Контрольная работа по литературе : Идейно — художественные функций лирических отступлении в романе Пушкина « Евгений Онегин»


Контрольная работа по истории русской литературы
на тему: Идейно - художественные функций лирических отступлении в романе Пушкина « Евгений Онегин»
Выполнила студентка 2 курса «Языки и Литература»
Агамахмедова В.А. заочное отделение.
Мой Пушкин
Чем дольше жизнь,
Тем Пушкин мне родней,
Милей, дороже, ближе и понятней.
Быть русским, как и он,
Читать его сказки.
Что может быть
И слаще, и приятней?
Что мы называем лирическим отступлением? Может быть, с точки зрения развития сюжета, это вообще лишнее в произведении?
Во-первых, отвлекает от главной линии.
Во-вторых, - лирика, а нам события и конфликты подавай, рассказ о поступках главных героев или, на худой конец, описание природы.
Но такое мнение - поверхностно. Если вдуматься, то цель любого произведения - не развитие сюжета, а реализация связанных с ним идей автора, его отклик на события исторических или современных автору взглядов на жизнь.
«Евгений Онегин, первый русский реалистический роман, - самое значительное произведение Пушкина, которое имеет длительную историю создания, охватывающую несколько периодов творчества поэта. По подсчетам самого Пушкина работа над романом продолжалась в течение 7 лет , 4 месяцев, 17 дней – с мая 1823 г.было написано еще « Письмо Онегина к Татьяне». Публикация произведения осуществлялась по мере его создания : сначала выходили отдельные главы и лишь в 1833 году вышло первое полное издание. Вплоть до этого времени Пушкин не прекращал вносить определенные коррективы в тексте.
Завершая работу над последней главой романа в 1830 году Пушкин набросал его черновой план, который выглядит так :
Часть первая .Предисловие . 1 – я песнь .Хандра (Кишинев , Одесса , 1823 ) ; 2-песнь .Поэт (Одесса , 1824 ) ; 3- я песнь . Барышня ( Одесса , Михайловское , 1824 ).
Часть вторая .4 – я песнь . Деревня (Михайловское , 1825 ); 5- я песнь .Именины ( Михайловская , 1825 , 1826 ) ; 6- я песнь. Поединок (Михайловское , 1826).
Часть третья. 7 – я песнь. Москва ( Михайловское, Петербург , 1827 , 1828 ) ; 8- песнь .Странствие (Москва , Павловск , Болдино , 1829 ) ; 9 - я песнь .Большой свет (Болдино , 1830).
В окончательном варианте Пушкину пришлось внести в план определенные коррективы : по цензурным соображениям он исключил 8 главу – «Странствие». Теперь она публикуется как приложение к роману – «Отрывки из путешествия Онегина», а заключительная 9 глава – «Большой свет»- стала соответственно восьмой. В таком виде в 1833 году роман вышел в свет отдельным изданием.
Кроме того, есть предложение о существовании 10 главы, которая была написана в Болдинскую осень 1830 года, но 19 октября сожжена поэтом, так как была посвящена изображению эпохи наполеоновских войн и зарождения декабризма и содержала ряд опасных политических намеков.
Сохранились незначительные фрагменты этой главы (16 строф), зашифрованные Пушкиным. Ключ к шифру был найден лишь в начале 20 века пушкинистом П.О.Морозовым , а затем другие исследователи дополнили расшифрованный текст .Но до сих пор не утихают споры о правомерности утверждения , что эти фрагменты действительно представляют собой части несохранившейся 10 главы романа .
Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому : “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!” Стихотворная форма придает «Евгению Онегину» черты, резко отличающие его от прозаического романа, она гораздо сильнее выражает мысли и чувства автора.
Своеобразие придает роману и постоянное участие в нем автора: здесь есть и автор-повествователь, и автор - действующее лицо. В первой главе Пушкин пишет : «Онегин, добрый мой приятель…». Здесь и вводится автор - действующее лицо, один из светских приятелей Онегина.
Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а слова “Африки моей” дают нам понять, что речь идет о южной ссылке. Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России. В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» ему стала «являться муза». Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта.
Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, «когда мальчишек радостный народ» коньками «режет лед», и «вьется первый снег», мелькает, «падая на брег», и «северное лето», которое автор называет «карикатурой южных зим», и весна – «пора любви», и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно – и в то же время прекрасно.
Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают нам лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход» или «…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».
Известный критик В.Г.Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от «A» до «Я». Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от «A» до «Я».
В восьмой главе автор называет свой роман «свободным». Эта свобода – это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей от авторского «Я». Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом «волшебном крае», автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, «одной ногой касаясь пола», «вдруг летит» легкая, как пушинка.
“Евгений Онегин” – это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором. Образ автора в романе многолик: он – и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие –выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений.
Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Враги его, друзья его (это может быть, одно и тоже). Его чистили так и сяк. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы.
Свобода пушкинского произведения – это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать историческую картину современного ему общества, говоря словами В.Г. Белинского, написать «энциклопедию русской жизни».
Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, которые определяют движение повествования в различных направлениях.
В «Евгении Онегине» есть и другой ряд авторских отступлений – экскурс в Русскую историю. Знаменитые строки о Москве и отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа.
Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде, привлекает внимание остротой наблюдения.Какие блистательные строки посвящены театру. Драматурги, актеры … Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где блистал Фонвизин, друг свободы, и переменчивый Княжнине, «видим летящую, как пух от уст Эола», Истомину.Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобиографический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман – история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной. Пушкин — и создатель романа, и его герой.
«Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках описывают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече…»
Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…
или:
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана…
Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был Поэт!
Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:
…Просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей стороны.
Дружба, благородство, преданность, любовь качества, высоко ценимые Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей, поэтому и возникли такие строки:
Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит на один? –
потому горько читать о «друзьях», от которых «спаси нас Боже».
Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «…я сердечно люблю героя моего». Автор не скрывает своей привязанности к героям подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый читатель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет. Трудно согласится с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа не только в его героях.
Поэт говорит с нами строками лирических отступлений, и мы, его потомки, имеем уникальную возможность через века беседовать с Пушкиным.
Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя – «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применено в самой полной мере.
Роман «Евгений Онегин» - лирический дневник автора. Таким образом в романе. Его произведения никогда не будут старомодны. Они интересны как пласты истории и культуры России.
Особое место в творчестве А.С. Пушкина занимает роман Евгений Онегин. С самого начала произведения автор ведет диалог с читателем, путешествует по миру чувств, образов, событий, показывает свое отношение к главным героям, к их переживаниям, мыслям, занятиям, интересам. Иногда что-то невозможно понять, и автор дополняет.
Читая об Онегине, можно подумать, что это сам Пушкин.
Но автор подчеркивает разницу:
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной...
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.
Некоторые строфы этого романа можно назвать самостоятельными произведениями, например:
Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум...
Дружба Онегина с Ленским, в которой сошлись волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, - дает автору возможность в лирическом отступлении раскрыть свое отношение к этому понятию: Так люди (первый каюсь я) От, делать нечего друзья.
У Пушкина много лирических отступлений, где он размышляет о любви, юности, уходящем поколении. Поэт отдает предпочтение некоторым героям, оценивает их: Онегин, добрый мой приятель и Татьяна, милая Татьяна! Как много он рассказывает об этих людях: об их облике, внутреннем мире, прошлой жизни. Поэт переживает за любовь Татьяны. Говорит, что она совсем не похожа на красавиц недоступных, она, послушная влеченью чувства. Как бережно хранит Пушкин письмо Татьяны:
Письмо Татьяны предо мною:
Его я свято берегу.
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.
Пылкое чувство Татьяны оставляет Онегина равнодушным; привыкнув к однообразной жизни, он не узнал свою судьбу в образе бедной и простой провинциальной девочки. И вот трагическое испытание героя - дуэль с Ленским. Поэт осуждает героя, да и сам Евгений недоволен собой, приняв вызов поэта. Евгений, всем сердцем юношу любя, был должен оказать себя не мячиком предрассуждений, не пылким мальчиком, бойцом, но мужем с сердцем и умом. Он не способен следовать голосу сердца, разума. Как печален взгляд автора на героя:
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
В отличие от Онегина Татьяна обрела место в жизни, выбрала его сама. Это дало ей ощущение внутренней свободы. Пушкин исключал любую законченность романа, и поэтому после встречи Онегина с Татьяной мы не знаем дальнейшую жизнь Онегина. Литературоведы предполагают, по незаконченным черновикам, что Онегин мог стать декабристом, или был причастен к декабристскому восстанию на Сенатской площади. Роман кончается прощанием с читателями;
Пушкин отводит большую роль нам в самом конце романа, чем своему главному герою. Его он оставляет на крутом переломе его судьбы: …И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы его оставим, Надолго… Навсегда… Кто б ни был ты, о мой читатель, Друг, недруг, я хочу с тобой Расстаться нынче, как приятель. - Духовный мир, мир мыслей, переживаний.
Роман Пушкина не похож на другие западноевропейские романы: «Картины Пушкина полны, живы, увлекательны. «Онегин» не скопирован с французского или английского; мы видим своё, слышим свои родные поговорки, смотрим на свои причуды » Так отозвался о романе Пушкина критик Полевой.
Роман А.С. Пушкина Евгений Онегин интересен для меня не только своим сюжетом, но и лирическими отступлениями, которые помогают лучше разобраться в исторических, культурных и общечеловеческих ценностях.Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» был назван В. Г. Белинским «самым задушевным» произведением поэта. Ведь Пушкин ведет живой, искренний разговор со своим читателем, позволяет узнать собственное мнение по поводу самых разных вопросов и тем.
Литература:
1. Мартынова Л.А. Пушкин А. С. «Евгений Онегин». «Дубровский». «Капитанская дочка» (Литературная лоция) Мартынова Л. А. Книга-2006
2. Коровиной В.Я.Анализ произведений русской литературы для 9 класса Москва.Пособие- 2014.
3. Алексеев М.П. «Пушкин и мировая литература». «Повесть о Пушкине», Ленинград, И., 1987 – 683 Книга Воеводин В. -1955 .
4. Коровиной В.Я.Литература 9 класс 1 часть учебник-хрестоматия -2006.
Литература:
1. Бродский Н.Л. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – М., 1964.
2. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980.
3. Макогоненко Г.П. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. – М.: Худ. лит., 1971.
4. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – М., 1981.
5. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М., 1941.
УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Работа над текстом. Каждая тема сформулирована вполне конкретно и определенно, и нужно следить за тем, чтобы содержание работы точно соответствовало заданию. Следует также помнить, что только серьезное, добросовестное и целеустремленное изучение самого текста может привести к созданию интересной, творческой работы. Даже в тех случаях, когда цель контрольной работы — анализ критической статьи или изложение существующих в науке спорных взглядов на какую-нибудь проблему, необходимо углубленное изучение текста художественного произведения, которому посвящена критическая статья или о котором ведется полемика, иначе невозможно составить ясное представление ни о характере подхода критика к изучаемому материалу, ни о существе спора по тому или иному вопросу.В процессе чтения текста очень полезно выписывать все, что имеет непосредственное отношение к избранной теме. Делать это лучше всего на отдельных листочках (на одной стороне), чтобы потом можно было легко расположить их в необходимом порядке. На каждом таком листочке следует указывать автора и название цитируемого произведения, место и год издания книги, страницу.
Можно пользоваться любым изданием текстов произведений XIX века, желательно, однако, чтобы произведения русских писателей, поэтов, критиков цитировались по наиболее авторитетным изданиям последних лет (полные собрания сочинений, серия «Библиотека поэта», серия «Литературные памятники»).
В настоящем списке есть задания, связанные с изучением преимущественно проблематики тех или иных произведений; имеются также задания, ориентирующие студентов на исследование элементов художественной формы. Разрабатывая тему, посвященную анализу формы, нельзя ни на минуту забывать, что мы имеем дело с «содержательной формой», равным образом, анализируя содержание, надо помнить, «что это — художественное содержание», т. е. при анализе текста необходимо все время помнить о специфике художественной литературы.
Изучение рекомендуемой литературы. Изучение литературы по теме необходимо начинать с внимательного прочтения соответствующей главы учебника (названия учебников приводятся ниже). В списки литературы к отдельным темам учебники и общие пособия по истории русской литературы XIX века не включаются. Следует прочитать не только те страницы учебника, которые прямо или косвенно относятся к теме, но и всю главу, посвященную творчеству писателя.
Нет необходимости изучать всю рекомендованную в списках литературу, однако нельзя ограничиться при написании сочинения лишь одним-двумя пособиями.
Следует учитывать, что постоянно появляются новые книги, статьи, материалы по истории русской литературы XIX века. Среди них, конечно, могут быть работы, связанные с выбранной темой. Поэтому рекомендуем студентам постоянно следить за новинками в области литературоведения. Для этого достаточно регулярно просматривать журналы «Вопросы литературы» (издается ежемесячно), «Русская литература» (4 номера в год),
«Литература в школе» (6 номеров в год). В этих журналах систематически публикуются статьи на историко-литературные темы, а также библиографические списки и брошюры новых литературоведческих работ. При чтении рекомендованной литературы также полезно делать выписки с обязательным полным библиографическим указанием источника. Вполне допустимо также изложение суждений автора своими словами, но и в этом случае ссылки обязательны.
Составление плана работы. В процессе изучения текста и рекомендованной литературы должны возникнуть первые наметки плана контрольной работы. Определенную помощь в этом отношении призваны оказать методические рекомендации к каждой теме. Форма плана может быть любой (не обязательно трех частной — вступление, главная часть, заключение), но все пункты плана должны быть тщательно продуманы и по возможности точно сформулированы. Именно здесь и должны пригодиться тe листки, которые накапливались во время изучения художественного текста и литературы. Естественно, что в процессе работы план может уточняться, конкретизироваться, возможны изменения расположения отдельных частей.
Оформление работы. Все цитаты должны быть заключены в кавычки. Исключение делается только для стихотворных произведений. Надо помнить, что стихи цитируются стихотворными строчками — так, как они обычно печатаются в книгах: каждая стихотворная строчка начинается с заглавной буквы.
При цитировании ссылки на источник помещаются в конце страницы под чертой (после цитаты дается отсылочный знак — цифра или звездочка, этот же знак повторяется в конце страницы). В ссылке указываются фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, год издания, том или часть, страница. Использование каких бы то ни было цитат без ссылок на источники недопустимо.
В конце работы надо поместить список литературы (образцом могут служить списки, данные в методических разработках к отдельным темам).
Пособия, перечисленные в перечне рекомендованной литературы, но не использованные в работе, в список включаться не должны.
Примерный объем контрольной работы — ученическая тетрадь. Обязательно надо