Конспект урока русского языка 4 класс «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа « 1381 с углубленным изучением английского языка»
Конспект урока русского языка
Тема. «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме»
(УМК «Система Л. Занкова»,4 класс)
Выполнила: Бабенкова И.Н.,
учитель начальных классов
ГБОУ «Школа «№ 1381»

Москва, 2016г.
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема урока: Определение спряжения глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме
Цели урока.
Обучающая – создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися нового способа определения спряжения глаголов с безударным окончанием; развитие орфографической зоркости; развитие речи;
Развивающая - развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная - воспитание культуры общения в малых группах.
Средства обучения: презентация, интерактивное задание на смарт-доске
Методы: проблемный, частично – поисковый, рефлексивный, деятельностный.
Ход урока
I.Организационный этап
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
Учитель организует учащихся, создает благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке. Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает-
В жизни что-то достигает!

II. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”
Чистописание
Посмотрите на доску. Сочетание каких букв Вы видите ? Пропишите
ть чь ть чь ть чь ть чь
-В каких словах Вам встречались такие буквосочетания? ( в глаголах, в инфинитиве) Что такое глагол? Как изменяются глаголы?
Игра «Перестрелка» Сейчас девочки будут придумывать глаголы, а мальчики определять спряжение, а потом наоборот.
Словарная работа Прочитайте слова, записанные на доске, вставьте окончания глаголов
3 л. ед.ч. - по.. 2 л. ед.ч. - стро.. 1 л. мн.ч. - молч ... 3 л. ед.ч. - жар.. 3 л. мн.ч. - рев.. 2л. мн.ч. - рису.. 3 л. мн. ч. - начн.. 3 л. ед.ч. – пряч..III. Постановка темы и целей урока (формулирование проблемы).
Цель: обсуждение затруднений
Какие слова вызвали сомнения? Почему? (Во втором столбике окончание у глаголов безударное, сложно определить, что писать)
Значит, что вы не умеете? Определять спряжение у глаголов с безударным окончанием
Постановка учебной задачи
Чему вы должны научиться на уроке? (Нам нужно научиться оределять спряжение глаголов с безударным окончанием) Зачем ? ( Зная спряжение глагола, иы сможем првильно написать окончание глагола)
IV. Познавательная деятельность.Открытие новового знания
Цель: решение задачи, обсуждение её решения и нахождение нового способа определения спряжения у глаголов с безударным окончанием.
Открытие нового знания.
В каком столбике Вам было сложно определить окончание глаголов? Образуйте от данных глаголов неопределенную форму и запишите. Прочитайте, что у Вас получилось?
Строить, жарить, рисовать, прятать
На какие группы Вы разделили бы эти глаголы? ( Одни оканчиваются на –ить, а другие на –ать) Какие отнесем ко какому спряжению?
Работа в группах.
Сейчас Вы будете работать в группах по 4 человека. Вам надо попробовать составить алгоритм (план действий), который нам поможет правильно определить спряжение глагола и написать окончание. ( Дети обсуждают, затем предлагают свои планы. Корректируют и получается общий план)
Составление алгоритма определения спряжения глаголов с безударным окончанием.
1. Читаем глагол , ставим ударение
2.1. Если у глагола ударное окончание –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют , то это глагол I. спряжения; если ударное окончание –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят, то это II. спряжения
2.2. Если у глагола безударное окончание, то глагол надо поставить в неопределенную форму ( инфинитив) и , если глагол оканчивается на –ить, то перед нами глагол II. Спряжения, если оканчивается на –ать, -еть или другое , то это глагол I. спряжения.
Цель определения спряжения: правильное написание окончаний глаголов
Работа с правилом
Откройте учебник, прочитайте правило
Сравните Ваш алгоритм и правило.
V. ФизминуткаГимнастика для глаз
Дети двигают глазами за указкой учителя (вверх, вниз, по прямой).
Обводят прямоугольник, круг по часовой и против часовой стрелки.Представьте, что у вас вырос нос, как у Буратино. Закройте глаза.
Напишите носом свое имя и фамилию .Используется гимнастика для глаз.
-снятие мышечного напряжения;
- охрана здоровья ребенка;
- соблюдение гигиенических требований.
VI. Первичное закрепление
(Интеллектуально преобразовательная деятельность)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Работа со смарт-доской
Перед Вами глаголы и две корзины. Ваша задача распределить глаголы в корзины по спряжениям ( выполнение заданий на смарт –доске, последовательно выходят все)
Проверка :Прочитайте глаголы I. спряжения. II. спряжения . Чем похожи глаголы II. Спряжения? Почему все эти глаголы требовали такой тщательной проверки? ( У них безударное окончание)
Вывод: глаголы с безударным окончанием в инфинитиве во втором спряжении оканчиваются на –ить, а в первом на –ать, -еть, -уть и другое.
VII. Самостоятельная работа с взаимопроверкойв парах по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. - Давайте проверим, «работает» ли открытый нами новый способ определения спряжения?
Самостоятельная работа упр 141
Взаимопроверка
Какие глаголы отнесли к I спряжени? Ко II спряжению?
VIII. Итог урока
Рефлексия учебной деятельности
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), результатов своей деятельности и всего класса.
Чему вы должны были научиться? (Нам нужно было найти способ определения спряжения у глаголов с безударным окончанием)
Как же определить спряжение у глаголов ?1. Читаем глагол , ставим ударение
2.1. Если у глагола ударное окончание –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют , то это глагол I. спряжения; если ударное окончание –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят, то это II. спряжения
2.2. Если у глагола безударное окончание, то глагол надо поставить в неопределенную форму ( инфинитив) и , если глагол оканчивается на –ить, то перед нами глагол II. Спряжения, если оканчивается на –ать, -еть или другое , то это глагол I. спряжения.
Зачем надо определять спряжение у глагоов?
Цель определения спряжения: правильное написание окончаний глаголов
Заполните карты самооценки и выразите оценку своей учебной деятельности через «светофора»:
Зеленый – я понимаю достаточно хорошо, могу еще кому-нибудь объяснить.
Желтый – я кое-что понимаю, но не все.
Красный – я ничего не понимаю.
IX. Домашнее задание
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – стр. 93 правило, выполнить упр. 143