Практикум для родителей «Играем вместе»

Семинар-практикум для родителей «Играем вместе»
(средний возраст)

Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития.

Д.В. Менджерицкая

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.

Задачи:
1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.
2. Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка, познакомить с особенностями игры детей 4-5 лет.
3. Дать родителям образцы семейных игр с ребенком.

Форма проведения: семинар-практикум

Участники: воспитатели, педагог-психолог, родители

Подготовительная работа: анкетирование родителей (приложение 1), индивидуальные приглашения (приложение 2), памятки для родителей (приложение 3,4), игра-забава «Кукла Маша» (приложение 5), оформление зала, музыкальное сопровождение, материалы для творческой работы (приложение 6).

Оборудование: магнитофон, “мешочек вопросов», «игрушки – предметы», «агрессивные игрушки», карточки с заданиями для родителей, буклеты «Играем вместе»

Ход семинара-практикума

Добрый вечер, уважаемые родители! Начинаем родительское собрание. «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.» Д.В. Менджерицкая

Упражнение «Ассоциации». Опорное слово – игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются у вас с этим словом. (Дети, азарт, деятельность, действия, атрибуты, куклы, игрушки).
Мини-лекция «Значение игры в развитии ребенка 4-5 лет»
Игра «Мешочек вопросов» Под музыку родители передают мешочек по кругу. С остановкой музыки (тот у кого мешочек) достает вопрос и отвечает на него. Если родитель не желает отвечать на вопрос или не может, он кладет вопрос обратно в мешочек и игра продолжается.
Упражнение - игра « Придумай игру» (работа в группах по карточкам).
Цель: помочь родителям осознать разрушительное воздействие агрессивных (военных) и безобразных (мутантов, страшных масок, роботов-убийц и т.д.) игрушек на детскую психику.
Инструкция. Родители делятся на 2 группы, 1 группе раздаются игрушки – роботы, мутанты, человек и т.д., а другой группе раздаются игрушки – «Домино» и настольно-печатная игра «Кубики «Мозаика». Родителям предлагается следующие задания:
1) придумать игру с предложенными игрушками;
2) сделать рекламу данной игрушке
3) разыграть ситуацию «Родитель учит ребенка играть с данной игрушкой»

После демонстрации игр обсуждаются впечатления от такой игры. Приходят к общему выводу, что выбирая игрушку своему ребенку, необходимо учитывать несколько моментов:
чему научит эта игрушка и что разовьет у ребенка;
ребенок вживается в образ той игрушки, которая у него в руках, эмоционально переживает его, поэтому игрушку нужно выбирать так. Чтобы эмоции ребенка были позитивны.
Игрушка должна соответствовать общепринятым представлениям о красоте. Очень важный момент – внешний вид игрушки. Необходимо, чтобы образ игрушек были светлым.
Домашняя игротека «Поиграйте дома с детьми» Обзор игр с детьми для родителей в парке, на кухне, ванной комнате и т.д.
Рефлексия встречи.
Какую роль играет игра в жизни ребенка?
А какую роль играют родители в организации детской игры?
Задание родителям. Напишите, пожалуйста, советы молодым родителям «Как играть с ребенком»

Мини-лекция, игры, вопросы прилагаются.


Литература:
Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н., Киселева М.О. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы.-М.:ТЦ Сфера, 2012._128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)(6)



Приложение

Мини-лекция

Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма. Малыш всегда играет по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса игры.
Главное преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность. Именно в игре, а не обучении и не в разговорах развиваются способности, и формируется личность ребенка!
Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом. Лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.
Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.
Игра дает ребенку особое ощущение всесилия и свободы.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей!


Упражнение - игра « Придумай игру»

Инструкция. Выбрать группу игрушек – куклы, настольно-печатные игры и т.д.
Задание:
1) придумать игру с предложенными игрушками;
2) сделать рекламу данной игрушке
3) разыграть ситуацию «Родитель учит ребенка играть с данной игрушкой»



АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Игры и игрушки Вашего ребенка»

1. Как Ваш ребенок ведет себя в совместной ролевой игре со сверстниками?

· Считается с интересами других детей

· Оказывает посильную помощь

· Играет с 3-5 детьми

· Играет один

· Другое _____________________________________________________
2. Какие черты характера особенно ярко проявляются у Вашего ребенка в процессе игры? ________________________________________
3. Можно ли, на Ваш взгляд, наблюдая игру ребенка, рассмотреть в поведении положительные и отрицательные качества?
_________________________________________________________________
4. Как следует взрослым влиять на игры детей, чтобы исполняемые ребенком игровые роли отражали то хорошее, что существует в отношениях между членами Вашей семьи?
_________________________________________________________________
5. Как Ваш ребенок выбирает и развивает сюжеты своих игр?

· самостоятельно создает игровой замысел;

· тематика игр всегда очень разнообразна;

· может играть в одну и ту же игру часто и подолгу;

· другое ____________________________________________________.
6. Что Вам нравится в игре других детей (чего не наблюдается у собственного ребенка)?
_________________________________________________________________
7. Часто ли Вы играете с ребенком дома? _________________________
8. В какие игры? ________________________________________________
_________________________________________________________________
9. Любите ли наблюдать, как играет Ваш ребенок? _________________
10. В какие игры чаще всего играет Ваш ребенок? _________________
_________________________________________________________________
11. Каких игрушек больше всего у Вашего ребенка? ________________
_________________________________________________________________
12. Как часто Вы покупаете своему ребенку новые игрушки? ________
_________________________________________________________________
13. Каким игрушкам отдаете предпочтение? ________________________
_________________________________________________________________
14. Какое из приведенных утверждений наиболее верное:

· игрушек у ребенка должно быть как можно больше;

· ребенка не стоит баловать большим количеством игрушек;

· другое ____________________________________________________
15. Знаком ли Вам термин «антиигрушка»? _________________________
16. Какие игрушки Вы бы отнесли к этой категории? _______________
_________________________________________________________________
17. Какой вред, на Ваш взгляд, они могут принести ребенку?
_________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!











Гирш Ирина Семеновна, педагог-психолог МБДОУ «Д/с «Санаторный» г. Абакана