Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Волшебство из соломы»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Русскополянская гимназия №1
Утверждаю:
Директор МОУ Русскополянская
гимназия №1___________А.В.Ногин
«10» сентября 2012 год
Программа внеурочной деятельности
по художественно-эстетическому направлению
«Волшебство из соломы»
Автор - составитель:
Гоношенко Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории

Русская Поляна, 2012 годКружок аппликации из соломы
(62часа)
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство – действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к декоративно-прикладному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человеком. В процессе занятий у учащихся развивается фантазия, воображение, образное мышление, способность анализировать и сравнивать, воспринимать нравственное как прекрасное, потребность совершенствовать себя и окружающий мир.
Аппликацию из соломки могут выполнять ребята всех возрастов. Техника работы с соломкой проста и вполне доступна детям. В течение 3-4-х занятий учащиеся запоминают технологию работы с соломкой. На первых занятиях ребята учатся готовить соломенные ленты горячим и холодным способами, наклеивать соломенные ленты, выполняя требования к аппликации из соломки. Осознанному восприятию, творческому воображению способствует I этап работы с аппликацией - выбор эскиза. На этом этапе ребята также учатся работать в коллективе, общаться со сверстниками и взрослыми, что качественно влияет на его отношения с людьми и развитие всех видов деятельности (предметной, игровой, изобразительной, трудовой). Название этого кружка «Чудесная соломка». Материал этого кружка служит для профориентационной работы, расширение представлений о сельскохозяйственных профессиях. Большое внимание уделяется развитию речи на этапе знакомства ребят с текстами о людях труда, о «его величестве - хлеб». Необходимо отметить, что кружок напрямую связан с социально бытовой адаптацией. Именно он помогает глубоко, ярко видеть прекрасное, дает возможность изменить интерьер своего жилья, сделать его уютным, красивым, комфортным. Отличительной особенностью данной программы является с одной стороны - развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, с другой – сохранение народных традиций, развитие духовных потребностей.
АктуальностьНа социальную адаптацию учащихся огромное значение имеет участие ребят в кружковой деятельности. Аппликация из соломки и организация такого вида деятельности, способствует развитию познавательных процессов; речи; эмоционально-волевой сферы; творческих способностей. А также способствует выработке у ребят таких черт характера, как аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.
2.Новизна
Практические занятия, кроме решения художественно-эстетических задач, позволяют формировать общие трудовые навыки: аккуратность, бережное и экономное использование материала, умение заранее предвидеть результаты своих действий, планирование последовательности выполнения, творческое преобразование своего опыта.
Средствами декоративно-прикладного искусства воспитываем носителя и хранителя национальной культуры, осуществляем личностное развитие учащихся, развитие творческого потенциала, художественного вкуса, интереса к постижению тайн ремесла, профессиональную ориентацию учащихся.
Новый подход к построению программы заключается в следующем:
ориентирует учащихся на дополнительное образование;
позволяет не только комплексно обогатить учащихся новыми знаниями, расширить кругозор, но и активно развивать познавательные, психологические процессы;
даёт возможность построить работу с каждым ребёнком, учитывая его природные способности.
Цели кружка:
Развитие творческих способностей учащихся при работе с соломкой , формирование представлений о корнях и истории ремесла, традициях, национальных особенностях и месте, которое оно занимает в культуре народа, приобретение практических навыков по созданию декоративных изделий из соломки.
Задачи кружка:
1.приобщение к национальным художественно-ремесленническим традициям,
2.обучение приемам работы с соломкой, практическим навыкам создания бытовых и декоративных изделий,
3.развитие художественных способностей, творческого мышления, наблюдательности и эстетического вкуса, развивать прекрасный дар видеть красоту Природы, умение радоваться ей.
4.приобщение к национальным художественно-ремесленническим традициям,
5.обучение приемам работы с соломкой, практическим навыкам для создания бытовых и декоративных изделий,
6.развитие художественных способностей, творческого мышления, наблюдательности и эстетического вкуса, развивать прекрасный дар видеть красоту Природы, умение радоваться ей.
Знания, умения и навыки при работе с соломкой.
Воспитанники должны получить знания:
Об аппликации из соломки;
.Заготовке, разглаживании и тонировке соломы;
О копировании рисунка на планшет и выклеивания изображения;
Правила безопасности и личную гигиену при работе.
Должны уметь:
Определять характерные черты аппликации из соломки;
Заготавливать соломку;
Разглаживать соломку;
Подготавливать фон;
Копировать на фон эскиз и выклеивать изображения;
Работать в коллективе;
Соблюдать правила безопасности и личную гигиену.
Тематическое планирование:
Дети младшего школьного возраста довольно легко справляются с предметной аппликацией из соломы. Программа кружка рассчитана на младший школьный возраст - это дети 7-10 лет. В ней рассматриваются 3 раздела. Это «Технология обработки и выполнение простейших аппликаций из соломки», «Плоская аппликация из соломки», «Аппликация из круглой (необработанной) соломы». Занятия проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на 36 часов. Время проведения – внеурочное, свободное от занятий. Заниматься в кружке лучше с небольшими группами детей(8-10 детей).

п/п Тема занятий
количество часов
I. «Технология обработки и выполнение простейших аппликаций из соломки».
Технология обработки: 1.Заготовка соломы. 1 час
2. Обработка горячим способом. 2 часа
3. Холодный способ обработки. 2 час
4. Тонировка соломы. 1 час
5. Беседа «Технология выполнения аппликации из соломки». 1 час
6. Беседа «Виды аппликации». 1 час
7. Предметная аппликация.(Декоративные цветы, бабочки, рыбки) 4 часа
8. Выставка лучших работ. 1 час
II «Плоская аппликация из соломки». 1.Предметная аппликация. ( Листья, животные, строения) 3 часа
2. Сюжетная аппликация:
орнамент в круге;
орнамент в полосе;
бытовые предметы-ковши, солонки, вазы;
сюжетные композиции на темы сказок. 3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3. Декоративная аппликация из соломы. (Композиции на различные темы, сюжеты) 10 часов
4. Выставка лучших работ. 1 час
III «Аппликация из круглой необработанной соломы». Аппликация из круглой необработанной соломы
а) узоры в полоске;
б) узоры в квадрате;
в) цветы;
г) деревья;
д) домики;
е) пейзаж;
ё) солнце над морем;
ж) птицы;
з) животные
и) рогоз
к) композиция тематическая
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
4 часа
4. Итоговая выставка. Подведение итогов. 1 час