воображения.
Таким образом, учащиеся 1 класса имеют средний балл развития воображения равный 16, что является средне нормой, для учащихся данной возрастной группы.

«Незавершённые фигуры»
5 класс

№пп
Имя
Оригиналь
ность
Продуктив
ность
Гибкость
Разработан
ность
Итог

1
Вика Ш.
14
10
3
8
35

2
Рома Л.
17
10
0
10
37

3
Оля Г.
13
10
3
9
35

4
Кристина П.
12
10
8
3
33

5
Максим Д.
8
9
6
0
23

6
Илья М.
12
10
10
5
37

7
Костя А.
13
10
9
2
34

8
Фируза Т
11
9
8
0
28

9
Сергей К.
14
10
10
5
39

10
Вадим Б.
18
10
10
5
49


Вывод: 2-е учащихся (20%) имеют средний уровень развития воображени
8 учащихся (80%) имеют высокий уровень развития воображения.
Таким образом, учащиеся 5 класса имеют средний балл развития воображения равный 35, что превышает средне возрастные показатели детей данной группы.

«Незавершённые фигуры»
10 класс

№пп
Имя
Оригиналь
ность
Продуктив
ность
Гибкость
Разработан
ность
Итог

1
Игорь Ч.
12
9
9
1
31

2
Антон К.
12
9
9
0
30

3
Оксана Г.
10
7
7
1
25

4
Дарья К.
11
7
7
9
35

5
Стас Т.
13
9
9
5
36

6
Коля Ш.
17
10
9
5
41

7
Аня А.
16
10
10
5
41

8
Ваня К.
15
10
10
5
40

9
Лена К.
17
10
10
3
40

10
Женя А.
16
9
9
5
39


Вывод: 2-е учащихся (20%) имеют средний уровень развития воображения.
8 учащихся (80%) имеют высокий уровень развития воображения.
Таким образом, учащиеся 10 класса имеют средний балл развития воображения равный 36, что соответствует высокому уровню развития.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Из данной диаграммы можно сделать следующий вывод, что учащиеся пятого и десятого класса с данной методикой справились совершенно одинаково, но для учащихся пятого класса эти показатели превышают возрастную норму, что говорит о лучшем развитии данного процесса у них. Ученики же первого класса имеют низкий уровень развития данного вида воображения.
По совокупности трех методик можно сказать, что чем старше ребенок(ученик), тем выше уровень развития креативности или творческого мышления. Но нельзя не отметить и тот факт, что слишком большой скачек в развитии данного процесса происходит именно в начальных классах школы, а дальнейшее обучение не способствует столь бурному развитию воображения.










































4.Заключение.

К сожалению, современные сравнительные данные по показателям креативности (воображения) детей в России и США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников (таблица). В то же время у американских детей наблюдается рост творческих проявлений по всем показателям: беглости, гибкости и оригинальности.

Таблица. Данные детей по показателям креативности в России и США (Гатанов Ю. О пользе старого дивана, или как развивать креативность. /Газ. “Школ. психолог”, 1999, № 4 январь,

Страна
Возраст
Беглость
Гибкость
Оригинальность

Россия
7 лет
51
26
25

США
7 лет
34
16
12

Россия
11 лет
47
21
21

США
11 лет
71
32
41

Россия
16 лет
36
20
25

США
16 лет
82
37
56


В первую очередь это связано с тем, что наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. В школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. В американской же школе, как частной, так и государственной, последние пять лет широко распространяются такие программы. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования, хотя и здесь есть свои формальные препоны (чисто бюрократическое требование определенной численности детей в кружке, и др.).
В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.
К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:
поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением;
предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так”, и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;
не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячей гимнастики Воробьева, на имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;
для внесения большего разнообразия в жизнь кружка и изучения творческих способностей детей использовать психологические “творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов устройства Мира.

Хотелось бы также обратить особое внимание на следующее.
Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека.
Воспитание творческой личности у детей предполагает, следовательно, и развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка лишь при мудрой, т.е., помимо прочего, при разнообразно и процессуально ориентированной, его педагогической организации.
Можно заключить, что самовоспитание конструктивных ориентаций – это одно из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога, повышающее эффективность его усилий по развитию естественных творческих наклонностей детей. Внимательный, честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними с точки зрения рекомендуемых конструктивных личностных установок поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации работы, своих воспитательных действий.








5. Список литературы
1. Брушлинский А.В. Субъективное мышление, учение, воображение.-Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 1996..
2. Общая психология./ Под ред. Богословского В.В., Ковалёва А.Г.,Степанова А.А., Шаталина С.Н. –М.: Просвещение, 1973.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,
1967.

4. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Эксма-Пресс, 1999.
5. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. –М.:Просвещение.ВЛАДОС, 1995..




























Root Entry1 кв5 кл10 кл_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·5 кл131 кв5 кл10 кл_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·5 кл131 кв5 кл10 кл