Конспект урока русского языка


Ф.И.О. учителя: Кочетова Татьяна Сергеевна
Класс: 2
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Что такое словосочетание».
Цель урока: Познакомить с понятием «словосочетание» и научить находить словосочетания в предложении.
Задачи:
Образовательные:
Учить обнаруживать словосочетания в предложении.
Привести детей к осознанию того, что основа предложения не является словосочетанием.
Учить определять основу предложения и словосочетания.
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
2. Развивать речь, обогащать словарный запас.
3.Продолжить работу по формированию умения работать с различными источниками информации.
4.Продолжить работу по формированию коммуникативных умений и навыков.
Воспитательные:
Продолжить работу по воспитанию культуры речи, интереса к родному языку, стремления к сотрудничеству в рамках учебного диалога.





Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты





Личностные
Метапредметные
Предметные

1.Организационный момент




2.Актуализа
ция опорных знаний















3.Изучение нового материала.
а) работа с учебником, с оглавлением учебника







Организовать рабочее место





Выявить имеющиеся у обучающихся знания по теме урока
















Учить детей ориентироваться на страницах учебной книги
Контроль организации рабочих мест





Работа с шуточными картинками.
(экран, документ-камера)

Рассмотрите картинки. Чем они различаются? По какой из них вы сможете составить предложение?



Что вы знаете о предложении?


Зачем в предложении кроме главных слов ещё и другие слова?



-Прочитайте название темы урока. (записана на на доске)
Откройте содержание учебника, найдите название темы нашего урока.
Откройте учебник на странице, где обозначена эта тема.
Кто не смог найти нужную страницу?
(c. 31)







Проверка готовности рабочих мест.









По второй, т. к. непонятно по первой картинке, что ищут обезьянки.
(дети составляют предложения)

Слова связаны по смыслу, есть главные слова.

Поясняют то, о чём говорят главные слова.



Дети читают тему урока самостоятельно.






Помощь соседа по парте.


Самоопределение





Смыслообразование
Мобилизация волевых усилий




Умение высказывать свою точку зрения.

















Работать с несколькими источниками информации.







Подведение под понятие.



















Работать с оглавлением учебника и справочниками учебника.

б) постановка учебной задачи.















в) открытие нового знания



















г) работа с правилом











4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.





5. Физминутка.

6.Применение нового знания.





Сформулировать цель урока

















Обнаружение словосочетаний в предложении.




















Ввести новое понятие «словосочетание». Познакомить с главными отличительными признаками словосочетания.





Различение словосочетания и основы предложения.










Обнаружение словосочетания в предложении.
Развитие навыков сотрудничества.
Прочитайте двустишие Саши Чёрного (с. 31 упр. 10).
Почему слово в чертополох обозначено звёздочкой?
Спишите первое предложение, подчеркните основу.
Какое же слово из двух главных командует формой слова в чертополох?


Мнения детей разделились. Это задание вызвало у нас затруднение. Чему же нам нужно научиться сегодня на уроке?




Сравните:
ослик в чертополох; влез в чертополох
В каком сочетании слов есть смысл?
Можете ли вы задать вопрос от слова ослик к форме слова в чертополох?
А от слова влез к форме слова в чертополох.
Работа с сочетанием слов влез в чертополох.
Какое из слов командует другим?
Задайте вопрос от одного слова к другому.
Влез в чертополох - это словосочетание. Попробуем сформулировать правило, что же такое словосочетание.


с. 32













Чем же слова в словосочетании отличаются от основы предложения? Маша на этот вопрос ответила так:
- В основе предложения оба слова главные, оба – командиры. В словосочетании только одно слово – слово – командир.
Вы с ней согласитесь?




Выполните задание на с. 32.
Работаем в парах.
Уточняем значение слова чертополох в Толковом словаре.

Называют основу предложения (Ослик влез)
Пытаются выделить словосочетание (ослик в чертополох; влез в чертополох)
Формулируют цель урока с помощью учителя: узнать, что такое словосочетание и находить его в предложении.



Приходят к выводу, что именно сочетание слов влез в чертополох имеет смысл.



Влез (куда?) в чертополох.
Слово влез командует словом в чертополох.
Это два слова, которые связаны по смыслу. Одно из слов командует другим. От него можно задать вопрос к другому слову.



Читают правило по учебнику.












Дети подтверждают свой ответ с опорой на предложение Ослик влез в чертополох.









Читают задание, выполняют по предложенному плану.
Проверка выполнения.
В предложении «Обезьянки ищут блох» главные слова обезьянки ищут. Нужно было найти словосочетание. Для этого мы задали вопрос от слова ищут к слову блох и нашли словосочетание ищут блох. В нём есть смысл. Слово – командир ищут командует словом – солдатом блох.
(запись на доске: ищут (кого?) блох.
Контроль и самоконтроль учебных действий.






































Контроль и самоконтроль учебных действий.









Самоопределение












Нравственно-этические нормы поведения при работе в парах постоянного состава.
Подведение под правило.
Использование словаря учебника в процессе изучения нового материала


































Коммуникация как взаимодействие











Умение высказывать свою точку зрения.










Коммуникация как взаимодействие
Уточнять значение слова с помощью толкового
словаря
Находить в предложении основу














Находить в составе предложения словосочетание




В словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос



















Различать словосочетание и основу предложения.










Находить в составе предложения словосочетания

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выделение основы предложения и определение словосочетаний
с. 33 упр. 11
Проверка выполнения задания.
- Какое словосочетание Маша и Миша выделили одинаково?
- А в чём разница?
- Кто же прав?





















Самостоятельное выполнение задания (устно найти основу в каждом предложении, подчеркнуть главные слова, определить и назвать словосочетания, работа со словарём).
ловит (кого?) рыб;
Миша: рыб (где?) в волне;
Маша: ловит (где?) в волне
Права Маша, потому что словосочетание ловит в волне имеет смысл, слово ловит командует словом в волне и от слова командира можно задать вопрос к слову-солдату: ловит (где?) в волне.
Контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности
Постановка и решение проблемы.
Формирование умения поиска информации в учебных словарях.
Формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для выяснения смысла предложения.
Находить в составе предложения словосочетания

8.Рефлексия
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке
Какой вопрос возник на уроке?
Как вы на него ответили.
У кого возникли трудности при выполнении заданий?
Как вы думаете, что мы будем делать на следующем уроке русского языка?


Что такое словосочетание и как его находить в предложении.
Дают определение словосочетания и объясняют, как его найти в предложении.
Продолжим работу с предложением. Будем учиться находить в предложении словосочетание.


Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Самооценка на основе критерия успешности


Рефлексия способов и условий действия.

Оценка своей деятельности на уроке.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.













15