Тема урока «Стекольное производство нетрадиционный (моделирование производственного совещания). Деловая игра.

Гильметдинова Эльмира Мубиновна, Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа-интернат» г. Тарко-Сале Пуровского района, учитель химии и биологии.
Тема урока «Стекольное производство».
Место и роль урока в изучаемой теме –Урок №44 в разделе: Подгруппа углерода.
Название УМК (учебник) Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман М. Просвещение. Химия.9 класс Предмет Химия Класс 9
Тип урока: нетрадиционный(моделирование производственного совещания). Деловая игра.
Цель урока: На основе моделирования производственного совещания, дать учащимся представление о Натальинском стекольном производстве, познакомить их с оптимальными условиями, химизмом, научными принципами. Дать информацию о профессиях рабочих в стекольном заводе.
Задачи урока:

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Образовательные задачи:

·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Дать учащимся практическое представление о производственном совещании в стекольном заводе.

· Закрепить материал по теме «стекольное производство».

· Выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.

Развивающие задачи:

· Развивать знания, умения и навыки по химическим формулам, уравнениям.

· Развивать речевые навыки, наблюдение и умение делать выводы.

· Развивать интерес к предмету.
Развивать интерес к профессиям в стекольном производстве.

Воспитательные задачи:

· Воспитывать желание учиться с интересом, без принуждения и нагрузок.

· Воспитывать самостоятельность мышления посредством саморефлексии.

Оборудование урока:
Рабочая тетрадь ученика.
На столах надписи «отдел снабжения», «Технический отдел», «Рабочие», «главный инженер», «Директор», «Лаборатория», «Отдел кадров».
Разновидности стекла. Фотографии завода. Презентация.
На столах учащихся таблица оценивания работы специалистов (в приложении).
Организация пространства. Столы в классе стоят в форме «кольца» для совещания.

План урока.
1.Организационный момент.
Приветствие. Ознакомление с темой деловой игры.
2.Основная часть урока.
Модель совещания на стекольном производстве.
Выступления учащихся, подготовленных заранее, (после экскурсии на завод) или знакомства с видеофильмом, презентацией.
3.Итог урока.
Подготовка основного вывода. Заключительное слово учителя. Оценивание работы воспитанников. Рефлексия.

Ход урока.
Моделирование производственного совещания на стекольном производстве.
На магнитной доске размещены фотографии стекольного производства. Фотографии работников завода. Разнообразие видов стекольных изделий производимых на заводе.

Урок.
Учитель: Мы с вами побываем и проработаем на известном стекольном заводе Уральского округа поселка Натальинск в роли ведущих специалистов данного завода, так как огромное значение имеет развитие стекольного производства в экономике страны. Стекло производится и используется чрезвычайно широко. Сегодня мы проводим деловую игру по теме «Стекольное производство». В работе производственного совещания принимают участие специалисты промышленного отдела, которые выбраны на прошлом уроке: директор завода, главный инженер, специалисты отдела сбыта, отдела кадров, научно-исследовательской лаборатории, отдела защиты окружающей среды и историк
Перед каждым отделом была поставлена определенная задача: разработать химизм и оптимальные условия получения стекла, найти источники применения стекла. Работа каждого отдела оценивается по качеству выступлений, предложений, критических замечаний к другим отделам.

Деловая игра «Производственное совещание»

Главный инженер: Ознакомимся с исторической справкой развития завода.

Историк: В поселке Натальинск «Стекольный завод» впервые основан в 1872 году. Вначале это было частное предприятие Шевелина Ивана Артемьевича. Завод работал на базе местного сырья: залежей кварцевого песка, известняка, золы. Топливо постовляли с соседних селений. Печи были горшковые, глиняные, огнеупорные, где варились разные стекла по составу и цвету. Изготовляли стаканы, крынки, стеклянные тазы, бутыли, листовое стекло.
После революции начались коренные реконструкции производств. Завод Шевелина национализировали, но продукция осталась та же.
Во время Великой Отечественной войны стекольный завод изготовлял медицинскую и авиационную продукцию: медицинскую аппаратуру, фонарное стекло, термометры.
В 1961 г. завод стал получать электроэнергию через государственную электростанцию. Тогда и начали производить молочно - кладное стекло (плафоны).

Главный инженер: 1 ученик - Любое производство начинается с сырьевой базы. Пожалуйста, слово отделу снабжения.

Отдел снабжения:
3 ученик – Промышленное стекло содержит в себе 3 главнейшие оксиды:
кремнезем, который вводится в состав стекла в виде песка (SiO2),
оксид кальция, вводимая известняком (CaCO3)
оксид натрия, вводимая содой (Na2CO3).
Вспомогательные материалы: красители, глушители, осветлители. Шихту составляют: песок, сода, известняк.
4 ученик – Основные месторождения в Свердловской и Челябинской области: соды – г. Березняки, извести – г. Первоуральск, натриевой селитры – г. Каменск-Уральский, криолита – г. Полевской, каолина – г. Челябинск, кварцевой песок – г. Свердловск и Хрустальная. (Используя карту, ученик отмечает эти города значками)

Директор: 2 ученик Каким образом идет подготовка сырья к загрузке?

Отдел снабжения:
4 ученик Сырье дробится на кусочки небольших размеров для получения площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Каолин (Al2O3*2SiO2*2H2O) обогащают, то есть удаляют примеси: Fe2O3, MgO, CaO, щелочи.

Главный инженер:
5 ученик Рассмотрим, за счет каких реакций в стекловаренных печах получают стекло. В чем суть основного химического процесса?

Технический отдел:
6 ученик – Варка стекла смесь многих физических и химических явлений. Совокупность их и составляет процессы варки.

7 ученик – Рассмотрим химизм процесса (использует презентацию):
547
Ca(OH)2 CaO + H2O
Al2O3*2SiO2*2H2O = Al2O3 + 2SiO2 + 2H2O разложение
Na2CO3 + SiO2 =(t) Na2SiO3 + CO2
CaO + SiO2 CaSiO3 соединение
Na2SO4 + C Na2SO3 + CO2
Na2SO3 + SiO2 = Na2SiO3 + SO2

Директор: Каковы особенности технологического процесса?

8 ученик – при помощи презентации рассказывает об устройстве печи и его работе.

Главный инженер: Как обеспечивается высокая скорость стекольного производства?

Научно-исследовательская лаборатория:
9 ученик - Высокая производительность стекольной печи достигается применением оптимальных условий для проведения химических реакций.
Процесс идет при высокой температуре.
Увеличение концентрации реагирующих веществ достигается обогащением руды.
Увеличение площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ (дробление) увеличивает производительность печи.
10 ученик – Стекольное производство эффективно за счет использования научных принципов производства.
Непрерывность процесса. Печь работает в течение нескольких лет.
Механизация и автоматизация технологических процессов.

Директор: Вредное ли производство, наблюдается ли охрана окружающей среды?
ученик
В производстве применяется комплексное использование сырья и охрана окружающей среды.

Главный инженер: А где используют стекло, в каких целях?

Отдел сбыта:
11 ученик
Стекло требуется всей России. Продукция сбывается в городах Екатеринбург, Ревда, Москва, Серов, Комсомольск – на - Амуре, Владивосток, Уфа, Ижевск и другие. Из стекла изготовляют плафоны разной формы и вида, бутыли, посуду. Из стекла можно получить тончайшую нить, которая вызвала бурю восторгов на Лейпцигской ярмарке в 1965г. Эта нить произвела полный переворот в телевизионной кинотехнике. Свыше 30 тысяч изделий можно получить из стекла. Вспомним стихи Ломоносова:

«Письма о пользе стекла»
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза.
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но стеклу.
(Ломоносов М.В. Письмо о пользе стекла//Избр. Филос. Произв. М.: Гополитиздат, 1950 с. 482-492)

Главный инженер: Каким образом решается кадровая проблема?

Отдел кадров:
12 ученик – В стекольном производстве есть разные специалисты: наборщики, выдувальщики, баночники, лаборанты, инженеры-технологи, инженеры-химики. Но ведущий среди них, выдувальщик – человек, который выдувает формы из стекла. Чтобы им стать нужно овладеть широким кругом технических знаний, умениями.

Учитель: Таким образом, сегодня ребята мы ознакомились с моделью производственного совещания в стекольном заводе. Молодцы, те ребята, которые подготовились к уроку! Поэтому попрошу вас заполнить таблицу, оценить работу каждого отдела в данном производственном совещании (приложение 1).

Заключительное слово учителя.

Подводя итог урока, учитель говорит, что на уроке обучающиеся выступали в роли, как персонал завода, так и слушатели – ученики. Спрашивает, в каком случае дети ощущали большую ответственность и подчеркивает, что на уроке формировались не только дикторские умения, умения вести диалог, но и закреплялись знания по пройденной теме.

Домашнее задание по желанию учеников на выбор:
Приготовить презентацию.
Тест о стекольном производстве (приложение 2)
Сообщение о профессиях.
Дома, побудьте в роли химиков данного завода и заполните таблицу (приложение 3).



Дополнительная нформация.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заголовок 1 Заголовок 215