Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи» (4 класс)


Технологическая карта урока по литературному чтению,
проведённого в 4 классе
МОУ Шайгинская ООШ
УМК «Школа России»
Тема: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи»
Урок провела: Себетеева А.В.
Учитель начальных классов
МОУ Шайгинская ООШ
Дата проведения: 20. 03. 2016 г.
2016 г.
Тема: Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи.
Задачи:
учить анализировать лирическое стихотворение, определять тему, настроение;
учить описывать картину;
учить сравнивать стихотворение и картину на одну тему.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные:
Находить в стихотворении языковые средства, помогающие представить картины природы, услышать звуки;
Читать стихотворение, отражая чувства лирического героя;
Описывать картину художника;
Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
Метапредметные:
Анализировать стихотворение с точки зрения использования языковых средств;
Описывать созданную поэтом картину, выделять фрагменты, озаглавливать их, объединять части в целое;
Сравнивать произведения литературы в живописи.
Формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Личностные:
Понимать особенности поэтического текста и выражать свои чувства;
Проявлять интерес к живописи;
Получать эстетическое удовольствие от знакомства с произведениями поэзии и живописи.
Оборудование:выставка книг С.А. Клычкова, его портрет, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник, портрет Н. Крымова.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1.Орг.момент. Мотивация. - Добрый день, ребята! Все отдохнули, приготовились к уроку, настроились на работу. Но
прежде, чем приступить к уроку, выполним несколько упражнений на дыхание.
- «Подышим»: стоя, руки вдоль туловища (вдох носом и выдох ртом).
- «Надуй шарик»: стоя, руки лежат ладонями на животе. Сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Медленно сделать выдох через рот, с легким втягиванием живота и, не надувая щек.
- «Ежик»: ребенок делает вдох носом, плечи не поднимаем, а на выдохе произносит: «Ф - ф - ф», не надувая щеки.
- Улыбнулись друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением. А настроение хорошее ещё и потому, что за окном наступило долгожданное время года. - встают, садятся, выполняют дыхательную гимнастику.
2.Актуализация знаний. Слайд 1.В это время ласковые лучи солнца посылают на землю тепло. Снег тает, бегут весёлые ручьи, на реках – ледоход. Прилетают первые птицы. Скоро оживут леса, поля. Деревья наденут новый зелёный наряд. А птицы начнут вить гнёзда.
Прочитайте слова:
«Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт»
А. Толстой.
- О каком времени года говорится в этих строчках? - читают.
- о весне.
3.Сообщение темы, целей и задач урока. - Правильно, ребята! Значит, о чём мы сегодня с вами будем говорить?
- Сегодня мы будем говорить о весне, о разных её образах, а также продолжим знакомство с одним из разделов учебника «Поэтическая тетрадь», познакомимся с творчеством ещё одного поэта и с его стихотворением «Весна в лесу». А чтобы узнать, с каким поэтом мы познакомимся, расшифруйте, что написано у меня на доске:
SCLEPWGГELVЙ
ANWHTSOLVHOGIBИLWЧ
WIKLЛЫISGЧКVLVOSGВ
- Молодцы, это имя поэта, чьё стихотворение мы будем изучать сегодня.(Слайд 2) - о весне.
- Сергей Антонович Клычков.
4.Работа по теме урока
5.ФизкультминуткаСлайд 10 - Ребята, а что вы уже знаете о жизни и творчестве С.А. Клычкова? (Портрет поэта на доске – приложение 1)
1. Краткое сообщение ученика о поэте.
Клычков Сергей Антонович (Лешенков) родился в 1889 году в семье башмачника и крестьянки, в деревне Дубровки Тверской губернии. С детства любил подолгу гулять и наблюдать за природой. Родная деревня стала местом действия прозаических произведений Клычкова. В 1911 году стихи молодого поэта были включены в сборник стихотворений наряду со знаменитыми поэтами.
– Ребята, какие чувства и какое настроение вызывает у вас время года – весна?
- Почему возникают именно такие чувства и такое настроение? Чему мы радуемся весной?
2. Создание образа весны
- А вот вряд ли кто из вас задумывался, что за один сезон мы проживаем три весны.
- Начало всей весны – это Весна Света.Слайд 3
- Посмотрите на картину и опишите Весну Света.
(Солнце нестерпимо яркое, чистое, красивы тени на снегу: то синие от неба, то желто – коричневые от земли.Воздух ранней весной прозрачный, чистый, чуть морозный. Небо ярко – голубое, почти синего цвета. Теперь светлого времени будет больше и больше. Настоящий праздник Света).- Дальше начинается Весна Bоды. (Слайд 4)Расскажите о ней.
- А как вы думаете, третья Весна как называется?
-Ребята, как можно определить Весну Зелени?(Слайд 5)
- Да, весна всегда приносит лёгкое, воздушное настроение, яркие краски. Но бывает, что весна не радует.(Слайд 6)
3. Работа с поговоркой
- Прочитайте поговорку «На чужой земле и весна черна, на своей земле и зима зелена»
- Как вы её понимаете?
-Итак, мы узнали, что весна бывает разная, а вот какая весна у Сергея Антоновича Клычкова вы узнаете, внимательно прослушав стихотворение.
4. Выразительное чтение стихотворения учителем.Слайд 7.
Вопросы:
- Так какая весна у поэта? Докажите.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Посмотрим в словарик настроений (Слайд 8), он нам поможет рассказать о своих чувствах (бодрое, пробуждение, восхищение, радость…)
- Как относится поэт к весеннему лесу? (с восхищением, любовью, он радуется пробуждению весеннего леса …)
5. Словарно-лексическая работа (Слайд 9):
-Прежде, чем самостоятельно прочитать это стихотворение, давайте объясним значение слов, написанных на доске: утренник, рудый, никнуть, яр, сои, свирелка, истома, бор, странник. - Объясните смысл слов.
Утренник – начало дня.
Рудый–красный, рыжий.
Никнуть - опускаться, пригибаться.
Яр – крутой, обрывистый берег реки.
Сои – сойки.
Свирелка – народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева, тростника.
Истома-чувство приятной расслабленности.
Бор- хвойный лес.
-Придумайте предложения с одним из этих слов.
-Подберите синонимы к словам рёв (плач, крик), чудный (изумительный, волшебный, сказочный). -Подберите антонимы к словам мягкий (жесткий), никнуть (подниматься).
6. Работа с текстом.
- На с.116 в учебнике прочитайте вполголоса (определить интонацию, паузы, логические ударения.)
- Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки.(Слайд 11, 12)
- Как вы понимаете эти строки: «просыпаясь, потягивается, щурится от яркого света»?
- Прочитайте эпизод, как дятел почуял раннюю весну.
- А что вы знаете об этой птице?
- Прочитайте последнее четверостишье. О каком « чудном странничке» с золотыми кудрями говорит поэт?
- А как вы представляете Весну?
(Весна - это красивая молодая девушка.Волосы у нее золотистые, как весеннее солнышко, глаза синие, как чистое небо. Она изящная, шагает легкой таинственной походкой. Одета она в пышный, длинный зеленый сарафан. Желтая блузка расшита в красивые весенние цветы, на голове у нее венок из подснежников. На руке у нее волшебный посох. Где коснется ее волшебный посох, все оживает. Рядом с ней идут ее друзья: птицы, насекомые, животные.
- Весна -это красивая маленькая девочка. У нее кудрявые короткие волосы, голубые,как небо глаза. На ней пышное пестрое платье. Бегает она босиком, весеннего снега не боится, звонко и весело хохочет.Где коснутся земли маленькие босые ноженьки девчонки, там травка зеленая появляется, где коснутся голых деревьев ее маленькие ручонки, там смолистые душистые почки начинают раскрываться. От ее звонкого смеха насекомые просыпаются, птицы начинают громче петь, цветочки нежные появляются.
- Весна –это младенец, появившийся на свет. У него слезы,как весенние ручейки, смех звонкий, как весенние капели. Все живое радуется его появлению…)- Какие ещё образы можно нарисовать к стихотворению?
(Лесную опушку, зайцев грудой, как медведь просыпается от зимней спячки, как весело стучит дятел по дереву…)
- Какие цветовые оттенки будете использовать при рисовании своей картины?
(Слайд 13, 14 – образы весны в поэзии)
7. Подготовка к выразительному чтению.
- Ребята, что значит прочитать выразительно?
- Заметьте, что в конце 3-4 строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит? (Там нет пауз).
-Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю, быструю?
-Прочитайте выразительно сначала себе, затем друг другу.
- Выразительное чтение вслух.
8. Работа по картине Н. Крымова «К весне». Знакомство с художником.
(Приложение 2 – портрет Н. Крымова)
- Рассмотрите репродукцию картины Н. Крымова на с. 117 учебника. А пока вы рассматриваете картину, я расскажу вам немного об авторе этого произведения искусства.
Николай Петрович Крымов – 1884 – 1958 русский художник начала прошлого века. Родился он в бедной семье и на обучение живописному мастерству тратил все свои сбережения. Из-за нехватки денег на краску пользовался той, что осыпалась с полотен богатых художников.
Николай Петрович Крымов был не только известным художником-пейзажистом, но и теоретиком живописи и преподавателем, оставившим после себя многочисленных благодарных учеников. Картина «К весне» была написана Крымовым в 1907 году и относится к раннему периоду творчества художника.
Здесь Крымов запечатлел переход от зимы к весне. В природе это время столь быстротечно и неуловимо, что люди его часто и не замечают. Художник в своей картине словно останавливает этот момент, фиксируя его на полотне.
- Что и как изобразил художник? (Приложение 3 – описание картины)
(На переднем плане картины, справа, мы видим ствол дерева, такой же ствол тянется из левой части картины, как бы случайно попадая на полотно. Ветви этих деревьев причудливо сплетаются в вышине. Деревья по-весеннему голые, на них нет ни листьев, ни даже почек. Природа только пробуждается от долгого зимнего сна.
На ветвях расположились птицы, одни из главных предвестников наступающей весны. Но присмотритесь! Это красногрудые снегири и синички с ярко-желтыми красками в оперении. Да, зима не спешит сдавать свои позиции.
За деревьями изображены фасады и крыши домов. Кажется, что всю картину Крымов рисовал с натуры, находясь на крыше соседнего дома. Левую часть картины занимает обыкновенный дровяной сарай, серый и ничем не примечательный. А вот на доме справа невольно хочется задержать взгляд. Яркие краски, в которые художник раскрасил стены дома и флигеля, привлекают внимание и вносят свой вклад в общее весеннее настроение картины.
На крышах до сих пор лежит снег, но видно, что он доживает последние деньки. Еще немного и весеннее солнце окончательно уничтожит эту зимнюю примету. Сквозь голые ветви деревьев мозаичными фрагментами проглядывает весеннее бирюзовое небо с белоснежно-чистыми облаками. По крыше, наслаждаясь первыми солнечными лучами, важно прогуливается кот. На заднем фоне снова видны деревья, по цвету сливающиеся с серыми крышами.
Контуры картины кажутся немного размытыми, а линии нечеткими. Все вместе это создает впечатление легкости, прозрачности и хрустальной невесомости, свойственной ранней весне).- Сравните эти 2 произведения. Что можете сказать?
9. Стихи о весне, игра «Молчанка»
- Итак, мы познакомились со стихотворением Клычкова «Весна в лесу», а теперь давайте поиграем в игру и вспомним, кто из поэтов написал следующие стихи о весне. (Приложение 4) У тех, кого лежит карточка на столе, читают нам отрывки из стихотворений, а вы сигналом показываете фамилию поэта, который написал это стихотворение.
(Карточки со стихами на столе, на доске фамилии.1.Е.Баратынский
2.А. Майков
3.Ф. Тютчев
4.А. Плещеев)- Отлично справились с заданием! - ответы обучающихся.
- обучающийся рассказывает о поэте.
- высказывания обучающихся.
- слушают.
- описывают картины.
- высказывания обучающихся.
- слушают, отвечают на вопросы учителя.
- работают с незнакомыми словами, объясняют значение.
- читают стихотворение.
- И медведь с хребтом багровым встанет, щуряся, в лому.
- высказывания учащихся.
- так поэт описывает образ Весны.
- рассказы по представлениям учащихся.
- высказывания учащихся.
- анализируют стихотворение.
- сравнивают картину и стихотворение, находят сходство.
6.Рефлексия Молодцы, ребята! А сейчас, продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел … Продолжают предложения.
7.Подведение итогов урока - Итак, наш урок подходит к концу, так о каком времени года мы с вами сегодня беседовали на уроке и читали стихи?
- Ребята, с каким поэтом вы сегодня познакомились на уроке? Что вы о нём узнали?
- Какие мысли и чувства выразил автор в этом стихотворении? Домашнее задание Выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить наизусть, нарисовать рисунки к стихотворению с.116-117. Приложение 1. Портрет С.А. Клычкова

Клычков Сергей Антонович 1889 - 1937
Приложение 2. Портрет Н. Крымова.

Приложение 3.
Картина Н.П. Крымова «К весне» поражает чистотой и свежестью самых первых, еще несмелых солнечных лучей. Этот слепящий свет дарит невероятно радостное, бодрое настроение, он пронзает полотно и буквально захлестывает все сущее, вовлекая в бурную весеннюю волну и дома, и деревья.
      Цветовая гамма, использованная художником, примечательна. Слегка размытые контуры, нечеткость линий и осветленные предметы создают удивительное впечатление необъяснимой легкости, свойственной самой ранней весне. Благодаря такому приему даже простоватые деревянные домики с их дымовыми трубами, чердаками и соломенными крышами кажутся красивыми и милыми, а деревья с голыми стволами - хрустально невесомыми.
     Пришедшая в скромный пригород весна своим неуловимым волшебством способна украсить даже этот неприметный уголок. Уже сходящий с покатых крыш сероватый снег отживает свои последние деньки, чудесным образом превращаясь в стройную шеренгу сосулек, чьи бодрые и веселые капли оживляют и освежают картину. Еще виднеется высокий сугроб у самой стены дома, но и его дни уже сочтены, он очень быстро растает под влиянием весеннего настроения природы.
     Так оживает и радуется весне вся земля, пока еще застывшая в ожидании настоящего тепла. И кот, коварно крадущийся по крыше, и птицы, яркими пятнами выделяющиеся на фоне однообразных деревьев, оживляют картину, даря ей неповторимое очарование и динамику. Алый окрас снегирей и желтые перья синичек помогают художнику внести разнообразие в эту залитую ровным светом картину. Они притягивают внимание и служат искусными штрихами в этой равномерной и сдержанной гамме.
     Веселым и сказочным видится сквозь ветви высокое весеннее небо. И вдруг набежавшие белые облака уже не смогут оградить землю от светлых и праздничных солнечных лучей, пробуждающих все живое, преображающих унылый пейзаж.
     Мягкость прохладной ранней весны, ее первые ласки и красоты в полной мере предстают перед зрителями в картине Крымова «К весне». Все человеческие стремления, желания и мечты, живущие даже в этом маленьком, неприглядном пригороде, дарят ощущение свежести, радости и подлинного счастья.
Приложение 4.
1. Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака! 2. Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней - царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков
3. Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
4. Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала