Конспект урока русского языка в 4 классе Грамматические признаки и разбор по составу глаголов неопределённой формы


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Грамматические признаки и разбор по составу
глаголов неопределённой формы.
Провела Голикова Оксана Павловна
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Автор УМК « Школа России» (программного учебного курса):Л.М. Зеленина, Т.Е Хохлова. Русский язык 4 класс, Москва, « Просвещение», 2013
Тема урока «Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы» Тип урока Открытие нового знания (ОНЗ) Цель -познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы Задачи - стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; - развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; - воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.  Планируемый
результат Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД)
Познакомиться с грамматическими признаками глаголов неопределенной формы, её  формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на -чь. Личностные УУД
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять
интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД
Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы
решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения  об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).
Коммуникативные УУД
Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к
координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Методы
Формы работы Методы: частично-поисковый, наглядный.
Фронтальная, парная, индивидуальная Оборудование Проектор, компьютер, экран, наглядный и раздаточный материал, рабочие тетради. Этапы
 урока Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
1.Самоопределение
 к деятельности
Цель:
проверка  готовностиобучающихся, их настроя
на работу У:  Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
 Открываем тетради, записываем число.  Приветствует обучающихся,
проверяет их  готовность к
уроку, включает в деловой ритм.
Эмоциональный настрой. Приветствуют учителя,
проверяют свою готовность к уроку. Личностные:
мотивация к
учебной
деятельности и
самоопределение
2.Актуализация знаний и фиксация
затруднений
в деятельности
Цель:
 быстрое включение в работу У: Подготовим руку к письму. Разминка « Мы делили апельсин».
Минутка чистописания. 
-Пропишите сочетания букв  по образцу в тетрадях. На доске: ть//ти//чь//
У: Ребята,  мы ещё встретимся с этими сочетаниями на нашем уроке и узнаем о них побольше.
У: Для урока я приготовила пословицы СЛАЙД 1. Прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её  в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии.
Взял книгу в руки – не заскучаешь.
Мы будем много знать, если мало будем спать.
Хорошо того учить, кто хочет много знать.
Сделали дело – гуляем смело!
У: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Подготовка к введению новой темы. Дети прописывают буквы по образцу. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действия
3.Определение темы урока. У: Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.
 Кор.: Что вы больше всего любите делать?
 Часть речи: Люблю действовать!
 Кор.: Что вы больше всего не любите?
 Часть речи: Не люблю предлоги!
 Кор.: Какими необыкновенными талантами вы обладаете?
Часть речи: Могу путешествовать во времени!
Кор.: Что бы вы пожелали ребятам?
Часть речи: Чтобы русский все ребята.
     на "пятёрку" знали.
     На письме и в разговоре
     Меня  употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
У:  Ребята, какая часть речи давала интервью?
О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (О глаголе)
Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
Почему я так сказала?
У: Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам?
- Какие три времени имеет глагол?
- Как называются глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?
- Почему эта форма называется неопределённой? СЛАЙД 2
-Кто догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Неопределённую форму глагола) Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку
учебной задачи Формулируют тему урока и определяют задачи. Личностные
Проявлять интерес.
Познавательные.
Регулятивные:
целеполагание – постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и  
неизвестно.
4.Закрепление.
Словарная работа
Работа с компьютером и экраном.
Цель: формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи У: А сейчас мы с вами сыграем в игру « Будь внимателен»
-Соотнесите вопросы (Что делать?, Что сделать?) и глаголы, распределите их в два столбика СЛАЙД 3-4
У: Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределённой форме. Назовите их. (ти, ть )У. – От существительных образуйте глаголы неопределённой формы ( одновременно работа за створкой -2 чел)
Адрес – адресовать
Интерес – интересоваться
Командир – командовать
Перепись- переписывать
Горе – горевать
Беседа – беседовать
- Докажите, что это глаголы неопределённой формы Организует деятельность детей на экране.
Контролирует выполнение работы. Соотносят вопросы глаголов неопределённой формы.
Называют
признаки глаголов неопределённой формы.
Делают вывод. Познавательные:
осуществлять
анализ, проводить
сравнение,
классификацию изученных
фактов языка
по заданным
основаниям.
Регулятивные:
самоконтроль и
самооценка -
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от эталона,
сохранение
учебной задачи урока на каждом
этапе.
5. Постановка цели урока.
Проблемная ситуация (работа в парах по карточкам)
У. - Предлагаю сыграть в игру «Шифровальщики»
Дан ряд чисел. Каждое число обозначает номер буквы по алфавиту. Расшифруйте слово.
- Какие слова получились?
Подсказать, ползти.
- Разберите слова по составу.
- Возникла проблема? Какая?
1. Есть ли окончания у глаголов неопределённой формы?
2. Как выделить основу?
3. Что такое –ть? –ти?
- Какова цель нашего урока? Научиться разбирать глаголы неопределённой формы по составу.
Организует деятельность детей.
Контролирует выполнение работы. Работа в парах. Познавательные: Анализировать слова, использовать схемы
6. Работа с учебником.
Цель: освоение новых способов действий - Как найти выход из затруднения? Поискать информацию в учебнике.
- Ребята, узнаем о неопределённой форме глагола из учебника на стр. 63-64
-Что нового узнали? Суффиксы –ть, -ти – это суффиксы глаголов неопределённой формы. Чтобы найти основу глагола неопределённой формы, нужно отбросить суффикс –ть или ти.
- Разберите до конца глаголы подсказать и ползти. Познавательные:
ориентация в
учебнике, чтение
учебных текстов. Их полноценное
понимание и
воспроизведение, выполнение
действий и
сравнение с
эталоном.
7.Физминутка У: А теперь немного отдохнём. 
Нужно услышать глаголы в неопределённой форме и показать действие. (Плавать, прыгать, чистить, ходил, вязать, спать, бежать, кружиться, улыбаться, хлопать, приседает, сидеть) Организует двигательную
физминуткуДети  выполняютдвижения. 8.Закрепление. Работа с экраном
Цель: освоение новых способов действий У: Образуйте от данных глаголов глаголы неопределённой формы. СЛАЙД 5
Что делать?           Что сделать?
Люблю -      любить                    полюбить
Бежит –    бежать                    пробежать
Ухожу -      уходить                   уйти
Пеку –         печь                          испечь
У: Выделите у глаголов неопределённой формы формообразующие суффиксы.  Всегда ли глаголы неопределённой формы оканчиваются только на –ти, -ть?
СЛАЙД 6 Вывод: Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –ть, -ти, -чь.
У: Ребята, давайте вернёмся к началу нашего урока. Почему мы сегодня на минутке чистописания писали именно эти сочетания букв? (Это один из признаков глаголов неопределённой формы) Организует групповую деятельность детей.
Контролирует выполнение работы. Учатся образовывать глаголы неопределённой формы. Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы.
Делают выводы. Познавательные:
чтение
учебного текста со слайда. Его полноценное
понимание и
воспроизведение, выполнение
действий и
сравнение с
эталоном.
Регулятивные:
действие по
намеченному
плану, сохранение
учебной задачи урока на каждом
этапе.
9.Закрепление. Работа за компьютером и в парах по карточкам (взаимопроверка) У: Записать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. СЛАЙД 7
 Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша  родина будет (радую) нас своей красотой.
-Прочитайте полученный текст.
-Кто сделал так же?
-О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу)
Проверка  Организует самостоятельную деятельность детей, а затем работу в парах. Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой.
Проверяют по образцу.
Делают выводы. Познавательные:
чтение учебных заданий, их полноценное
понимание и
воспроизведение.
Регулятивные:
действие по
намеченному
плану, сохранение
учебной задачи урока на каждом
этапе.
10. Рефлексия деятельности.
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
Самооценка учащихся.
11. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
У: Подведём итоги.
-Какая тема урока у нас сегодня была?
-Какую мы ставили перед собой задачу?
-Удалось ли нам её решить? Давайте проверим.
Рефлексия. Было интересно …Было трудно …
Самооценка учащихся.
- Приклейте стикеры со своими именами на лесенку успеха:
Мне всё понятно. Могу поделиться знаниями.
Не всё запомнил. Есть вопросы.
Мне было трудно. Нужна помощь.
Выставление оценок учителем.
Д/З по уровням:
Сильные упр. 22
Средние упр. 24
Слабые упр. 23
Вы все были молодцы! Спасибо за работу на уроке! Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности. Оценивают
результаты
своей
деятельности
на уроке Регулятивные:
оценка своих
достижений,
осознание трудностей
Личностные:
Учебно-познавательный мотив
изучения русского
языка.  
Ориентация
на понимание
причин успеха
в учебе, проявление
интереса к новому
учебному материалу,
развитие
способности к
самооценке