План-конспект по математике на тему «Действия над составными именованными числами»


Предмет: Математика
Класс: 4-В
УМК: «Школа 2100». Петерсон Л. Г. «Математика. 4 класс»
Тема урока: «Действия над составными именованными числами».
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Цели урока: Научиться выполнять различные операции с составными именованными числами; рассмотреть соотношение между величинами; решать задачи с именованными числами.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать соотношение величин: массы, длины, времени, расстояния, площади, объёма.
Уметь выражать величину в указанных единицах измерения.
Умение решать задачу и оформлять её вычисление, используя именованные величины.
Личностные:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
определять общие для всех правила поведения;
определять правила работы в парах, группах;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Задачи:
Образовательные:
-Совершенствование умений  выполнять действия с составными именованными числами;
-знать единицы измерения величин и соотношения между единицами величины.
Развивающая: развитие мыслительных операций, внимания, памяти, навыков устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа, логического мышления.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к учёбе, чувство сплочённости коллектива.
Ход урока.
I. Организационный момент.Учитель:
-Итак, ребята, начинаем урок математики. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. Не забываем о правильной посадке при письме: спинку держим прямо, стульчик подвинули, чтоб было удобно.
II. Устный счёт.(слайд 1)
(слайд 2)
Учитель:
-На экране вы видите примеры, решив их и расположив ответы в порядке убывания, вы узнаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке.

Ученики (решают примеры в тетради):
Учитель:
-Если вы всё решили правильно, то у вас должно получиться слово (слайд 4): ИМЕНОВАННЫЕ.
-Для того чтобы проверить ваши ответы, поменяйтесь тетрадями со своим соседом и гладя на правильные ответы на доске ставьте + или -. (слайд 5)

Учитель:
- Может кто- то уже догадался о том, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке, но вы не говорите пока что. А ко всем у меня будет посьба-запомните получившееся у нас слово, оно нам пригодится.
III. Повторение пройдённого и актуализация опорных знаний.
Учитель:
-Какую тему мы закончили изучать?
Ученик:
-Задачи на движение.
Учитель:
В каких единицах можно измерить скорость?
Ученик:
-км/ч, м/с.
Учитель:
-А расстояние?
Ученик:
-В мм, см, дм, м, км.
Учитель:
-А время в каких единицах измеряется?
Ученик:
-В секундах, минутах, часах.
Учитель:
-Какие единицы измерения вы уже знаете?
Ученик:
- Единицы длины, массы, площади, объёма.
Учитель:
-А для чего человеку вообще нужны знания об этих единицах измерения?
(Ученики высказывают свои варианты).
Учитель:
-Хорошо, а какие операции мы можем выполнять в единицами измерения?
Ученик:
-Увеличить, уменьшить, складывать, вычитать, умножить, делить и др.
IV. Постановка темы урока.
Учитель:
-Кто скажет, как называются числа, которыми мы обозначаем расстояние, время, площадь, объём и др?
Ученик:
-Величины или именованные числа.
Учитель:
-Правильно, вот мы и вернулись к слову, полученному при устном счёте. А вот например возьмём величину 5 м и 4 м 7 см, они отличаются друг от друга?
Ученик:
-Да.
Учитель:
-А чем?
Ученик:
-Одна величина больше другой.
Учитель:
-Правильно, только у них есть ещё одно отличие. Ни кто не догадался? Тогда слушайте.
5 м-это простое именованное число, а 4 м 7 см-это составное. Почему они так называются?
Ученик:
-Простые именованные числа состоят из одной величины, а в составные входят сразу несколько величин.
Учитель:
-Совершенно верно. А с составными именованными числами мы можем совершать какие-либо действия? Если да, то какие?
Ученик:
-Да, их можно складывать, вычитать, делить, умножать и т.д.
Учитель:
-Конечно, мы можем выполнять над ними любые действия. Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Ученик:
-Действия над именованными числами.
V. Работа по теме урока. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель:
-Теперь давайте поработаем по учебнику, открываем стр. 121 №1. Что нужно сделать? (Ученик читает условие задания).
 а) Вырази площадь прямоугольника в мерках а, b и  с: б) Как зависит значение площади от величины мерки? Закончи предложения:"Если мерка уменьшается в несколько раз, то значение площади    -----------------------------".
"Если мерка увеличивается в несколько раз, то значение площади    ---------------------------".
Будет ли полученный вывод верен для других величин?
Учитель:
-Итак, какова будет площадь прямоугольника через а? Ответы записываем карандашом в учебнике.
Ученик:
S=6a
Учитель:
Через b?
Ученик:
S=24b
Учитель:
Через c?
Ученик:
S=96c
Учитель:
-Теперь закончим данные фразы. Читаем по цепочке.
Ученики:
- Если мерка уменьшается в несколько раз, то значение площади увеличивается.
- Если мерка увеличивается в несколько раз, то значение площади уменьшается.
Учитель:
-Будет ли полученный вывод верен для других величин? Почему?
Ученики:
-Да, т.к. если любую мерку уменьшить, то значение увеличится, а если увеличить, то уменьшится.
Учитель:
-Теперь познакомимся с данным нам правилом в учебнике. Читаем по цепочке каждый пункт, разбираем вместе.
Ученики: (Читают по цепочке).

VI. Физкультминутка (презантация).
Учитель:
-Ребята, все встали. Сейчас проведём тренажёр для глаз, следим глазками за движением цветика-семицветика.
-Немного отдохнули, встряхнулись, тихо сели на места.
VII. Первичная проверка понимания.
Учитель:
-Продолжаем работу. Переходим к №2. Решать мы будем не все примеры, некоторые вы решите дома. Итак, начиная с примера под буквой е, выходим к доске и решаем.
Ученики (решают на доске):

(Если у учеников возникают вопросы и какие-либо затруднения при решении, помогаю им, объясняю).
Учитель:
-Хорошо, с примерами справились. Теперь решим несколько задач, начнём в № 6. (Вызываю одного ученика к доске). Прочитай условие задачи.
Ученик:
-Площадь комнаты равна 10 м2 60 см2. Стол и кровать, стоящие в ней, занимают 3 м2 85 см2. Чему равна площадь остальной части комнаты?
Ученик пишет решение на доске:

Учитель:
-Следующая задача №7. (Вызываю одного ученика к доске). Прочитай условие задачи.
Ученик:
-Канистра с бензином весит 16 кг 325 г, а пустая канистра весит 2 кг 550 г. Сколько литров бензина в канистре, если 1 литр бензина весит 725 г?
Ученик пишет решение на доске:

Учитель:
-Теперь решим №8. (Вызываю одного ученика к доске). Прочитай условие задачи.
Ученик:
-Первый полет героев-летчиков из Москвы в Америку через Северный полюс начался 18 июня 1937 года в 4 ч 5 мин и окончился 20 июня 1937 года в 19 ч 30 мин. Полет второй группы героев-летчиков из Москвы в Америку начался 12 июля 1937 года в 3 ч 21 мин и окончился 14 июля в 17 ч 38 мин. Вычисли продолжительность обоих полетов. На сколько второй полет был короче первого?
Ученик пишет решение на доске:
Группы Начало Окончание Продолжительность
1-ая 18 июня 1937 г в 4 ч 5 мин 20 июня 1937 г в 19 ч 30 мин ?
2-ая 12 июля 1937 г в 3 ч 21 мин 14 июля 1937 г в 17 ч 38 мин ?
Решение:

IX.Подведение итогов.
Учитель:
-Ребята, о чём мы говорили на сегодняшнем уроке?
Ученик:
-Мы говорили об составных именованных числах.
Учитель:
-А какие именованные числа называются составными?
Ученик:
-Это именованные числа, в название которых входят различные единицы измерения.
Учитель:
-А что нужно сделать, чтобы совершить действие над составными именованными числами?
Ученик:
-Их нужно привести к одной и той же единице измерения.
Учитель:
-А всегда это обязательно делать?
Ученик:
-Нет, когда удобно можно сложение или вычитание составных именных чисел выполнять столбиком, не приводя к одной единице измерения.
X. Домашнее задание.Учитель:
-Домашним заданием у вас будет: №2 (а-д), №3, №4, №5, №10.