Интегрированный урок литературы и музыки


Интегрированный урок литературы и музыки: Карпенко О.Н.,учитель русского языка и литературы, Новоселова В. А.,учитель музыки.
Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Цель урока: Развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;Показать стремление писателя донести мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства-В руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа;Показать межпредметную связь литературы с музыкой.      I. Артикуляционная разминка. Запишем и выучим новую скороговорку, например:
По поясам пояски, по пояскам поясочки.
      Добиваемся четкой артикуляции при различных интонациях.      II. Язык сказа      Словарная работа      — Дома вы самостоятельно перечитывали сказ «Медной горы Хозяйка» П. П. Бажова. Чем интересен для вас этот сказ?      Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» интересен тем, что в нем с обычным человеком происходят необыкновенные события. Необыкновенный язык погружает нас в атмосферу русской старины.      — Давайте поработаем со смыслом слов и выражений этого сказа, проверим выполнение домашнего задания.      Оба в горе робили — оба работали в шахте на руднике, добывали малахит.      B там протча, что подойдет — и другие, прочие породы, которые встречались в шахте.      Этот и вовсе изробленный — измученный, заболевший от непосильной работы.      Девка небольшого росту, из себя ладная — невысокая красивая девушка.      Артуть-девка — девушка, подвижная, как ртуть.      Слово молвить — сказать что-нибудь.      Виду не оказывает — не показывает виду.      Парню забедно стало — парню обидно стало.      Я в горе роблю — я в шахте на руднике работаю.      На глазах таял — худел, бледнел, становился все более болезненным.      Молвил — сказал, произнес.      Обзарился — позарился.      Перст — палец.      Посмеяться ладил — хотел, намеревался посмеяться, поиздеваться.      Здоровьем хезнул — стал чахнуть, болеть.      Хворал — болел.      С помощью этих слов и выражений писатель передает местные особенности и народный характер речи.      Выразительное чтение      Чтобы дети ощутили колорит языка, поработаем над выразительным чтением описания Малахитницы (от слов: «В лесу-то хорошо» — до слов: «Весело, видно, ей», с. 54—55 учебника). Несколько ребят вслед за учителем прочитают этот отрывок, добиваясь верной интонации.      Несколько комментариев, которые помогут детям вслушаться в текст.      Поют-радуются — повтор, как в русской народной сказке.      От земли воспарение, дух легкий — в теплую сухую погоду легкий воздух насыщен ароматами земли, трав.      Разморило — люди расслабились, их потянуло в сон.      Ровно... толкнул — словно толкнул.      На грудке руды — на руде, сложенной в груду, на куче.      А по косе видать — девка — косы носили девушки, замужние женщины по обычаю убирали волосы, покрывали их головным убором.      Ссизачерная — сизо-черная, черная с сизым, синим отливом.      Сквозь светеют — святятся насквозь.      Уж такое крутое колесо — очень подвижная, непоседливая.      Лопочет — быстро и негромко говорит что-то.      По-каковски — на каком языке.      Только смешком все — все слова говорит с усмешкой, с коротким смехом.      III. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя      Беседа      — Что фантастично, что реально в этом сказе?      Реально крепостное право, реальна работа горняков до изнеможения («Этот и вовсе изробленный»), трусливые и жестокие приказчики и надзиратели («Известно, какое время было, — крепость. Всяко галились над человеком»). Бажов описывает домашнее хозяйство рабочих и тяжелые условия труда в забое.      Фантастична встреча с Хозяйкой Медной горы, ее превращение в ящерицу, путешествие Степана в глубь горы, помощь в забое волшебных ящерок.      — Что предложила сделать Малахитница Степану? Что понравилось Хозяйке в Степане Петровиче? (2-й вопрос, с. 64 учебника.)      Хозяйка предложила парню передать свое повеление приказчику, который распределял горняков на работы. Высказать такие слова, даже от имени Хозяйки, мог решиться только очень смелый человек.      Хозяйке Медной горы понравилось в Степане Петровиче то, что он не показал виду, что испугался, когда увидел Хозяйку, смело разговаривал с ней. Ему было «стыдно перед девкой хвастуном себя оказать», и он выполнил обещание, сказал приказчику, что Хозяйка велела. Когда Хозяйка Медной горы привела его свои богатства показывать, он «не обзарился» на эти богатства, «не променял свою Настеньку на каменну девку».      — Как исполнила Хозяйка свои обещания? (3-й вопрос.)      Когда Степана приковали в забое, она подбрасывала ему хороший малахит, помогла освободиться из крепостного состояния, затем помогла найти нужные глыбы для столбов.      — Как закончилась жизнь Степана? (4-й вопрос, с. 65.)      Степан выдержал первые два испытания, но не смог выполнить третье — не смог забыть Малахитницу. Он начал болеть, купил ружье, чтобы ходить будто бы на охоту, и стал ходить к тому месту, где первый раз встретил Хозяйку Медной горы. Однажды осенью ушел и домой не вернулся. Потом его нашли мертвого.      — Какими словами вы можете охарактеризовать Степана?      Ученики назовут Степана честным, смелым, трудолюбивым, гордым, верным, хорошим мастером, человеком с чистой душой. Может быть, именно поэтому полюбила его Медной горы Хозяйка.      Литература и изобразительное искусство      — Рассмотрите рисунок палехских художников к сказу (с. 57). Что вы помните о палехской лаковой миниатюре?      — Что изображено на рисунке? Чем вам нравится эта иллюстрация? Урок продолжает учитель музыки.  1.Русский композитор П.И. Чайковский, как и П. Бажов жил и работал на Урале. Мы сегодня будем слушать его пьесу из сборника «Детский альбом».(учитель рассказывает об истории создания альбома).   
2.Прослушивание альбома П.И.Чайковского.Послушайте музыку и скажите какая это музыка?
-Кто исполняет музыку? (ответы учащихся).
_Что роднит музыку и сказы П.Бажова?Каким настроением наполнена музыка?Слушая музыку ,вы представили какие картины из призведения П.Бажова? (ответы учащихся.)
Итог урока подводит учитель литературы