Конспект урока русского языка в 3 классе «Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных»


«Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных»
(слайд №1)
Тема: Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных.
Цели: Учить писать слова с мягким согласным звуком в конце слова;
Задачи:
Развивать фонематический слух, связную речь;
Коррегировать внимание, память, мышление, мелкую моторику руки;
Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.
Орг. момент.
Проверка домашнего задания. Стр. 85 упр. 20(3)
- Отправляемся в путь на поиски ёлочных украшений. Давайте узнаем, кто первый нам поможет в поисках. Отгадайте загадку.Загадка: Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц)
- Зайка подсказывает, что искать украшение нужно на парте.
- Давайте ответим на вопросы и попробуем найти украшение.
- Что нужно было сделать? (Списать. Подчеркнуть мягкие согласные). (слайд №2) - Прочитайте текст.
- Назовите слова, в которых вы подчеркнули мягкие согласные.
(слайд №3) (Правильно, убирай, тряпкой, вытри, полей, цветы, подмети, сотри, с мебели).- После, каких гласных букв пишутся мягкие согласные? (Е, Ё, И, Ю, Я) (слайд №4) (Е, Ё, И, Ю, Я).
Сообщение темы урока.
Загадка: Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (Лось)
- Лось предлагает посмотреть на экран. (слайд №5) - Назовите предметы.




- Прочитайте подписи под картинками.
Гусь Пень Снегирь Фасоль
- Чётко прочитайте выделенные согласные (сь, нь, рь, ль).
- Как они произносятся – твёрдо или мягко? (Эти согласные произносятся мягко.)
- Какая буква обозначает мягкость согласных? (Буква Ь знак.)
(слайд №6) - Итак, ребята, во время поисков пропавших украшений для ёлочки мы будем продолжать учиться писать слова с Ь знаком на конце слова.
Минутка чистописания.
- Хорошо, ребята. Давайте узнаем кто же будет следующим для нас помощником. Отгадайте загадку.
Загадка: У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. (Котёнок)
- Котёнок предлагает поискать ёлочное украшение у доски. Давайте поработаем и найдём украшение.
(слайд №7) - Пальчиковая гимнастика (с помощью бельевой прищепки)
Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
- Сели ровно, взяли в руки ручки и записали число и классная работа.
- Прочитайте слова, записанные на доске:
(На доске написаны слова)
– Как вы понимаете эти слова?
– Запишите эти слова себе в тетрадь.
– Сделать звукобуквенный анализ слова кон. Кон – 3 зв., 1 гл., 2 согл., 3 б., 1 слог, кон.
3) – Сделать звукобуквенный анализ слова конь. Конь – 3 зв., 1 гл., 2 согл., 4 б., 1 слог, конь.
(слайд №8) Проверили.
– Составьте предложение со словом конь. Конь Воронок везёт сани.
(слайд №9) - Запишите предложение в тетрадь.
- В слове конь подчеркните мягкую согласную вместе с Ь знаком двумя чертами.
- Начертите схему предложения.
Физминутка для глаз. «Маленькой ёлочке…» (слайд №10)
Игра «Чем похожи и чем отличаются» (на развитие логического мышления, сходства и различия).
Загадка: Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, чёрный нос…
Кто же это?
Рыжий …. (Пёс)
Задание: - Сравните объекты между собой.
- Скажите, чем они похожи и чем отличаются?
(слайд №11) Ель – Дуб, (слайд №12) Книга – Тетрадь, (слайд №13) Конь – Корова,
(слайд №14) Дерево – Пень, (слайд №15) Дождь – Снег. - Назовите, какие картинки мы сравнивали?
(слайд №16) - Выпишите слова, в которых есть мягкий знак на конце слова.
- Подчеркните мягкую согласную и мягкий знак двумя чертами.
(слайд №17) Проверьте себя (Ель, тетрадь, конь, пень, дождь).
Физминутка. (на развитие внимания)
Буквы висят на стенах класса (Н, Л, Р, П, С, М, Т, Н, Р, Л)
Загадка: Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка)
- Но чтобы не скучно было отдыхать, поиграем в игру, которая называется «Найди букву».
Задание: - Ребята, метель унесла из слов мягкие согласные, отделила их от (Ь) знака. Загрустили слова – теперь они ничего не обозначают. Помогите им, верните согласные на место.
(слайд №18) - Белочка просит вас взять по одной картинке, и найти убежавшие мягкие согласные. (Картинки: пе.ь, гу.ь, две.ь, ру.ь, се.ь, пя.ь, це.ь, фасо.ь, ко.ь, снеги.ь).
(Образец ответа: В слове пень мягкий согласный пь). и тд.
(слайд №19) Проверка (Картинки: пень, гусь, дверь, руль, семь, пять, цепь, фасоль, конь, снегирь).Работа с учебником. Стр. 88 упр. 2
- Отдохнули, поиграли, пора и дальше в путь дорожку.
- Кто же дальше нам поможет? Отгадайте загадку.
Загадка: Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт…
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (Ёжик)
- Ёжик предлагает поработать с учебником и поискать украшение там. (слайд №20)
– Прочитайте слова. Чётко произнесите согласный на конце.
(Журнал, корень, зверь, карман, метель, сахар, семь, костюм, коготь, солдат).
– Сначала выпишите слова с твёрдым согласным на конце, а затем – с мягким согласным.
– Давайте проверим. (слайд №21)
– Подчеркните мягкую согласную и Ь знак двумя чертами.
Карточка для инд. работы (сильным учащимся).
- Выпиши в один столбик слова, у которых согласные на конце произносятся
мягко, а во второй столбик слова, у которых произносятся твёрдо.
(Слон, рысь, лось, олень, зубр, медведь, волк, конь).
Карточка для инд. работы (слабым учащимся).
- Спиши предложение. (Олень, лось, конь – животные).
Игра «Запомни зверюшек». (На развитие зрительной памяти).
- А теперь, ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Запомни зверюшек».
- Кто будет самым внимательным, тот и сумеет найти оставшиеся ёлочные украшения.
(слайд №22) - Назовите, кто нарисован?- Запомните всех. (Даётся 1 минута)- Назовите тех, кто был нарисован.
(слайд №22) – Проверьте себя. (Петух, кот, конь, заяц, медведь, гусь, собака, ёж).- Назовите домашних животных.
(слайд №23) - Проверьте себя. (Петух, кот, гусь, собака, конь).- Назовите диких животных.
(слайд №24) – Проверьте себя. (Заяц, медведь, ёж).
(слайд №25) - В названиях, каких животных есть мягкий знак на конце слова?
(слайд №26) – Проверьте себя. (Медведь, гусь, конь).
(слайд №27) Итог урока: - Чему учились на уроке? (Учились писать мягкий (Ь) знак на конце слова).
- Что понравилось на уроке?
- Оценки
(слайд №28) Домашнее задание.
Стр. 88 упр. 3