Конспект урока математики на тему Действия над составными именованными числами (4 класс)


Урок математики в 4 классе, школа «2100»
Тема: Обобщение по теме « Действия над составными именованными числами» на основе краеведческого материала.
Цели: 1) Повторить понятие «величины», общий принцип измерения величин, зависимость результата измерения от выбора мерки, соотношения между единицами длины, площади, объема, массы, времени, используя и обогащая представления учащихся о родном крае.
2) Тренировать способность к преобразованию составных именованных чисел и действиям с ними.
3) Развивать творческое мышление.
4) Воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование:
Выставка книг и периодических изданий по теме « Славлю тебя, мой край родной!».
Фонограмма песни о родном крае.
Карта Тюменской области
Презентация о Тюменской области
Карточки с названиями величин: длина, масса, площадь, объем, время.
Дидактический материал.
Ход урока:
Орг. Момент
- Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня в классе у ребят урок
Уж очень важный.
Актуализация знаний
- Сегодня на уроке мы с вами совершим заочное путешествие, чтобы узнать куда, нужно устно посчитать и расположить ответы в порядке возрастания.( показываю карточки-опоры)
/дети записывают ответы в тетради, затем располагают их в порядке возрастания, на доске карточки для проверки/
Т – сумму чисел 150 и 80 умножьте на 0. (0)
Ю – во сколько раз 250 больше 25? (10)
М – неизвестное число увеличили в 8 раз и получили 320. Чему равно неизвестное число? (40)
Е – чему равно произведение чисел 33 и 3? (99)
Н – разность чисел 380 и 250 умножьте на 1.(130)
С – увеличьте число 150 на 4 единицы.(154)
К - неизвестное число уменьшили на 90 и получили 80. Чему равно неизвестное число? (170)
А – 70 увеличьте в 3 раза.(210)
Я - уменьшаемое -450, разность – 210. Чему равно вычитаемое?(240)
О - уменьшите число 390 на 6 десятков.( 330)
Б- на сколько 500 больше 150? (350)
Л – частное чисел 60 и 15 увеличьте в 100 раз.(400)
А – какое число в 6 раз больше 70? (420)
С – произведение 11 и 4 увеличьте в 10 раз.(440)
Т – одно число 456, а другое на 8 меньше. Чему равно другое число? (448)
Ь – найдите разность чисел 820 и 310.(510)
- Прочитайте, что получилось
- Итак, мы совершим путешествие по Тюменской области.
/под песню про Тюмень/
1 слайд
Карта Тюменской области

На западе Тюменская область граничит с ненецким автономным округом Архангельской области, Республикой Коми и Свердловской области; на юге - с Курганской и Омской областями и Республикой Казахстан; на востоке – с Томской областью и Таймырским автономным округом Красноярского края, а на севере омывается морями Северного Ледовитого океана.2 слайд
Тюменская область образована 14 августа 1944 года.
Площадь Тюменской области - 1435200 км².
Площадь Тюменской области равна территории Германии, Франции, Италии и Великобритании вместе взятых.
Постановка учебной задачи
- Какова же цель нашего путешествия?
- Посмотрите на числа и сформулируйте тему урока. Над чем будем работать?
3 слайд
3 кг 205 г
7 км 336 м
4 ч 18 мин
7м² 16см ²
3 м³ 45см³
- Единицы, каких величин здесь записаны? (массы, длины, времени, площади и объема)
/ на доске появляются карточки: масса, длина, время, площадь, объем/
- Как мы эти числа называем? (именованные числа)
- Какие действия мы можем производить с ними? (переводить, сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить)
- итак, тема урока: « Обобщение по теме «Действия над составными именованными числами» на основе краеведческого материала.
Повторение изученного материала
- На территории, какой страны расположена наша область? (Россия)
4 слайд
- А знаете ли вы, какую площадь занимает наша страна?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно решить задачу.
Задача
Общая площадь Тюменской области равна 1435200 км², что составляет 8% площади Российской Федерации. Чему равна площадь Российской Федерации?
-Что нам известно по условию задачи?
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
- В виде, какой дроби можем представить 8%?
- В задаче будем находить число или часть?
- Как найти число? (часть делим на числитель и умножаем на знаменатель)
Решение
1435200: 8×100= 17940000км²
/проверка на доске/
Физкультминутка для глаз « крошка енот»
- В каких природных зонах расположена территория Тюменской области? (тундра, лесотундра, лесная, лесостепь, степь)
- Почти все природные зоны входят в состав Тюменской области
Но большая часть области покрыта лесами. Богат и разнообразен животный и растительный мир Тюменской области. А вот какие животные и растения населяют нашу область мы узнаем, выполнив следующее задание.
Задание
/Дети получают карточки с именованными числами и переводят в другие единицы измерения./
Группа
Кедр - 3м63см=…см
Лиственница - 5 км 756 м = … мСосна - 6м 8 дм = …дмБереза - 4дм 8 см = …мм
Осина - 7м 5см = …см
Группа
Кислица – 3ч 40 мин = …минВолчье лыко – 4мин 12 сек = …секБрусника – 2 сут.12 ч =…чВенерин башмачок – 6ч 35 мин =…чПрострел желтеющий (подснежник) – 5 мин 28сек = …сек
Группа
Песец - 4 кг 60г = …г
Заяц – беляк - 8ц 28кг =…кг
Лисица – 2т 305 кг = …кгСеверный олень – 3т 60 ц =… кг
Ёж обыкновенный - 5ц 9кг = …кг
Группа
Глухарь – 15см² 36 мм² = …мм²
Тетерев – 9дм² 28см² = …см²
Белая куропатка – 4м²17 дм²= …дм²
Кедровка – 7 см²18 мм² = …мм²
Рябчик - 12 дм²45 см² = …см²
Группа
Стерлядь – 4 см³376 мм³ = …мм³
Осетр – 1 дм³ 275 см³ = … см³
Нельма – 6 м³ 183 дм³ = дм³
Муксун – 3 см³ 68 мм³ = … мм³
Налим - 2дм³ 907см³ =… см³
5 слайд
/проверка по слайду/
6 слайд
- Озаглавьте каждую группу слов
1- деревья, 2- травы, 3- звери, 4- птицы, 5- рыбы
- Единицы каких величин повторяли?
7слайд
С целью сохранения флоры и фауны запрещена добыча 19 видов млекопитающих, 22 видов птиц, 111 видов растений, включенных в список объектов, подлежащих полной охране. Все эти виды включены в Красную книгу области. 

- Какими полезными ископаемыми богата наша область? (нефть, газ)
- Сейчас мы решим задачу про нефть.
Задача
Среднесуточная добыча нефти с одной скважины составляет 9т 635кг в сутки, а с другой скважины на 1т 805кг меньше. Сколько нефти добудут с 2 скважин за сутки?
- Что известно по условию задачи?
- Что требуется узнать в задаче?
- Прежде чем решать задачу, что нужно сделать?
- Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Можем узнать, сколько нефти добудут со 2 скважины? Каким действием?
- Когда узнаете, сколько нефти добывают со 2 скважины, можете ответить на вопрос задачи? Каким действием?
Решение 9т635кг=9635кг
1т805кг=1805кг
9635-1805=7830(кг)- со 2-ой скважины
9635+7830=17465(кг)
Ответ: с двух скважин добудут за сутки 17т 465кг нефти.
/проверка на доске/
8 слайд
В Тюменской области расположены многочисленные месторождения полезных ископаемых, большая часть из которых — месторождения нефти и газа, составляющие основную часть нефтегазовых запасов России.
Имеются запасы торфа, кварцевых песков, сапропелей, известняков, бурого угля, хромовых и железных руд, барита, золота, фосфоритов, марганца и почти 400 месторождений, на которых осуществляется добыча сырья, идущего на производство строительных материалов. физкультминутка
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох – ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша,
Как погода хороша!
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
     -А сейчас мы закрепим умение соотносить единицы величин.
- Ребята, на слайде записаны максимальные высоты горных массивов.
9 слайдКрымские горы - 1545м;Уральские горы - 1км894м;Жигулёвские горы - 375м.
 
Какие горы граничат с нашей областью? ( Уральские)

 
Запишите данные величины в порядке убывания.
/дети записывают в тетради/
10 слайд
(1км 894м, 1545м, 375м)
задание
Посмотрите на записанные на слайде величины:
1894м, 37500см, 15450дм, 15км45м, 1км545м, 18940м, 3750дм, 18940дм, 37м 50дм.
Выпишите равные величины на отдельных строчках.
Решение

1894м=18940дм
37500см=3750дм
15450дм=1км545м
/проверка по слайду/


Итог урока. Рефлексия. Итак, наше путешествие подошло к концу.
Единицы каких величин мы повторяли? Какие операции с ними мы выполняли? Что вы узнали о своем крае?
Давайте оценим свою деятельность на уроке.
Зеленый цвет- мне было все понятно, с заданиями справлялся легко
Синий цвет - мне было все понятно, но при выполнении заданий испытывал некоторые затруднения
Красный цвет - мне не всегда все было понятно, затруднялся при выполнении заданий.
Домашнее задание. Составить рассказ на тему "Хочу рассказать о родном крае…"(с использованием величин).