Конспект занятия по лепке из соленого теста Васильки


ТЕМА программы: «Лепка цветов из соленого теста»
Тема занятия: « Лепка василька».
Цель: Развить мелкую моторику рук через занятия декоративно – прикладного творчества с применением пальчиковой гимнастики.
Задачи:
Образовательные:
повышать компетентность детей на основе изучения поделок из соленого теста, познакомить обучающихся с технологией изготовления василька из соленого теста.
Воспитательные:
воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству
Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в работе.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, аккуратность, творческое мышление. Способствовать развитию личности.
Вид занятия: смешанный (Беседа с объяснением, практическая работа, самостоятельная работа)
Тип занятия: Занятие совершенствования умений и навыков
Методы обучения: словесные: рассказ, беседа, инструктаж; наглядные: показ, демонстрация образцов изделий из соленого теста и приемов работы, картины, рисунки. Методы практической работы. Репродуктивный метод. Проектно – конструкторский метод: создание произведения декоративно – прикладного искусства.
Технология обучения: личностно-ориентированная технология сотрудничества.
Участники: группа первого года обучения
Оборудование: выставка поделок из соленого теста, картинки с изображением василька, инструкционные карты.
Материалы и инструменты: соленое тесто, контейнеры для теста, стеки, индивидуальные дощечки для работы с тестом, вода, салфетки.
Ход занятия:
организационная часть
теоретическая часть
практическая часть
подведение итогов
Организационная часть:
приветствие учащихся
объявление темы и цели занятия
структура занятия.
Теоретическая часть:
Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия: «Лепка цветка». Сегодня сначала мы вспомним, что узнали о соленом тесте и повторим изученное.
Повторение изученного материала:
а) Какие инструменты и материалы необходимы для лепки изделия? (стеки, нож, скалка, фигурные формочки, ситечко, чесночница, кисточки, стакан с водой)
б) Назовите основные этапы изготовления изделия из теста
-лепка элементов: основа-колобок и колбаска;
-скрепление деталей - зубочистки, кисточка с водой;
-сушка - на воздухе, в духовке;
- раскрашивание - краски, гуашь;
- нанесение защитных составов - лак или грунтовка;
-склейка деталей, оформление изделий в рамки.
в) Как хранить и ухаживать за готовыми изделиями? (хранить в сухом, проветриваемом помещении, но не во влажном; удалять пыль большой кисточкой.)
Практическая часть:
Молодцы ребята, вы хорошо запомнили пройденное.
Педагог. Ребята, а какое сейчас время года? Какой месяц? (Ответы детей.)
А вы знаете, что в конце ноября мы отмечаем - День матери. У каждого из нас есть своя мама, мамочка, мамулечка, самая лучшая, самая родная, самая ласковая.   Сколько еще хочется сказать слов про маму, просто не передать. Мамин голос не спутаешь ни с одним другим голосом. Он такой знакомый, такой родной. Мама – это тепло, ласка, любовь и красота. Мама хранительница семейного очага.
Дети: А какая ваша мама?
(Ответы детей.)
Педагог: О маме сложено много пословиц и поговорок.
При солнышке тепло, при матери…….. (добро).
Материнская забота в огне не горит, а в воде…….( не тонет)
Птица рада весне, а ребёнок…. (матери).
Для матери ребёнок, до ста лет…. (дитёнок).
Педагог: Молодцы. Ребята, а какие подарки любят получать ваши мамы в праздники?
(Ответы детей.)
Педагог: Вот и мы сейчас для наших мамочек   слепим прекрасные цветы и сделаем красивую картину из этих цветов.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку.
Как зовут меня? Скажи?
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый (Василёк.)
Дети: Василёк.
Педагог: Правильно это василёк.
Педагог: Что есть у василька? Какие части можно выделить?
Дети: Стебель, листочки, цветок
Педагог: Ребята какого цвета серединка у цветка? А лепестки? (картинка василька)(Ответы детей.)

Педагог: Сейчас я вам объясню, как мы будем лепить василёк. Пошаговая инструкция изготовления цветка подсолнечника (Приложение № 1).
Раскатываем основу на которой будет наша композиция с васильком
Намечаем линии стебельков стеком
Катаем тоненькие колбаски и накладываем на линии стебельков (чем выше, тем тоньше стебелек)
Затем вырезаем круг из раскатанного теста диаметром 3 см (это основа для цветка)
Вырезаем лепестки из круга.

Делаем заостренными концы стекой.
Затем отщипываем кусочек теста, катаем колбаску, расплющиваем ее, верхнюю часть делаем заостренной с помощью стеки (зубчики делаем) .
Разрезаем полоску с зубчиками на части (по 5-6 зубчиков в части).
Части сворачиваем в отдельные цветочки соцветия
Прикрепляем с помощью воды отдельные маленькие цветочки к большой основе цветка, оставляя в середине место для сердцевинки.
Катаем небольшой шарик и вставляем в середину василька
Отщипываем небольшие кусочки теста и формируем нераскрывшиеся бутоны
Отщипываем небольшие кусочки теста и формируем пальчиками вытянутые лепестки (основа-колбаска с вытянутыми краями и наживами стекой)
Все детали прикрепляем к основе и стеблям с помощью воды.
Педагог: Чтобы наши пальчики хорошо справились с заданием, сделаем пальчиковую гимнастику.
Наши синие цветки  распускают лепестки,
(Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрывают)
Ветерок чуть дышит Лепестки колышет.
 (Плавные покачивания кистями рук)
Наши синие цветки          закрывают лепестки,      
(Пальцы медленно закрывают, приобретая форму цветка) 
Головой качают               тихо засыпают.   
 (Плавные покачивания кистями рук, «головкой цветка»)
Дети лепят цветы.
Педагог: Молодцы, какие красивые у нас получились васильки. Свои цветочки мы посадим на полянку, и у нас получилась красивая картина для наших мам.
Подведение итогов:
А сейчас давайте посмотрим наши васильки. Как я вам уже говорила, изображение цветов в своем творчестве затрагивало многих художников, поэтов и композиторов.
Я считаю, что все вы так же творчески работали и овладели техникой изготовления василька. И скажу о каждой из ваших работ. (несколько слов)
Теперь дома в любое время вы сможете повторить эту работу.
Заключение:
Используя на занятиях по лепке пальчиковую гимнастику можно добиться хороших результатов по развитию мелкой моторики рук. Заучивание стихотворений во время проведения гимнастики, развивает память и мышление. В данной разработке занятия использовались стихотворения по теме о цветах подсолнечника. Проведение таких занятий можно рекомендовать студентам педагогического колледжа, педагогам дошкольных учреждений и учителям начальных классов в общеобразовательных школах. Методическая разработка поможет начинающему педагогу в проведении занятий по лепке не только из соленого теста, но и с пластилином, глиной.
Используемые ресурсы:
Азбука соленого теста Ольга Чибиркова Москва ЭКСМО 2010 –
144 с.
Лучшие поделки из соленоготеста Е. С. Рубцова – Ростов н/Д 2009 – 240 с.
Соленое тесто Ирина Хананова Москва «АСТ – ПРЕСС» 2006г.- 104 с.
Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Надеждина Вера – Минск:Харвест, 2008. – 192 с
http://dohcolonoc.ru/conspect/7572-plan-konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-lepke.html

П Р И Л О Ж Е Н И Е № 1 Инструкция по изготовлению василька.
Замесить тесто по рецепту: мука – 2 части, соль мелкая – 1 часть, вода 1/3 части.
Поместить тесто в полиэтиленовый пакет или контейнер.
Застелить рабочую поверхность (дощечку) фольгой.
Отщипнуть от куска небольшой кусочек теста.
Раскатать с помощью скалки этот кусочек толщиной 4 – 5 мм.
Вырезаем основу, на которой будет наша композиция с васильком
Намечаем линии стебельков стеком
Катаем тоненькие колбаски и накладываем на линии стебельков (чем выше, тем тоньше стебелек)
Затем вырезаем круг из раскатанного теста диаметром 3 см (это основа для цветка)
Вырезаем лепестки из круга.
Делаем заостренными концы стекой.
Затем отщипываем кусочек теста, катаем колбаску, расплющиваем ее, верхнюю часть делаем заостренной с помощью стеки (зубчики делаем) .
Разрезаем полоску с зубчиками на части (по 5-6 зубчиков в части).
Части сворачиваем в отдельные цветочки соцветия
Прикрепляем с помощью воды отдельные маленькие цветочки к большой основе цветка, оставляя в середине место для сердцевинки.
Катаем небольшой шарик и вставляем в середину василька
С помощью кисточки и воды вклеиваем середину цветка и наносим на неё фактуру с помощью стеки
Отщипываем небольшие кусочки теста и формируем нераскрывшиеся бутоны
Отщипываем небольшие кусочки теста и формируем пальчиками вытянутые лепестки (основа-колбаска с вытянутыми краями и нажимами стекой)
Все детали прикрепляем к основе и стеблям с помощью воды.
Закончите композицию, используя различные дополнения: цветочки, листики, травку, птичек.
Высушите изделие открытым способом.
Высушенную композицию раскрасить гуашевыми или акриловыми красками.