Конспект урока на тему: «Повторение романа «Евгений Онегин». Основные образы романа»

План- конспект урока «Повторение романа «Евгений Онегин». Основные образы романа»
Класс – 10 А,

Цели урока: повторение творческой истории романа, основных образов, сюжета, онегинской строфы.
Оборудование: портрет поэта, сборники стихов, компьютер, проектор

Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Изучение новой темы
А) сообщение темы и целей урока
Б) сообщения учащихся по темам: творческая история романа, особенности его замысла, сюжета, композиции, системы образов, жанра, художественной формы, онегинской строфы.
Рассказ учителя: следует подчеркнуть новаторский характер реалистического романа, который создавался в период приоритетов романтической художественной традиции, его отличие от романов, созданных до Пушкина. В гуманитарном классе эта позиция может быть дополнена докладами учащихся, работающих над рефератами, которые предполагают сопоставление романа с русской и западноевропейской прозой конца XVIII -- начала XIX века, как с романами, которые читали Онегин и Татьяна: "Юлия, или Новая Элоиза" Руссо, "Мельмот-скиталец" Метьюрина, "Жан Сбогар" Нодье, "Страдания юного Вертера" Гете - так и с русскими романами, например "Наталья, боярская дочь" Карамзина.
Повторяя особенности сюжета, композиции и системы образов романа, следует подчеркнуть, что он включает в себя две линии: Онегин - Татьяна и Ленский - Ольга. Они параллельны, так как романы героев в обоих случаях не состоялись. Но линия Ленский - Ольга не развивается, потому что судьба Ленского зависит не от его отношений с Ольгой. Любовь Ленского к Ольге в композиционном плане помогает Татьяне лучше понять Онегина. Ленский не только оппонент Онегина, но и образ, связанный с автором-повествователем. Поэтому не случайно, что в VI главе автор дает нам два различных жизненных пути Ленского, если бы он остался жив.
Беседа по вопросам:
1.      Что стало причиной духовного кризиса Онегина? Смог ли он его преодолеть? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя?
2.      Как меняются внешний облик и внутренний мир Татьяны от начала до конца романа? В чем смысл ее сопоставления с Ольгой?
3.      Какой смысл имеет высказывание Г. А. Гуковского о романе "Евгений Онегин": "Построение .Евгения Онегина. напоминает зеркальное отражение предмета, которое мы видим дважды: в натуре и в зеркале..."? Г. А. Гуковский. Пушкин и проблемы реалистического стиля. 1957.
4.      Каковы взаимоотношения повествователя с героями романа и его оценки героев? Как образ автора способствует расширению границ романа, созданию "энциклопедии русской жизни"? Какими новыми принципами пользуется автор в изображении окружающей жизни?
5.      Какие черты биографии Пушкина отразились в лирических отступлениях? Какова их композиционная роль?
6.      В чем особенности художественной формы романа в стихах? Какова композиционно-стилевая роль онегинской строфы?

Подведение итогов урока. Слово учителя "Евгений Онегин" - это новаторское произведение, реалистический роман, созданный в эпоху главенства романтизма, но далекий от литературных шаблонов и романных клише. Его главные герои - это национально-исторические типы, которые изображены не однолинейно, а многопланово. Онегин - представитель передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивает консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя он так и не нашел. Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении с жизнью, и одна из причин краха - Онегин.
Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Ее трагедия в конфликте со средой своей семьи, ее ничтожными духовными запросами, она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви. Она жертва социальных условий, но не изменяет своему внутреннему миру, тогда как Онегин страдает, прежде всего, от собственной позиции нравственного отрицания.
Важная особенность романа в том, что в нем раздвинуты границы личного конфликта, и в произведение входит русская жизнь во всех ее проявлениях. Фабулу романа можно уложить в рамки взаимоотношений четырех главных героев, а сюжет, благодаря наличию автора-повествователя, выходит за эти рамки. Автор проявляется в романе двояко: и как герой романа, и как рассказчик. Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин -- не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, -- спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета и обозначают границы романного, художественного времени.
В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни, это отношение к творчеству, таланту, способностям, отношение к Родине. Автор является в романе и стержнем, и связующим звеном в картинах "энциклопедии русской жизни".

Домашнее задание
1.Заполните таблицу сопоставительных характеристик

Татьяна и Ольга
Татьяна и Онегин
Татьяна и Ленский

Сходство




Различие




2. Выпишите пушкинские характеристики Татьяны