Конспект занятия по лепке из соленого теста Композиция Рябинка


Тема занятия: «Композиция рябинка»
Цель: Развить мелкую моторику рук через занятия декоративно – прикладного творчества с применением пальчиковой гимнастики.
Задачи:
Образовательные:
повышать компетентность детей на основе изучения поделок из соленого теста, познакомить обучающихся с технологией изготовления композиции рябинка из соленого теста.
Воспитательные:
воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству, как основе профессии дизайнера.
Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в работе.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, аккуратность, творческое мышление. Способствовать развитию личности.
Вид занятия: смешанный (Беседа с объяснением, практическая работа, самостоятельная работа)
Тип занятия: Занятие совершенствования умений и навыков
Методы обучения: словесные: рассказ, беседа, инструктаж; наглядные: показ, демонстрация образцов изделий из соленого теста и приемов работы, картины, рисунки. Методы практической работы. Репродуктивный метод. Проектно – конструкторский метод: создание произведения декоративно – прикладного искусства.
Технология обучения: личностно-ориентированная технология сотрудничества.
Участники: группа первого года обучения
Оборудование картинки с изображением рябинки, инструкционные карты, загадки.
Материалы и инструменты: соленое тесто, контейнеры для теста, стеки, индивидуальные дощечки для работы с тестом, вода, салфетки.
Ход занятия:
организационная часть
теоретическая часть
практическая часть
подведение итогов
Организационная часть:
приветствие учащихся
объявление темы и цели занятия
структура занятия.
Теоретическая часть:
Здравствуйте, ребята! Наверное, вам будет интересно узнать еще что-то новое по декоративно – прикладному творчеству и заняться дизайнерским оформлением своей комнаты. Сегодня на занятии мы вспомним все, что узнали о соленом тесте и повторим изученное. Изделия из солёного теста украсят дом, станут прекрасным подарком.
Повторение изученного материала на предыдущих занятиях:
а) Назовите основные компоненты, добавки теста?
(мука, мелкая соль, вода; клей - для прочности, крахмал - для эластичности)
б) Какие инструменты и материалы необходимы для лепки изделия? (стеки, нож, скалка, фигурные формочки, ситечко, чесночница, кисточки, стакан с водой)
в) Назовите основные этапы изготовления изделия из теста?
-лепка элементов: основа-колобок и колбаска;
-скрепление деталей - зубочистки, кисточка с водой;
-сушка - на воздухе, в духовке;
- раскрашивание - краски, гуашь;
- нанесение защитных составов - лак или грунтовка;
-склейка деталей, оформление изделий в рамки.
г) Как хранить и ухаживать за готовыми изделиями? (хранить в сухом, проветриваемом помещении, но не во влажном; удалять пыль большой кисточкой.)
Практическая часть:
Молодцы ребята, вы хорошо запомнили пройденный материал. А сегодня вы узнаете что-то новое. А о чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Это дерево по моде,Осенью одели вроде,У зеленого пальто,Пуговки красны зато.Ответ: Рябина
Увидал в лесу,Ягоду-красу,Тяжела корзина,Хороша... Рябина
Да, ребята, речь пойдет о рябинке. Именно веточку рябины мы будем сегодня лепить из теста.
Давайте разглядим внимательно картины с изображением рябины.

Давайте рассмотрим составные части композиции.
Правильно: основа, крупная ветка, маленькие веточки, листья и гроздья плодов.
Прежде, чем приступить к работе сделаем гимнастику для пальчиков.
Приготовились:
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот на дереве цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
А что вам принесла сегодня я? Правильно! Эта композиция из соленого теста называется «Рябинка»
Смотрите, как это можно сделать.
Раскатываем большой кусочек теста под основу и придаем ему форму круга, овала, квадрата…
Сначала лепим крупную веточку. Лепим колбаску длинную и достаточно толстую. Старайтесь придать ей красивую, изогнутую и пластичную форму.
С помощью кисточки и воды к большой ветке крепятся более тонкие, на которые будут крепиться листья, а также плоды.
Скатайте колобок, сплющите, прижмите один конец полученной лепешки. Получились листочки. На них наносится фактура кончиком стека. Закрепите их на основе с помощью кисточки и воды. Сначала ложатся листья побольше, затем меньше и меньше.
Закончите композицию, формируя кисти плодов рябины: шарики с нажимами стеком или обратной стороной кисточки)Потом композицию «Рябинка» мы высушим открытым способом. Покроем лаком. Такое изделие украсит любое помещение.
Все ли понятно? Какие есть вопросы по лепке дерева?
А теперь вспомним технику безопасности при работе с соленым тестом и острыми предметами. Инструкция по технике безопасности.
Приступайте к работе. Не забудьте внимательно осмотреть образец поделки. (Приложение 2)
Во время лепки можно делать пальчиковую гимнастику:
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И сказочный наш сад расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – "бутончик цветка дерева")
Пошаговая инструкция изготовления дерева (Приложение № 1).
Подведение итогов:
Выполнение работ такого вида может послужить основой для вашей профессии, что так важно в жизни.
А сейчас давайте посмотрим наши рябинки.
Я считаю, что все вы так же творчески работали и овладели в техникой изготовления веточки рябины. И скажу о каждой из ваших работ. (несколько слов)
Теперь дома в любое время вы сможете повторить эту работу.
Заключение:
Используя на занятиях по лепке пальчиковую гимнастику можно добиться хороших результатов по развитию мелкой моторики рук.
Проведение таких занятий можно рекомендовать педагогам дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов в общеобразовательных школах. Методическая разработка поможет начинающему педагогу в проведении занятий по лепке не только из соленого теста, но и с пластилином, глиной.
Литература:
Ирина Хананова. Соленое тесто. - Москва: «АСТ – ПРЕСС», 2006г.- 104 с.
Загадки про рябину. Электронный ресурс: http://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki-ryabina/
Подсолнухи. Методическая разработка. Электронный ресурс: http://infourok.ru/metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_lepke_iz_solenogo_testa_podsolnuhi-491811.htmMaster-classy.ru
П Р И Л О Ж Е Н И Е № 1
Инструкция по изготовлению дерева.
Замесить тесто по рецепту: мука – 2 части, соль мелкая – 1 часть, вода 1/3 части.
Поместить тесто в полиэтиленовый пакет или контейнер.
Застелить рабочую поверхность (дощечку) фольгой.
Отщипнуть от куска небольшой кусочек теста.
Раскатайте с помощью скалки этот кусочек толщиной 4 – 5 мм и придайте ему форму круга, овала, квадрата…
Сначала слепите крупную веточку - колбаску длинную и достаточно толстую. Старайтесь придать ей красивую, изогнутую и пластичную форму.
С помощью кисточки и воды к большой ветке крепятся более тонкие, на которые будут крепиться листья, а также плоды.
Скатайте колобок, сплющите, прижмите один конец полученной лепешки. Получились листочки. На них наносится фактура кончиком стека. Закрепите их на основе с помощью кисточки и воды. Сначала ложатся листья немного побольше, затем меньше и меньше к концу веточек.
Закончите композицию, формируя кисти плодов рябины: плоды-шарики с нажимами стеком или обратной стороной кисточки наклеить и закрепить на ветках и основе.
Высушите изделие открытым способом.
Высушенную композицию раскрасить гуашевыми или акриловыми красками.
Готовое изделие покрыть лаком.
Приложение 2. Образец для лепки

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕТЕЙ

И КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА