Викторина «Люби ,знай и изучай русский язык»


Викторина по русскому языку для групп с казахским языком обучения.
« Люби , знай и изучай русский язык .»
Цели : 1. Актуализировать знания по русскому языку ;
2. Научить логическому , творческому мышлению;
3. Научить быстро и правильно выполнять задания;
4.Развитие интереса к русскому языку, чувства коллективизма , умение действовать в команде
Оборудование : интерактивная доска , карточки с заданиями.
Ведущий : Русский язык – один из богатейших языков в мире . Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература. И в тоже время русский язык- необыковенный язык , и в этом мы сегодня убедимся . Он может быть не только серьезной , но достаточно веселой и загадочной . В этой науке скрывается много различных чудес , и сегодня мы узнаем о некоторых из них , мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка.
Сегодня встречаются две команды сильнейших игроков - представители второго курса , будущие специалисты почетных рабочих профессий- доблестные каменщики и отважные сварщики . Они будут состязаться в находчивости , сообразительности , а также в умении разгадывать мудрые языковые загадки ; так мы определим самых умных , мудрых и находчивых любителей русского языка .
Пусть острей кипит борьба , сильней соревнование
Успех решает не судьба , а только ваши знания
Девиз нашей игры : Выучи русский язык , и ты откроешь перед собой весь мир !
Для начала , чтобы воодушевить и настроить наших участников на успех и на победу , предлагаю послушать стихи о русском языке .
чтец :
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник
Если нуждаешься в твердой опоре
Выучи русский язык!
чтец:
Он твой наставник великий ,могучий,
Он переводчик , он проводник
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!
чтец:
Горького зоркость , бескрайность Толстого
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!
чтец:
Я ко всем наукам ключ имею!
Я со всей вселенною знаком!
Потому что я владею
Русским всеохватным языком!
Итак , дерзайте , думайте, размышляйте !
Правила игры : игра состоит из 3 туров . В каждом туре игра идет до трех очков . Победителем будет признана команда , набравшая наибольшее количество очков.
Жеребьевка команд.
После жеребьевки команд начинается игра.
Первый тур «Разминка».
1. О каких знаках препинаниях идет речь?
Когда слова гремели и блистали
Я в моде был, я был на пьедестале
Однако время новое настало
Оно меня и свергло с пьедестала ( восклицательный знак )
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу
За свой характер я плачу-
За то ,что много знать хочу ( вопросительный знак)
Известно миру с давних пор
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор
И начинает думать каждый. ( многоточие )
Он очень вежлив.:
Не любит споров он и драк
Он всем старается помочь
Он в слове «мать» и в слове «дочь»
И в тихом лунном слове «ночь»
Чтоб никого не огорчать
Он все старается смягчить. ( мягкий знак)
2. Составить предложения так , чтобы все слова начинались с букв П и К
Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Петровича поужинать пирогами. Катя и Кайрат купили красочные краски , карандаши , каждый красил красивые картинки.
3. Игра «Наборщик» . Командам дается слово , из букв которого составляются новые слова. Выигрывает тот , кто за определенное время ( за 3 минуты ) придумает больше слов : электрогазосварщик , электромонтажник.
4. 1 команда - Перечислить по порядку с помощью наречий пять дней недели , не называя ни числа , ни названия дня ,начиная с сегодняшнего дня.
Превратите слово «мел» в мелкое место , угол –в топливо , шест- в число .
2 команда- Являются ли однокоренными слова : гимнаст, гимн, гимназист, гимнастерка.
Укажите существительные женского рода – профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.
2 тур
Ведущий: Нашу речь украшают ,делают ее выразительной и образной фразеологические обороты.Фразеологизмы ,образно передавая содержание ,в то же время являются средством языковой экономии .Употребление таких фразеологизмов в речи делают ее краткой и динамичной.Мы не замечаем ,как много фразеологических оборотов нас окружает,потому что мы к ним привыкли.
1 . «Узнай свое начало». Каждая команда получает 2 карточки .: на карточке №1 написано начало фразеологического оборота , на карточке №2 конец фразеологизма. Раздаются карточки так, чтобы начало языковой единицы было у представителя одной команды , а конец – у представителя другой.
Держать себя в руках. Держать язык за зубами. Кручусь как белка в колесе.Молоко на губах не обсохло. Ни рыба ни мясо. Воды в рот набрал. Перемывать кому-то косточки. Обвести вокруг пальца.
Уйти в свою скорлупу. Без сучка и задоринки. Работать спустя рукава. Ахиллесова пята. Не видеть дальше своего носа. Играть первую скрипку. Одного поля ягоды. Работать до седьмого пота.
2. «Покажи слово». Команды при помощи предметов , мимики и жестов показывают и отгадывают фразеологизмы .
Буря в стакане воды, яблоко раздора, водить за нос, втирать очки, вить веревки , играть с огнем. Пригреть на груди змею. Наломать дров. Схватывать на лету.смотреть сквозь пальцы. Набрал в рот воды. Чесать языки. Намылить шею.Пальцы в рот не клади.Идти на поводу.
3. «Цепочка» . Учащиеся должны составить связный текст. Один ученик начинает рассказ , второй добавляет предложение , третий еще предложение и т.д. Последний должен найти удачное завершение рассказа.
4 «Переводчик» . Каждая команда должна перевести на русский язык небольшой отрывок из назиданий «Книга слов» Абая.
5. «Удивительные фамилии» . На доске даны фамилии людей. Внимательно прочитав , команды должны переставить буквы в данных фамилиях и узнать , какая профессия у каждого из них:
1к. –Тирахтерко 2к- Паров
Кащемакин Керктэли
Тесальсаров Коптлин
Цепрадов Фентякин
Настекхин Намехатиков
3 тур.
Ведущий : Тот, кто жизнью живет настоящей ,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий
Полный разума русский язык .
1 . «Поэтический турнир». Команды соревнуются в стихосложении. По заданным рифмам сочинить стихи.
1 к. : зима-холода 2к. Весна- тишина
Мороз- берез скворец- певец
Детвора-игра ребята-утята

Ведущий : Существует много пословиц и поговорок на разные темы . Они учат честности и доброте , смелости , мудрости. Они же могут высмеивать жадность , трусость , глупость . Знание пословиц обогащает нашу речь , делает ее выразительной , заостряет ум и развивает память.
2. «Реставратор». По данным словам предлагается восстановить пословицы.
Платье-ум ( по платью встречают- по уму провожают) ; глаза-руки ; дело-мастер ; труд-рыбка; свет-тьма ; труд-лень; время-час; сани-телега; волк-лес ; семь-один ; рука- скука; терпенье-труд; лень-труд ; камень-вода.
3. «Задай-ка нам вопрос.» Команды задают друг другу вопросы .
1 к-да : а)Что является самой лучшей и в то же время самой худшей вещью ?
Б)Ученика попросили объяснить , что обозначает слово «нахлебник». Он ответил : «Это лопата для хлеба.». Согласны ли вы с этим ответом.
в ) Как большой дом превратить в маленький ?
г ) в какой поговорке насекомое превращается в слона ?
д ) какую часть слова можно найти в земле ?
е ) что принадлежит тебе ,а употребляется чаще другими?
Ж )как написать словосочетание «сухая трава» четыремя буквами?
З ) что быстрее всех на свете?
И ) какой месяц назван в честь древнеримского бога Фебруса?
К ) какой месяц назван в честь древнеримского бога Януса?
Ведущий : В древней Греции жил человек по имени Демосфен. Чтобы стать искусным оратором ,Демосфен много лет упражнялся . Он ходил ежедневно на берег моря , набирал в рот камешков , закрывал глаза и произносил речь. Но это только предание . Чтобы научиться четко и выразительно говорить , нет необходимости делать то ,что делал Демосфен. Лучше поупражняться в произношении скороговорок.
4. «Язык без костей» . Капитаны поочередно четко, медленно читают скороговорку ,а затем три раза , не делая пауз, говорят ее наизусть.
Папа покупал покупки. У Саши нос в саже ,скажи об этом Саше. Наш Полкан попал в капкан. Жук жужжит над абажуром. У елки иголки колки. От топота копыт пыль по полю летит.
Наша река широка как Ока. Маленькому Сане подарили сани , посмотрите сами ,вот какие сани.Везет Санька Саньку с Сонькой на санках. Укусила пса в самый нос оса , хотелось псу съесть осу. Старый пес среди двора караулил куль добра.
Подведение итогов . Награждение победителей.
Ведущий : Всем спасибо за внимание
За задор и звонкий смех
За азарт соревнования
Обеспечивший успех
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь
Говорим мы «До свидания»
До счастливых , новых встреч!
Профессинальный лицей № 1
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку .
Тема : «Люби , знай и изучай русский язык».
Группы : 285 ,287,288
Преподаватель : Л.А.Ахаева