Выделение корня в однокоренных словах.


тема: Выделение корня в однокоренных словах. 2 «Б» 21.10.2013
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, настрой на урок.
У: Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться , а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
- Ребята, мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
II. Чистописание.
Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:
*большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;
*при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;*заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;
*дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.
2. - Посмотрите на буквы: О, Ь, С, Н, Е (на доске отдельные буквы из магнитной азбуки)
- Назовите их. Какая лишняя?
- Разделите оставшиеся буквы на две группы. Назовите их (гласные, согласные).
- Составьте и запишите пары из согласных и гласных букв. Следите за высотой и наклоном букв.
III. Словарная работа.
1.- Составьте из этих букв, слово. Запишите слово на следующей строке.
- назовите осенние месяцы. Запишите их. Проверьте свои слова. (осень, сентябрь, октябрь – карточки на доску).
2. - назовите последний месяц осени (ноябрь – карточка на доску). Это пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью». В народе ноябрь еще называют «чернотропом». Почему? (пышный, пестрый ковер из листьев в ноябре почернеет и поблекнет, тропинки в лесу станут черными, вот и чернотроп). Запишите слово в тетрадь.
3. - подберите слова-ассоциации, которые помогут запомнить букву О (дОждь, хОлОд, мОрОз – карточки со словами на доску).
4. Народ придумал много пословиц про осенние месяцы. Вот одна из них: «В ноябре мороз приосанивается». Как вы понимаете выражение приосаниваться? (выравнивать плечи, становиться более уверенным).
Покажите, как это надо сделать (дети, сидя, выпрямляют спину, расправляют плечи). Надо всегда следить за осанкой и держать спину прямо!
IV. Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах и корне.
- Грибная пора наступила. Смотри:
Из леса грибочки несут грибники.
А где-то еще притаился грибок…
Заглядывать нужно под каждый листок!
- Прочитайте запись. О чем четверостишие? Когда наступает грибная пора? О чем нужно помнить, собирая грибы? (съедобные, несъедобные). Какую пользу мы получаем, собирая грибы? (свежий воздух, ходьба, наклоны).
Физкультминутка «По грибы»
( Глубокий вдох-выдох, ходьба на месте, наклоны, глубокий вдох-выдох).
2. - Найдите в тексте и выпишите родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.
(Дети предлагают свои варианты)
- Почему мы испытываем затруднение? (Не знаем какие слова называются родственными)
- Значит, что сегодня на уроке мы должны узнать? (что такое родственные слова)
- Что нам в этом поможет? (личный опыт, учитель, учебник)
3. Формулируем цель и задачи урока:
- знать, какие слова называются родственными
- знать признаки родственных слов
- уметь подбирать родственные слова
4. Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, уютный и округлый.
Делаем вывод: Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными).Стр.80 учебника, читаем правило.
4. Итак, какие же признаки есть у родственных слов?
Родственные слова – это:
1) слова близкие по смыслу.
Назовите из стихотворения близкие по смыслу слова (грибная, грибочки, грибники, грибок). Докажите.
2) в словах должна быть общая часть
Как называется общая часть? (корень)
Выделите в словах общую часть.(гриб-)
Как еще можно назвать родственные слова? (однокоренные)
«признаки родственных слов»
V. Физкультминутка.VI. Упражнения на закрепление.
«Как растут слова».
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень -
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
Ну а вот и садовод.
И садовник с ним идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
- Найдите однокоренные слова. Выпишите. Выделите общую часть – корень.
2. Игра «Засели домик».
Одновременно в три домика приехали «родственники». Правильно ли родственники заселились в домики?
Дети по очереди выходят к доске и рядом со словом ставят «+» - если верно, «-» - если неверно, «?» - если затрудняется.
На доске: лис- мор- вод-
Лиса морской вода
Лист моряк водичка
Лисонька мороз водный
Лисий морячок водитель
«Какое слово лишнее?»
Списать однокоренные слова, выделить корень.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, теплый, жаркий.
4.
Выписать однокоренные слова, выделить корень.
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.
- Родня ли Гусиница Гусю? Почему?
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Найти и выписать семью родственных слов. Выделить корень.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них –
Очень тихий ёжик.
Ребята обмениваются тетрадями в парах. Проводят проверку работы. Ставят оценку друг другу.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.подведем итог урока. Я задаю вам вопросы, вы – отвечаете. Если ответ правильный – хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
Что мы называем корнем?
Какие слова называются однокоренными?
Какую мы цель ставили в начале урока?
2.Оцените свою работу. Обведите ту цифру, на какую, вы считаете, работали сегодня. (у детей оценочный лист с цифрами от 1 до 10). Кто поставил себе 10? 9? И т.д.
3.Д/з: упр. 4 стр.81 (найти и выписать слова с корнями –лист-, -ягод-, -букет-) или упр.5 стр. 81(выписать однокоренные слова).Задание на выбор (дифференцированный подход).