Урок русского языка по темеОбозначение мягкости согласных мягким знаком на конце слов /Программа Начальная школа XXI века/


Урок по предмету «Русский язык» во 2 классе
Тема: Обозначение мягкости согласных мягким знаком на конце слов.
Цель:
создать условия для развития умения распознавать мягкие согласные на конце слова, формирования умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце слова на письме;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
использовать речь для регулирования своего действия, формировать собственное мнение и позицию;
Используемые методы:
наглядные;
частично-поисковые;
практические;
проблемные;
Оборудование:
картинки;
конверты с заданием для самостоятельной работы;
кленовые листочки;
Ход урока:
Эмоциональный настрой.
Прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
- Сегодня наш урок будет необычным – у нас будет много гостей. С ними мы познакомимся во время урока.
- Ребята, поднимите руки те, кто не боится преодолевать трудности, и уверен, что справится с ними.
- Спасибо. Трудности всегда преодолеваются, если человек вс ё делает с усердием, хорошим настроением, умеет думать, рассуждать и внимательно слушать.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? Поможет ли ваше настроение преодолеть все трудности на уроке?
- У вас на столах лежат карточки с рисунками (солнышко, тучка)
- Посмотрите, какая карточка соответствует вашему настроению. Покажите её мне.
- Спасибо. Мне нравится, что среди нас нет никого с плохим настроением и много ребят с хорошим.
- Всё хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучкой.
На доске размещаются картинки солнышка и тучки.
На доске изображение «ковра» из осенних листьев.
- За окном – золотая осень. Посмотрите, какой красивый ковёр из разноцветных осенних листьев покрывает землю в лесах и парках. И сегодня за каждое правильно выполненное задание вы будете получать красивые кленовые листочки, а в конце урока посмотрим, кто больше собрал листьев для букета.
Красный листочек – «5»
Зелёный листочек – «4»
Жёлтый листочек – «3»
Повторение изученного.
- Давайте вспомним над чем мы работали на прошлом уроке? (изучали твёрдые и мягкие согласные)
- Какими же буквами обозначается мягкость согласных звуков. Для этого выполним следующее задание:
- Откройте тетради и под диктовку запишите не всё слово, а только букву, которая обозначает мягкость согласного звука.
(Мел, лёд, люк, пила, конь)
Проверка:
е ё юи ьПодведём итог: раздаём листики клёна.
Красный листочек – нет ошибок
Зелёный листочек – 1 ошибка
Жёлтый листочек – 2-3 ошибки
-Какое общее свойство у этих букв?
(обозначают мягкость согласного звука)
- Все ли гласные буквы, обозначающие мягкость согласного перечислены?
(нет буквы – я)
- Найдите среди букв лишнюю, докажите, что она лишняя.
(Ь – звука не обозначает)
-Если мягкий знак звука не обозначает – зачем он нужен в русском языке?
- Где можно встретить мягкий знак в слове?
- А сейчас мы вместе попробуем определить, что нового узнаем на уроке. Для этого я предлагаю выполнить следующее задание:
Слова: СОЛЬ, ПЕСОК, ЛЮСТРА, КОНЬ, МОЛЬ, СИЛА распределить в две группы.
Проверка:
Соль песок
Конь люстра
Моль сила
Подведём итог: раздаём листики клёна.
Красный листочек – нет ошибок
Зелёный листочек – 1 ошибка
- Какая орфограмма встретилась в словах первого столбика?
- Сформулируйте тему нашего урока. Чем мы будем заниматься на уроке, чему должны научиться?
(обобщить знания о мягком знаке и вывести правило о значении мягкого знака)
Усвоение нового способа действия:
(постановка проблемы в виде проблемного задания и её решение)
Перед вами задания разного уровня сложности.
Придумать слова с мягким согласным на конце слова и записать их. Вывести правило о том, как обозначается мягкость согласного звука на конце слова.
Спишите слова: день, сталь, декабрь и выведите по этим словам правило. Докончите запись правила в тетради.
Правило: мягкий знак показывает, что согласный перед ним произносится ______
Мягкий знак пишется после _________ и обозначает __________ согласный звук.
Выберите задание с которым справитесь и приступайте к работе.
Проверка. А теперь давайте откроем учебник на странице 62 и сравним свои правила с данным.
Работа по учебнику.
Упражнение № 111.
Прочитайте пословицу:
Ноябрь- сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.
- Подумайте, почему так сказано о ноябре?
- Запишите название двух месяцев, которые идут перед ноябрём.
(сентябрь, октябрь)
- Какую роль играет мягкий знак в этих словах?. Поставте ударение, найдите «опасные места».
- В названиях каких месяцев пишется Ь в конце? (январь, февраль, апрель, июнь, июль, ноябрь, декабрь)
Физминутка.
Упражнение в написании слов с Ь.
- А теперь – внимание! Отгадайте загадку:
Нельзя меня не поднять, не прогнать.
Где ярче свет – там темнее след. (тень)
- Запишите отгадку. Укажите сколько в слове слогов, звуков, букв. Почему звуков меньше?
Проверка: тень – 1 слог, 4 б., 3 зв.
Подведём итог: раздаём листики клёна.
- А теперь, ребята, помогите Незнайке.
- Как превратить слова:
МЕЛ – в мелкое место
УГОЛ – в топливо
ШЕСТ – в число?
(дописать к словам мягкий знак)
- Запишите парами данные и отгаданные слова. В чём различие?
- На что указывает Ь (на мягкость предыдущего согласного)
Подведём итог: раздаём листики клёна.
- Учёные, изучающие русский язык, сказали, что буква Ь – талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали?
у неё нет собственного звука;
она может влиять на звук, стоящий перед ней;
не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы;
Послушайте стихотворение Л. Измайлова, которое для вас приготовили ребята.
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать:
Тридцать, двадцать, десять, пять.
- Как вы думаете, что произойдёт, если не станет Ь?
А вот что:
Станут пенками пеньки.
Уголками - угольки.
Банька в банку превратится,
Вот что может получиться.
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать!
Работа в группах.
– Перед вами конверты с текстом письма дяде Фёдору от Шарика. Исправьте ошибки, допущенные в письме.
«Письмо дяде Фёдору от Шарика»
Дорогой дядя Фёдор!
Живём мы здесь хорошо. Матроскин очень доволен, что у него ест свой угол. Радостный такой! Глаза светятся как уголки. На прошлой неделе срубили банку. Как раз вовремя. Печкин захворал. Попарился раз шест и стал здоровым. Пенки со двора мы с Матроскиным все убрали. Весной сделаем грядки редки. Уж очен Печкин из неё салат любит.
Подведём итог: раздаём листики клёна.
Диагностика. Графический диктант.
Учитель диктует слова: ГУСЬ, СТОЛ, ЦЕЛЬ, СУП, РОЛЬ, СОМ.
Задание: если в слове есть Ь, вы его записываете, если его нет – ставите прочерк.
Проверка:
Ь ---- Ь --- Ь ---
Подведём итог: раздаём листики клёна.
-Найдите закономерность в придумывании слов и устно в данной закономерности придумайте слова.
(следующее слово должно быть с Ь на конце)
Итог, рефлексия
- Удалось ли получить новые знания на уроке?
-Что вам понравилось?
- Как обозначить мягкость согласных звуков на письме?
- Оцените свою работу по вопросам (листьями разного цвета)
- Вы хорошо справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко. А кому трудно?
- Найдите у себя на столах солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы! У вас у всех хорошее настроение. Вы справились со всеми трудностями, узнали ещё один секрет русского языка. И у меня хорошее настроение от вашей активной работы. Я тоже могу показать солнышко!
Домашнее задание
Выполнить упражнение № 114, выучить правило на странице 62