Адаптированная рабочая программа по геометрии 8 класс Автор Л. С. Атанасян и др



Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва «Республиканская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании МО руководитель заместителем директора по УР директором школы-интерната
__________ Хомушку А. П. _________ Кужугет Д.В. ____________ Сарыглар А.С.
«___»________2014 г «____»_________2014г «____»__________2014 г



Адаптированная рабочая программа по геометрии
8 класса на 2014-2015 учебный год

Учебник «Геометрия. 7-9», авторы Л. С. Атанасян и др.,  М.: Просвещение, 2009 г.
Всего часов на изучение – 68
Количество часов в неделю – 2
Плановых контрольных работ – 5
Разработчик: Хомушку Алдынай Петровна.
Учитель I категории
2014 г
пояснительная записка
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы, и отношения.
Цели и задачи обучения.
Рассмотреть фигуру – четырёхугольник – с различных позиций (виды четырёхугольников, выделить элементы в четырёхугольниках, вывод формул для вычисления площади параллелограмма, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции).Выявить соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника – теорема Пифагора, а также соотношение между сторонами углами прямоугольного треугольника.
Сформировать понятие – подобные треугольники. Научить применять подобие, а также признаки подобия треугольников при доказательстве других теорем и решении задач.
Использовать геометрические инструменты для решения задач на построение. Научить проводить анализ геометрических задач на построение.
Сформировать понятие окружности и её элементов – касательной, центрального и вписанного углов. Рассмотреть виды окружности – вписанная и описанная.
Выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач.
Научить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения.
Использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач.
Содержание учебного курса
8 класс
(2 часа х 34 = 68 часов).
Четырехугольники (14 ч).
Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Площади фигур (16 ч).
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники (20 ч).
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Окружность (17 ч).
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности и ее свойства и признак. Центральные и вписанные углы. [Четыре замечательные точки треугольника.] Вписанная и описанная окружности.
Повторение. Решение задач. (1 ч).
Учебно – тематический план
№ Темы (разделы) Количество часов Примечание.
В том числе
(практическая часть, лаб. работы и т.д.)
1. Четырёхугольники. 14 Контрольная работа № 1
2. Площади фигур. 16 Контрольная работа  № 2
3. Подобные треугольники. 20 Контрольная работа № 3.  Контрольная работа № 4.
4. Окружность. 17 Контрольная работа № 5.
5. Повторение. Решение задач. 1 Итого. 68 к.р.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
должны знать:
Определение многоугольника, четырёхугольника, параллелограмма, трапеции, ромба, прямоугольника, квадрата. Свойства и признаки данных геометрических фигур. Формулы для нахождения площадей фигур. Теорему Пифагора. Признаки подобия треугольников. Определение синуса, косинуса, тангенса прямоугольного треугольника, соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки  треугольника. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорему о пересечении  высот треугольника, а  также теоремы о вписанной  и  описанной окружностях. должны уметь:
Вычислять сумму внутренних углов многоугольника. Решать задачи с использованием свойств геометрических фигур. Находить площади параллелограмма, прямоугольника,  трапеции, ромба. Использовать теорему Пифагора для определения сторон прямоугольного треугольника. Решать задачи с использованием признаков подобия треугольников. Вычислять элементы прямоугольного треугольника, используя тригонометрические функции. Решать задачи по теме  окружность, центральные и вписанные углы, вписанные и описанные окружности.
владеть компетенциями:  
познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:  
Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Список литературы
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2008.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 7-9 классах. - М.: Просвещение, 2003.
Гаврилова Н.Ф.. Поурочные разработки по геометрии 8 класс. – М: ВАКО, 2005.
Звавич Л.И.  и другие. Контрольные и проверочные работы по геометрии  7-9 классы. - М.: Дрофа, 2001г.
Зив Б.Г., Меллер В.М. Дидактические материалы по геометрии. - М.: Просвещение, 1999г.
_______________________________________________________________________
Сокращения, используемые в календарно-тематическом планировании
Тип урока Форма контроля
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом МД – математический диктант
УЗИМ – урок закрепления изученного материала СР – самостоятельная работа, ПрР- проверочная работа
УПЗУ – урок применения знаний и умений ФО – фронтальный опрос, УО – устный опрос
КУ – комбинированный урок ПР – практическая работа, ЭК – экспресс контроль
КЗУ - контроль знаний и умений ДМ – дидактические материалы
УОЗС – урок обобщения и систематизации знаний КР – контрольная работа
ВП – взаимопроверка, ВК – внутриконтрольКалендарно-тематическое планирование 8 класса
№ урока Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания образования Требования к уровню содержания образования Вид контроля Д\ЗДата
план факт
Четырехугольники (14 ч)
1
2 Многоугольник. Выпуклый многоугольник Четырехугольник 2 УОНМ
УПЗУ Многоугольник, периметр многоугольника, выпуклый многоугольник, четырёхугольник Сумма углов выпуклого многоугольника Знать понятия: многоугольник, периметр многоугольника, выпуклый многоугольник, четырёхугольник
Уметь назвать элементы многоугольника, вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника, находить углы многоугольников, их периметры. УО
СР-1
МД.
П. 39 - 41

364(а,б)
365 (в,б)
П. 39 - 41
№ 366
369 4.09
5.09 3 Параллелограмм 1 УОНМ Параллелограмм, его свойства, дополнительные свойства парал-маЗнать определение параллелограмма и его свойства, Уметь распознавать на чертежах среди четырехугольников ИК П. 42
371 (а) 372 (в)
376 (б,г) 11.09 4
5 Признаки параллелограмма
Решение задач 2 КУ
УПЗУ Свойства и признаки параллелограмма Знать формулировки свойств и признаков параллелограмма
уметь их доказывать и применять при решении задач, ФО П. 43

383, 373
375, 380
374, 377 12.09
18.09
6
7
8
9 Трапеция
Теорема Фалеса
Задачи на построение
Прямоугольник 4 КУ
УОНМ
КУ
УОНМ Трапеция, равнобедренная трапеция, свойства равнобедренной трапеции, теорема Фалеса, задачи на построение, прямоугольник и его элементы, свойства Знать определение трапеции, виды трапеций, формулировки свойств равнобедренной трапеции, теорему Фалеса, основные типы задач на построение, определение прям-ка, его элементы, свойства
уметь их доказывать и применять при решении задач, делить отрезок на n равных частей, выполнять необходимые построение, распознавать прямоуг-к на чертежах, находить стороны, используя свойства углов и диагоналей ПрР № 3
УО
П. 44

386, 387
392
П. 45

399,
401(а)
404 19.09
25.09
26.09
2.10
10
Ромб и квадрат 2 КУ Ромб, квадрат, свойства и признаки ромба и квадрата Знать определение ромба и квадрата, как частых видов параллелограмма..Уметь распознавать и изображать ромб, квадрат, находить стороны и углы, используя свойства ПрР №4 П. 46
405, 409
411 3.10 11
12 Осевая и центральная симметрия. Решение задач 2 КУ
УПЗУ Осевая симметрия,
центральная симметрия как свойства геометрических фигур. Прямоугольник, ромб, квадрат, свойства и признаки Знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки.(ромб, квадрат, прям-к)
Уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией., выполнять чертеж по условию задачи, применять признаки при РЗ ФО П. 47
№405, 415б, 413а б, 410
9.10
10.10
13 Решение задач 1 УОСЗ параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат, осевая и центральная симметрии Знать формулировки определений, свойств, признаков. уметь решать задачи, опираясь на изученные свойства. ФО
УО 16.10
14 Контрольная работа № 1 «Четырехугольники» 1 УКЗУ Свойства и признаки четырехугольников Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач КРПовторить 17.10
Площадь (16 ч)
15 16 Площадь многоугольника Площадь прямоугольника 2 УОНМ
КУ
Площадь многоугольника
Площадь прямоугольника Знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника
Уметь вывести формулу для вычисления площади прямоугольника и использовать ее при решении задач Пункт 48,49, 50

448
449 (б)
454, 455
23.10
24.10 17 18 Площадь параллелограмма 2 УОНМ
УЗИМ Площадь параллелограмма Знать формулы для вычисления площади параллелограмма Уметь их доказывать и применять все изученные формулы при решении задач ПрР№ 5 Пункт 51

459 (в, г)
460
464(а)
462 30.10
31.10 19
20 Площадь треугольника 2 КУ
УПЗУ Площадь треугольника. Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу Знать формулы для вычисления площади треугольника, теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу
Уметь их доказывать и применять все изученные формулы при решении задач ФО. п,52

468 (в, г)
469
479(а)
476(а)
477 13.11
14.11
21
22
23
24 Площадь трапеции
Решение задач 4 КУ
КУ
УОСЗ
УПЗУ Площадь трапеции, теорема о площади трапеции, Площади четырехугольника Знать формулу для вычисления площади трапеции, решать задачи на вычисление площадей
Уметь её доказывать и применять при решении задач, выводить формулы площадей четырехуг-каПрР № 6 Пункт 53

480 (в,б)
481, 478
466, 480 20.11
21.11
27.11
28.11
25 Теорема Пифагора 1 УОНМ Теорема Пифагора Знать теорему Пифагора. Уметь доказывать теоремы и применять их при решении задач (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике) М/Д. ВзКПрР № 7
п.54, 55

483 (в)
4.12 26 Теорема, обратная теореме Пифагора 1 КУ Теорема, обратная теореме Пифагора Знать формулировку теоремы, Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач Пункт 55 № 498 г д 499б,
5.12
27
28
29 Решение задач 3 УПЗУ
УОСЗ
УОСЗ Применение теоремы Пифагора и обратная ему теорему при решении задач Знать формулировки теоремы, Уметь выполнять чертеж по условию задачи, находить элементы треуг-ка, используя теорему Пифагора, определять вид треуг-ка, используя обратную теорему СР
Тек
ИК №489ав,491а,495б,494, 490в, 497, 503 11.12
12.12
18.12 30 Контрольная работа №2 1 УКЗУ Формулы вычисления площадей четыр-ка, треуг-ка с помощью теор Пифагора Уметь находить площадь треугольника по известной стороне и высоте, проведенной к ней. Находить элементы треуг-каКРповторить 19.12 Подобные треугольники (20 ч)
31 Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. 1 УОНМ Пропорциональные отрезки
Подобные треугольники Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников
Уметь определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач Пункт 56, 57

534 (в)
535, 543
546
25.12
32 Отношение площадей подобных треугольников 1 КУ Теорема об отношении площадей подобных треугольников Свойство биссектрисы треугольника Знать теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника
Уметь находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач ФО Пункт 58

549
26.12 33
34
35
36
37 Первый признак подобия треугольников
Второй признак подобия треугольников
Решение задач 5 УОНМ
КУ
УЗИМ УПЗУ
УОСЗ Признаки подобия треугольников
Применение признаков подобия треуг-ков Знать признаки подобия треугольников
Уметь доказывать признаки подобия и применять их при решении задач ПрР № 8
Пункт 59,60,61

551(б)
552(а)
557(в)
558, 559
560(а)
555(б) 15.01
16.01
22.01
23.01
29.01 38 Контрольная работа № 3 «Подобные треугольники» 1 УКЗУ Признаки подобия треугольников Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач КРповторить 30.01 39, 40 Средняя линия треугольника
Свойства медиан треугольника 2 УОНМ
КУ Средняя линия треугольника Теорема о средней линии треугольника, Свойства медиан треуг-каЗнать теорему о средней линии треугольника
Уметь доказывать теорему и применять при решении задач ВзКПункт 62

565,566
568(б)
618 5.02
6.02 41, 42 Пропорциональные отрезки
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике 2 УОНМ
УЗИМ Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике Теоремы о точке пересечения медиан треугольника Знать теоремы о точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике
Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач
СК
ИК Пункт 63

572(б)
574(б)
585(в)
607
12.02
13.02
43, 44 Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур 2 УПЗУ
УОСЗ Практические приложения подобия треугольников Подобие
произвольных фигур Уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение ФО Пункт 64, 65

586, 587 19.02
20.02 45
Задачи на построение подобных треугольников 1 УПЗУ Метод подобия Знать метод подобия, уметь применять его при решении задач Тек п.42 в14
606 26.02 46 Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника 1 УОНМ
КУ Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника Знать определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника
Уметь решать задачи на нахождение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника СР
ИР Пункт 66

591(в,г)
592(б,г,е595, 596
27.02 47 Значения синуса, косинуса, тангенса 1 УОНМ
УПЗУ Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30°, 45° и 60, метрические соотношения Знать значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60, метрические соотношения
Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, решать задачи Проверочная работа № 9 Пункт 67

598(б)
603, 621
626 5.03 48 Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника 1 УОНМ Решение прямоуг-х треугольников Знать соотношение между сторонами и углами прям-го треуг-ка, уметь решать задачи, используя опр-я sin, cos, tg острого угла СР п. 63-67 №599
601 6.03 49 Решение задач 1 УОСЗ Задачи на применение теории подобия треуг-ков и соотношений между сторонами Применять теорию подобия треуг-ков, соотношения между сторонами и углами прям-го треуг-ка при решении задач, уметь выполнять чертеж по условию задачи ПР№ 623 625 12.03 50 Контрольная работа № 4 «Подобные треугольники» 1 УКЗУ Ср. линия треуг-ка, свойства медиан, соотношения Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач КРповторить 13.03 Окружность (17ч)
51 Взаимное расположение прямой и окружности 1 УОНМ
Взаимное расположение прямой и окружности Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности
Уметь их применять при решении задач Пункт 68
№631
(б,в)
633
19.03 52, 53 Касательная к окружности.
Решение задач 2 УОНМ Касательная, свойство и признак касательной Знать определение касательной, свойство и признак касательной
Уметь их доказывать и применять при решении задач, выполнять задачи на построение окружностей и касательных, определять отрезки хорд окружностей. ФО Пункт 69

634, 638
640, 648
20.03
2.04 54 Градусная мера дуги окружности. Центральный угол 1 УОНМ дуга, полуокружность, градусная мера дуги окружности, центральный угол Знать , какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги
окружности
Уметь применять при решении задач СР
ИР Пункт 70

650(б)
651(б)
652 3.04 55
56 Теорема о вписанном угле.
Теорема об отрезках пересекающихся хорд 2 УОНМУПЗУ вписанный угол, теорема о вписанном угле Знать теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд.
Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач ПрР № 10
Пункт 71

657
660
663 9.04
10.04
57 Решение задач 1 КУ Центральные вписанные углы Знать формулировки определений вписанного и центрального угла, теорема об отрезках пересекающихся хорд. Уметь находить величину центрального и вписанного угла СР № 661, 663 16.04 58 59 Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.  2 УОНМ
КУ свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра, Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия
Уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач, выполнять построение замечательных точек треугольника. ФО
ВзКПункт 72,73

676(б)
778(а)
679(а)
681 17.04
23.04 60 Теорема о пересечении высот треугольника 1 КУ теорема о пересечении высот треугольника, замечательные точки треугольника Знать теорему о пересечении высот треугольника
Уметь доказывать теорему и применять при решении задач, выполнять построение замечательных точек треугольника.
ФО Пункт 73

688,720 24.04 61 Вписанная окружность 2 УОНМУПЗУ вписанная окружность, описанный многоугольник, теорема о вписанной окружности Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник, теорему об окружности, вписанной в треугольник, свойства описанного четырехугольника
Уметь доказывать теорему и применять при решении задач ВзК. п.74 № 701,637
30.04 62 Описанная окружность 2 УОНМ
УПЗУ описанная окружность, вписанный многоугольник, теорема об описанной окружности, теорема о сумме противоположных углов вписанного многоугольника Знать, какая окружность называется описанной около многоугольника, теорему об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного четырехугольника.
Уметь доказывать теорему и применять при решении задач ПрР № 11
Пункт 74

690,
693(а)
641,696 7.05 63 Решение задач 1 УПЗУ касательная к окружности, центральный угол, вписанный угол, замечательные точки треугольника, вписанная и описанная окружность -уметь определять градусную меру центрального и вписанного угла;
-уметь решать задачи с использованием замечательных точек треугольника;
-знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника ФО
ВзКПункт 75

702(б)
708(б)
709,
8.05 64 Свойства вписанного четырехугольника 1 КУ Свойство углов вписанного четырехугольника Знать формулировку теоремы о вписанном четырех-ке. Уметь выполнять чертеж по условию задачи, решать его опираясь на указанные свойства МД №705, 710 14.05 65
66 Решение задач 2 УОСЗ
КУ Вписанная и описанная окружности, четырехугольники Знать формулировки определений и свойств. Уметь решать простейшие геометрические задачи, опираясь на изучение свойств ФО
ПР№726, 728, 722, 731 15.05 67 Контрольная работа № 5 «Окружность» 1 УКЗУ Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач КРПовторить 21.05 68 Повторение темы «четырехугольники» 1 УОСЗ четырехугольники, площадь многоугольника, подобные треугольники, окружность -уметь находить площадь многоугольника по формулам;
-знать свойства вписанной и описанной окружности ФО 22.05