Рабочая программа по дисциплине Культура устной и письменной речи по спец. Гостиничный сервис

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ТЕХНИКУМ «ЗНАНИЕ»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ





Наименование специальности
43.02.11 «Гостиничный сервис»

Квалификация выпускника

Менеджер










Краснодар, 2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.11 «Гостиничный сервис», базисного учебного плана, примерной образовательной программы.
Организация-разработчик: негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Северо-Кавказский техникум «Знание»



Разработчик: Смирнова Оксана Михайловна, преподаватель русского языка





Рабочая программа рекомендована методической комиссией ..
факультета/института

Утверждена «.» ..201.. г.

Председатель методической комиссии ...

ОГЛАВЛЕНИЕ

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
13 LINK \l "_Toc283648306" 141. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc283648306 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc283648307" 141.1. Область применения программы 13 PAGEREF _Toc283648307 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc283648308" 141.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 13 PAGEREF _Toc283648308 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc283648309" 141.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины 13 PAGEREF _Toc283648309 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc283648311" 141.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины 13 PAGEREF _Toc283648311 \h 1451515

13 LINK \l "_Toc283648312" 142. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc283648312 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc283648313" 142.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 13 PAGEREF _Toc283648313 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc283648314" 142.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины 13 PAGEREF _Toc283648314 \h 1471515

13 LINK \l "_Toc283648316" 143. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc283648316 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc283648317" 143.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 13 PAGEREF _Toc283648317 \h 14Ошибка! Закладка не определена.15159
13 LINK \l "_Toc283648318" 143.2. Информационное обеспечение обучения 13 PAGEREF _Toc283648318 \h 14Ошибка! Закладка не определена.15159

13 LINK \l "_Toc283648319" 144. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 13 PAGEREF _Toc283648319 \h 141215152
15
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 43.02.11 «Гостиничный сервис».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОГСЭ.4 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл профессиональной подготовки
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Сформировать компетенции обучающегося в языковой и коммуникативной области, необходимой и достаточной для практического официально-делового общения; привить культурно-ценностное отношение к родному языку.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
создавать тексты в устной и письменной форме;
владеть орфоэпическими нормами, нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; уметь пользоваться словарями; находить и исправлять в тексте лексические ошибки; уметь определять функционально- стилевую принадлежность слова;
пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно- выразительных целях;
употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте;
уметь пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания;
различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
продуцировать разные типы речи.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
язык и речь; устная и письменная формы речи; понятие о литературном языке, его книжной и разговорной разновидностях, основные типы норм литературного языка и качества хорошей литературной речи; основные словари русского языка;
фонетические единицы и фонетические средства языковой выразительности; орфоэпические ошибки и недочеты;
лексические и фразеологические единицы русского языка и их использование в построение в построении выразительной речи; лексические и фразеологические ошибки;
способы словообразования;
части речи: самостоятельные и служебные; стилистика частей речи; ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;
основные синтаксические единицы; актуальное членение предложения; выразительные возможности русского синтаксиса;
русская орфография и пунктуация в аспекте нормы и речевой выразительности;
текст и его структура; стили литературного языка;
основные синтаксические единицы; актуальное членение предложения; выразительные возможности русского синтаксиса;
русская орфография и пунктуация в аспекте нормы и речевой выразительности;
текст и его структура; стили литературного языка.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 56 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка 36 часа,
- самостоятельная работа обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
56

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36

в том числе:


теоретическое обучение
24

практические занятия
12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
20

в том числе:


подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, эссе и пр. письменных работ)
20

Итоговая аттестация в форме экзамена в 4 семестре





2.2. Календарно-тематический план учебной дисциплины
Культура устной и письменной речи

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Структурные и коммуникативные особенности русского национального языка

6


Тема 1.1
Русский язык как знаковая система передачи информации
Содержание:



2



Русский язык как знаковая система передачи информации. История русского литературного языка. Определение понятия «язык». Точки зрения на происхождение языка. Функции языка. Формы национального языка.

репродуктивный

Тема 1.2.
История русского литературного языка
Содержание учебного материала




Самостоятельная работа обучающихся:
Написать реферат/доклад на одну из предложенных тем: Происхождение русского языка. Деятельность М.В.Ломоносова. Значение творчества А.С.Пушкина в становлении и развитии современного русского языка. Лексикографическая деятельность В.И.Даля. Элементы общеславянского языка в современном русском языке. Русский язык в 20 веке Тенденции развития русского языка. Русский язык в 21 веке.
1


Тема 1.3.
Литературный язык как высшая форма национального языка и основа культуры речи
Содержание:

2



Литературный язык как высшая форма национального языка и основа культуры речи. Устная и письменная формы литературного языка. Диалогическая и монологическая речь. Типы речевых ситуаций. Подготовленная и спонтанная речь. Типы речевой культуры. Территориальный диалект как «хранилище» национального своеобразия. Типология жаргона. Характерные особенности просторечия.

репродуктивный


Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить сообщения на темы: «Политика государства в отношении русского национального языка», «Новые явления в русском языке», «История возникновения жаргона», «Жаргон молодежной субкультуры». Составить речевой портрет современного молодого человека
1


Раздел 2.
Речевая культура

35


Тема 2.1.
Этический и коммуникативный аспекты культуры речи
Содержание



2



Развитие и становление этикета. Понятие речевого этикета. Национально-культурные особенности русского речевого этикета. Условия и правила позитивного общения. Условия, необходимые для овладения культурой речи. Коммуникативные качества как необходимый элемент речевой культуры. Точность речи. Понятность. Чистота. Богатство. Выразительность.




Практические занятия:
Изучение этикетных формул обращения, приветствия, прощания. Применение этикетных формул в различных сферах общения (деловой, бытовой).
2
репродуктивный

Тема 2.2.
Нормативный аспект культуры речи. Орфоэпические нормы.

Содержание:

2



Нормативный аспект культуры речи. Понятие нормы литературного языка. Типы норм: орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.

репродуктивный

Тема 2.3.
Лексические нормы
Лексические нормы, варианты. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.
2


Тема 2.4.
Грамматические нормы
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слов. Ошибки в формировании и использовании в тексте форм слова. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения. Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи). Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
4


Тема 2.5.
Нормы русского правописания
Нормы русского правописания. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
4



Практические занятия
Закрепление знаний постановки ударения и отработка навыков произношения. Отработка навыков произношения в соответствии с изученными правилами. Закрепление навыков использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Функционирование слов-паронимов в речи. Учет и группировка правописных ошибок в письменных работах, выявление их причин.
8



Самостоятельная работа обучающихся
Направлена на закрепление навыков постановки ударения и правильного произношения, использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций, а также грамотного использования слов-паронимов.
11


Раздел 3.
Текст. Функциональные стили современного русского языка

7



Тема 3.1.
Текст и его структура
Содержание
2



Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (разновидность повествования). Описание научное, художественное, деловое.

репродуктивный

Тема 3.2.
Функциональные стили литературного языка
Содержание
2



Функциональные стили литературного языка : разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного, сфера их использования, их языковые признаки.

репродуктивный


Самостоятельная работа обучающихся
Провести сравнительный анализ статей научного и публицистического стилей и выявить общие и различительные черты. Написать рецензию на научную статью. Оформить заявку. Написать резюме.
3


Раздел 4.
Основы ораторского искусства

8


Тема 4.1.
Основы ораторского искусства
Содержание
Понятие об ораторском искусстве. История риторики. Виды красноречия. Оратор и его аудитория. Правила публичного выступления. Ораторские приемы поддержания внимания аудитории.
2



Практические занятия
Логические аспекты выступления. Виды и типы аргументов. Мимика и жесты. Невербальные средства общения. Особенности делового взаимодействия.
2
репродуктивный


Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить выступление об одном из известных ораторов своего времени.
4


Всего:
56
24/12/20



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ учЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Материально-техническое обеспечение занятий
Таблица 1а

п/п
Материально-техническое обеспечение занятий

1
2

1
Классная доска и комплект учебной мебели

2
Комплект учебно-методической документации

3
Мультимедийная установка, компьютер, принтер

4
Таблицы, учебные стенды, плакаты



Информационное обеспечение обучения

Основные источники (ОИ): Таблица 1б
№ п/п
Наименование
Автор
Издательство, год издания

ОИ 1
Русский язык и культура речи


Введенская Л.А., Черкасова М.Н.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013

ОИ 2
Справочник по правописанию и литературной правке


Розенталь Д.Э.
Москва, Айрис Пресс, 2014

ОИ 3
Русский язык: Учебник для средних специальных учебных заведений


Под ред. Проф. В.И. Максимова
Москва, Гардарики, 2004

ОИ 4
Русский язык и культура речи: Учебник


Кузнецова Н.В.
Москва, Форум-Инфра-М, 2006

ОИ 5
Стилистика русского языка

Голуб И.Б.

Москва, Айрис Пресс, 2005

ОИ 6
Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. Проф. Учеб. заведений


Антонова Е.С.,
Воителеева Т.М.
Москва, Академия, 2009

ОИ 7
Русский язык и культура речи: учебное пособие
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001

ОИ 8
Русский язык в упражнениях для школьников старших классов и поступающих в вузы
Розенталь Д.Э.
Москва, «АСТ», «Мир и образование», 2015


Дополнительные источники:

Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов. М., 2008.
Зимина И.В. Основы делового общения: Учебное пособие. Краснодар: КубГАУ, 2008.
Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер. с англ. - М: СЛК. 2007. - 108 с.
Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. М., 2002.
Культура делового общения: Учебное пособие для студентов. / Под ред. проф. Н.Г. Граудиной. М.: МГПУ, 2002.
Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К.Граудиной и Н. Ширяева. М., 2002.
Кузнецов И.Н. Риторика. Минск, 2000
Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003.
Трошева Т.Б. Русский язык: тесты. Орфография, пунктуация, речевые нормы. – Краснодар, 2007.
Усов В.В. Деловой этикет. – М., 2007.






























4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию.
Текущий контроль проводится в форме контрольных работ, тестирования, устных опросов.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.


Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь
соблюдать нормы русского литературного языка;
строить высказывание в соответствии с коммуникативными качествами речи;
выразительно говорить и читать;
обогащать арсенал используемых языковых средств;
пользоваться словарями и справочниками разных типов;
применять на практике правила речевого этикета;
определять функциональный стиль и жанр речи;
составлять документы различных жанров (автобиографию, заявление и др.);
совершенствовать навыки публичного выступления;
Знать
единицы языка;
функции языка;
нормы литературного языка;
коммуникативные качества речи;
правила речевого этикета;
требования к публичному выступлению.

методы устного контроля в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме.
методы письменного контроля (контрольные работы, тестирование)














13PAGE 15


13PAGE 14915


13PAGE 141415




13PAGE 15


13PAGE 141215




Заголовок 1 Заголовок 215