Рабочая программа по геометрии 7 — 9 класс, автор — Атанасян

Муниципальное образование Новокубанский район, станица Бесскорбная
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 32 станицы Бесскорбной
муниципального образования Новокубанский район
(полное наименование образовательного учреждения)


УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 31 августа 2015 года
Председатель педсовета
______________ Л. Н. Орлова
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




ПО ГЕОМЕТРИИ____________________
(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) __7-9______________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов ___204 ч___
Учителя Доманова Любовь Ивановна, Соколова Ольга Владимировна____

Программа разработана на основе примерной программы по математике, включенной в содержательный раздел примерной основной образовательной программы общего образования.












Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Геометрия» для 7- 9 классов составлена в соответствии с требованиями:
- ФКГОС-2004 основного общего образования; - основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения основной общеобразовательной школы №32 станицы Бесскорбной муниципального образования Новокубанский район;
- примерной программы по математике, включенной в содержательный раздел примерной основной образовательной программы общего образования.
Изучение геометрии в 7 - 9 классах направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

2. Общая характеристика курса геометрии в 7 - 9 классах
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности, к физике. Развитие логического мышления обучающихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у обучающихся правильных представлений о сущности и  происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от обучающихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор обучающихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка  результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления обучающихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических  рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание обучающихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.

3. Место курса «Геометрия» в 7- 9 классах в учебном плане
Согласно базисному учебному плану МОБУООШ №32 станицы Бесскорбной на изучение геометрии в 7 - 9 классах отводится всего 204 часа.


Количество часов в неделю
Всего за год

7 класс
2
68

8 класс
2
68

9 класс
2
68


4.Содержание учебного курса « Геометрия» в 7 - 9 классах.
Геометрические фигуры
Фигуры в геометрии и в окружающем мире
Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».
Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и её свойства, виды углов, многоугольники, круг.
Осевая симметрия геометрических фиг
·ур. Центральная симметрия геометрических фигур.
Многоугольники
Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.
Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.
Четырёхугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата.
Окружность, круг
Их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырёхугольников, правильных многоугольников.
Геометрические фигуры в пространстве (объёмные тела)
Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.
Отношения
Равенство фигур
Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.
Параллельность прямых
Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида. Теорема Фалеса.
Перпендикулярные прямые
Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности.
Подобие
Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия.
Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
Измерения и вычисления
Величины
Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла.
Понятие о площади плоской фигуры и её свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади.
Представление об объёме и его свойствах. Измерение объёма. Единицы измерения объёмов.
Измерения и вычисления
Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины окружности и площади круга. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора. Теорема синусов. Теорема косинусов.
Расстояния
Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами.
Геометрические построения
Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.
Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному,
Построение треугольников по трём сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам.
Деление отрезка в данном отношении.
Геометрические преобразования
Преобразования
Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобие.
Движения
Осевая и центральная симметрия, поворот и параллельный перенос. Комбинации движений на плоскости и их свойства.
Векторы и координаты на плоскости
Векторы
Понятие вектора, действия над векторами, использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие, скалярное произведение.
Координаты
Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Уравнения фигур.
Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.
5.Тематическое планирование

№ п/п
Разделы, темы
Количество часов


7 класс


1
Начальные геометрические сведения
10

2
Треугольники
17

3
Параллельные прямые
13

4
Соотношения между сторонами и углами треугольника
18

5
Повторение. Решение задач.
10


8 класс


1
Четырехугольники
14

2
Площадь
14

3
Подобные треугольники
19

4
Окружность
17

5
Повторение. Решение задач.
4


9 класс


1
Векторы.
8

2
Метод координат.
10

3
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
11

4
Длина окружности и площадь круга.
12

5
Движения.
8

6
Начальные сведения из стереометрии.
8

7
Об аксиомах планиметрии.
2

8
Повторение. Решение задач.
9


Итого
204



6.Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, и др. Геометрия. Учебник для 7-9 кл.. Москва, Просвещение, 2011 г.
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, и др. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя. Москва, Просвещение, 2011
В.А.Гусев, Геометрия: дидактические материалы для 7-9 классв. Москва, Просвещение, 2011 г

Электронные учебные пособия:
Интернет-ресурсы:
1. «Я иду на урок математики (методические разработки)» – Режим доступа :www.festival.1september.ru
2. Уроки, конспекты. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.«Уроки геометрии Кирилла и Мефодия, 7 - 9 классы», виртуальная школа
4.Геометрия 7-9 кл. Дидактический и раздаточный материал. Изд. «Учитель»

Информационно-коммуникативные средства:
1. Коллекция мультимедийных уроков
2. Наглядная математика (СD)

Наглядные пособия:
1. Портреты великих ученых-математиков.
2.Демонстрационные таблицы

Технические средства обучения:
1. Интерактивная доска. 2. Компьютер.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения __________ /Л.И. Доманова /
учителей от _________№____, ( подпись) (расшифровка подписи)
_______________/О. В. Соколова / «___»____________2015 г.
Подпись рук-ля (расшифровка подписи)
МО МОБУООШ №32

















15Заголовок 3,Обычный 215