Мет одическая разработка урока Орксэ по теме Совесть


Методическая разработка урока
 
Технологическая карта урока .
1. Ф.И.О. учителя: Горшкова Елена Евгеньевна 2. Класс: ______4____Дата: ______________Предмет____ОРКСЭ______________________________
3. Тема урока: «Совесть_»
4.Тип урока: Изучение нового материала
5. Цель урока: формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «стыд».
6.Задачи урока
Обучающие:
-формировать навыки работы с терминами;
-совершенствовать умение работать с источниками;
Развивающие:
-продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков;
- обучать элементам творческой деятельности
Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, поддержки;
- акцентировать внимание обучающихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
7.Ожидаемые результаты:
• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
• Осознавать, для чего людям нужна совесть.
Дидактическая структура урока Деятельность учителя и содержание урока Деятельность учеников УУД
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
1 мин
Класс разделить на 4 группы.
Психогимнастика « Искорка добра»
В одном ауле люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто , когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались  и между ними вспыхивала крошечная тёплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим, друг другу искорку добра, протянем ладошки и посмотрим в глаза друг другу, и тепло улыбнемся. Какое у вас настроение?
Пусть оно у вас останется до конца занятия. Протягивают друг другу руки и улыбаются Коммуникативное УУД: 
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Регулятивное УУД:
 понимать цель выполняемых действий;
Актуализация знаний
7 мин 1.Учитель
У меня к вам такой вопрос.
-Как бы вы поступили в такой ситуации? Вы находите кошелёк с большой суммой денег. Ваши действия.
Предполагаемые ответы детей.(Можно фиксировать на доске)
А теперь послушайте притчу.
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!  Отвечают на вопрос
Слушают притчу
Регулятивные УУД:
Организация рабочего места
Коммуникативное УУД: 
-умение вступать в диалог(отвечать на вопросы)
Познавательные:
Умение осознано строить речевое высказывание вустной форме
Формулирование темы урока, постановка цели Проблема урока
3 мин
В группах Что помогает человеку поступить правильно? Отличить добро от зла?
У каждой группы на столе есть набор слов. Из них нужно собрать пословицу, не забывайте, что главное – не скорость, а правильный смысл!
- Ребята, кто заметил, какое слово повторяется во всех этих пословицах? Это слово – совесть.
Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
Конечно же, о совести. Можете ли вы мне сказать, что такое совесть?
Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?
 1.Что такое совесть?
2. Нужна ли она человеку?
 3.Что значит поступать по совести?
На доске вы видите вопросы. К концу урока она должна быть чистой. Отвечаем на вопрос, я его стираю.
Формулируют тему,  цели, задач урока. Постановка проблемы.
Регулятивное УУД:
-определять цель деятельности на уроке;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
 -извлекать информацию из текста;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-делать выводы на основе анализа объектов;
Коммуникативные УУД:
 - слушать и понимать других;
 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Личностные УУД:
-определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;
Изучение нового материала
15мин
А) Значение слова «совесть»
Работа с текстом учебника
 Объяснение нового.
1.Что такое совесть?
Как же учёные объясняют слово «Совесть».
(Формирование критического мышления)работа в группах.
Найти объяснение 1и2 группе- в словарях,
 3,4 группе –ключевые слова в высказываниях великих людей
Выполнив задание, на экране возникает следующая запись: Совесть-это…
Выставляю карточки с ключевыми словами
– Как вы видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Паскаль, Кант, Бальзак, Цицерон и др.
Какое объяснение понятия «совесть» даёт учебник
Откройте, пожалуйста, страницу 48  учебника 
О чём ещё вы узнали из статьи ?Работают с определениями (по группам)
1 и 2 группа
Моделирование понятия «совесть».
Работа со словарями.
1группа-Толковый словарь В. Даля. «Нравственное чутье в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Способность распознать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру, истине»
2 группа-словарь Ожегова. С.И. «Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». 
3 группа-высказывания. Находят ключевые слова.
1.« Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» Паскаль Блез
2.«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» Кант И.
3.«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» Гольбах П.
4.«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла»   Дени Дидро
5.«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис МенкенРаботают со статьёй учебника.(стр.48)
 (читают 3 абзаца текста самостоятельно)
Выбирают понятия«совесть» и «стыд»
Стыд – это переживание перед людьми
Совесть – это стыд перед самим собой Познавательные УУД
- извлекать информацию из текста;
-строить речевое высказывание в устной форме;
- делать выводы на основе анализа объектов;
- осуществлять синтез, составлять целое из частей;
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Регулятивные УУД
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Личностные результаты
- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;
- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;
-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
Познавательные УУД
- извлекать информацию из текста;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- делать выводы на основе анализа объектов;
- осуществлять синтез, составлять целое из частей;
- использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- устанавливать причинно- следственные связи;
Физкультминутка
2мин Игра Я спрашиваю, а вы отвечаете: хорошо или плохо.
Благодарить после еды?
Оставлять после себя огрызки хлеба?
Помогать маме убирать дом?
Обзываться плохими словами? Драться?
Делиться тем, что у тебя есть?
Тот голос, который подсказывает нам, что хорошо, а что плохо – это и есть наша совесть. Это именно она подсказывает нам, что надо стыдиться дурных поступков и исправлять зло добром. Совесть – это голос внутри человека.
Ответили мы на 1 вопрос?
Стираю с доски.
2 вопрос- Нужна ли совесть человеку?
Дети отвечают при помощи движений
Хорошо-хлопаемПлохо-топаемУпражнение совести
2мин
Вся жизнь человека состоит из различных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала,  нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
 Посмотрите на пламя свечи(зажигается свечкав руках учителя). Совесть в нашей душе – это словно огонёк свечи. Совесть не спит – и светло в душе человека. Если мы не будем забывать о ней, будем спрашивать у совести: «Хорошо ли то, что я делаю?», то совесть наша никогда не угаснет. А если мы не будем беречь совесть (взмах руки над пламенем свечи)  - станем обманывать, обзывать, грубить, будем злыми, равнодушными людьми. Что будет? (огонёк гаснет). Было в сердце светло, а что теперь? Тьма. И никто внутри нас не подскажет – как делать добро и не делать зла.
Надо советоваться с совестью, прежде, чем  начать что – то делать. В нас горит божественный огонь. Наша задача – передать его другим поколениям. Но если мы не будем работать над своим духом, проявлять волю,  трудолюбие, терпение, то этот свет погаснет, и наша душа пропадёт, погибнет.
Регулятивные УУД
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Личностные результаты
- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;
- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;
-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
Закрепление.
13мин
Рефлексия .2мин 3 вопрос
Что значит поступать по совести?
1 группе выдаются: маркер, платок, тряпки 2 ,2 листа бумаги
2 группе:2 ручки(1 изломанная)
3 группе- игрушка котёнок, чашка
4 группа- платок, мяч, модель часов
Вы теперь поняли, как нужно поступать по совести?
В жизни каждый из вас уже задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно. 
Стираю вопрос.
Доска чистая. Значит мы ответили на все вопросы.
Запишите в табличку
Было интересно… Я понял. что… Теперь я буду… Теперь я не буду… Мне захотелось… Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.
1 группа инсценируют(1ученик читает, остальные показывают)
«В подъезде»
Строители сделали в нашем подъезде ремонт. Вова изрисовал маркером все стены. Соседи возмутились. А бабушка, соседка Вовы, вышла и с трудом отмыла стены.
Как бы вы поступили на месте Вовы?
2 группа«Ручка»
У Олег на уроке балуясь сломал ручку. Таня дала ему свою. После уроков Олег не отдал Тане ручку, сказав, что она ему тоже нужна. Таня очень расстроилась.
Как должен был поступить Олег?
3 группа «Чашка»
Однажды Дима и Аня играли и случайно разбили любимую мамину чашку . Мама очень огорчилась. Ни Дима, ни Аня не сказали правду, а переложили вину на котенка. Котенка наказали. Как поступили бы вы?
4 группа «Бабушка заболела»
В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.- Петенька, сходи в аптеку, пожалуйста, за лекарствами! – попросила бабушка,- у меня очень болит горло.Петя быстро оделся и убежал.Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.- Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.- А лекарство купил?- Нет, мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.И бабушка, заплакав, сказала:- Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!
Как бы вы поступили в этой ситуации?
Заполняют таблицу
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Познавательные УУД
- строить речевое высказывание в письменной форме;
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в письменной форме;