Рефлексивный отчет по 3 коучинг-занятию «Современный урок» Терентьевой Ирины Юрьевны учителя русскго языка и литературы, тьютора КГУ СОШЛ №53 г. Караганды

Рефлексивный отчет по 3 коучинг-занятию
«Современный урок»
Терентьевой Ирины Юрьевны
учителя русскго языка и литературы, тьютора
КГУ СОШЛ №53 г. Караганды

РАЗДЕЛ 1. Обоснование фокуса

Согласно Руководству «принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний» ( стр. 101).
И для того, чтобы подвести учителей к пониманию требований к современному уроку, я выбрала тему для коучинга «Современный урок».

РАЗДЕЛ 2. Описание коучинг занятия и оценивание преподавания.

Цель: в конце коучинга учителя назовут не менее 5 отличий современного урока от традиционного урока.
Задачи:
к концу коучинга участники смогут выявить характеристики традиционного и современного уроков;
учителя оценят свои слабые и сильные стороны в контексте современного урока.
Критерии успеха
участники смогли выявить характеристики традиционного и современного уроков;
участники смогли оценить свои слабые и сильные стороны в контексте современного урока.
При планировании коучинга была учтена необходимость оповещения всего коллектива о мероприятии. В учительской нашей школы было вывешено объявление о проведении коучинга с приглашением всех желающих.
Вначале занятия я поприветствовала участников и предложила им посмотреть фильм «Как вы будете учить меня в XXI веке?». Перед тем как начать просмотр я сказала, что после просмотра фильма попрошу ответить на ставший уже традиционным вопрос: «Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?». После просмотра фильма было высказано предложение, что говорить мы будем о навыках необходимых ученикам, об их развитии на уроке, следовательно, о современном уроке.
Затем я разделила участников на группы. Попросив их: «Рассядьтесь, пожалуйста, по группам. За первый стул прошу сесть тех, у кого дома нет домашних животных. За второй те, у кого одно домашнее животное. За третий те, у кого их больше одного». Расселись за столы очень быстро (видимо работа в группах – уже привычна).
Потом я раздала ватманы, маркеры, характеристики традиционного и современного урока (разрезанные) и попросила участников: «Используя прием «Рыбья кость», распределите характерные черты современного и традиционного урока».
Работа первой группы порадовала тем, что коллеги сначала разобрали данные им характеристики на аспекты (характеристика взаимодействия учителя и учеников, цель урока, критерии оценки, виды деятельности и т.д.), а затем уже распределяли по отношению к традиционному и современному урокам.

Участники второй группы начали работу с того, что прочитав все характеристики, стали выяснять, какая характеристика самая важная. В ходе обсуждения они пришли к выводу, что цель урока определяет в уроке все. При составлении «рыбьей кости» они указали это тем, что в голове рыбы сделали надпись: «Цель урока – главное», а в хвосте написали: «Выбор того, как цель будет достигнута». При защите своей работы участники группы сказали: «Традиционный урок – это не плохо и не хорошо! Современный урок - это не плохо и не хорошо! Все зависит от того, какие цели мы преследуем!» Тогда я задала вопрос: «А какие цели мы преследуем?»
Спикер ответил: «Согласно ГОСО – развитие компетенций, следовательно должны проводить современные уроки».

Учатники третьей группы порадовали меня больше всех, они не только распределили особенности традиционного и современного урока, но и организовали дискуссию!


Защищая свою работу они попытались осветить положительные и отрицательные стороны современного и традиционного уроков. В защиту традиционного урока прозвучали следующие высказывания: «Цель урока (вооружить ребенка знаниями) и критерии оценки (уровень знаний) – это то без чего нельзя обойтись – глубокие знания! Кроме того, организация традиционного урока проста, привычна и отработана! Понятно, что есть и отрицательные черты – репродуктивные виды деятельности вызывают скуку (вспомните, о чем говорит постоянно наш психолог: «В среднем звене возрастной особенностью учащихся среднего звена является ОТРИЦАНИЕ ГОТОВЫХ ЗНАНИЙ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ), учитель (так как он является центром активной деятельности) устает к 6 уроку; авторитарный стиль обусловлен тем, что не все дети самостоятельны. Если же говорить об уроке современном, то нас в группе смущает позиция «Ученик - активен». Все ли ученики активны? Мы знаем немало примеров в групповой работе, когда некоторые дети просто «отсиживаются» за спинами других».
После этой фразы я задала вопрос: «А можно каким-то образом учителю это изменить?» Предложение поступило от участников второй группы: «Сделать индивидуальные листы каждому, и за выполнение заданий каждому ставить оценку». Третья группа возразила: «А если ученик просто перепишет у одноклассников?» Началась дискуссия о том, хорошо ли что ребенок списывает. Были высказаны следующие мнения:
«Это развитие компетентности самоменеджмента: все отличники – учителя, все двоечники – бизнесмены, потому что научились находить выход из ситуации (не знаю – спишу), так и по жизни потом»
«Списывать – нехорошо, ведь в жизни не у кого будет потом списывать»
«В зарубежных странах дети сами не дают списывать – они ценят свой труд (интеллектуальный)!»
Подводя итоги работы групп, я поблагодарила всех, но особенно участников третьей группы, которые организовали дискуссию и дали тем самым возможность нам всем обменяться своим мнением, своей точкой зрения. Затем я попросила участников назвать не менее 5 отличий современного урока от традиционного урока. Все группы отвечали, опираясь на свой плакат.
Затем мы перешли к следующему заданию – отметить то определение современного урока, которому Вы отдаете предпочтение и представить общий результат группы.
Результаты были такими:
Определение современного урока






Группы
Современный урок – урок, который я сегодня провожу в классе

Современный урок – это хорошо организованный традиционный урок
( «всё новое – это хорошо забытое старое»)
Современный урок – то, эффективность чего ещё нужно доказать.

Современный урок- то, чему мне необходимо учиться

1 группа
0
0
0
4

2 группа
0
1
0
3

3 группа
1
2
0
1


Затем было разминочное упражнение, что б немного взбодрить коллектив и создать атмосферу для усвоения последующего теоретического материала. Оно прошло легко и весело.
И с хорошим настроением мы перешли к презентации «Современный урок», подготовленной моим менти. Особенно важным в этой презентации было объяснение всех 7 модулей программы и (!!!) пример урока, в котором применяются все 7 модулей.
В качестве рефлексии я предложила участникам заполнить таблицу, записав в столбцы свои слабые и сильные стороны в контексте «Современного урока». Затем мы обсудили три варианта (просила высказаться тех, кто хочет).
В результате получилось, что к сильным сторонам относятся:
Учет возрастных особенностей детей (75% учителей)
КМ/ активные способы преподавания (90% учителей)
Стараюсь развивать самостоятельность детей (50 % учителей)
Обучение ТиО (50% учителей)
К слабым сторонам отнесли:
Оценивание для обучения (75% учителей)
Управление и лидерство (75% учителей)
Недостаточно работаю с одаренными детьми (50 % учителей)
Не могу в данный момент оптимально организовать учебный процесс, чтобы были в деятельности 100 % учащихся (25% учителей)
У меня не всегда строгая дисциплина (25% учителей)
Недостаточно применяю ИКТ (25% учителей)
Сделали вывод о том, над чем необходимо работать.
Для себя отмечаю, что при создании долгосрочного планирования необходимо ввести коучинги по оцениванию и управлению и лидерству в первую очередь.
В завершении работы я поблагодарила всех за работу и пригласила на открытые уроки 26.10.13 (литература, 6 кл.) и 30.10.13 (англ.яз.), с целью показа использования в уроке 7 модулей.

РАЗДЕЛ 3. Оценивание обучения учителей по отношению к идеям Программы 1 уровня
По – моему мнению, коучинг занятие прошло неплохо. Особенно порадовали участники третьей группы (проявили критическое мышление). Коллеги были активны все занятие.
Для того чтобы проверить, как учителя будут применять на практике полученные знания, решено было после присутствия их на открытых уроках узнать у них как в уроке был реализован тот или иной модуль.










13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Рисунок 115