Педагогическое исследование на тему: Создание ситуации успеха в учебной деятельности, одна из составных частей ФГОС II поколения


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Жемчужинская средняя общеобразовательная школа-детский сад»
Нижнегорского района Республики Крым
Создание ситуации успеха в учебной деятельности, одна из составных частей ФГОС II поколения
(для учителей и учащихся основной школы)
Сулейманова
Шефика Джевдетовна, учитель истории и обществознания МБОУ
«Жемчужинская СОШДС»
Нижнегорский р-н
2015 г.
Успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное поведение, эффективное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
(Из образовательных стандартов второго поколения)
Актуальность темы.
Важнейшим открытием 2-й половины 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности.
В настоящее время главная цель школьного образования – самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни. Для решения данной задачи, необходимо, чтобы ученик чувствовал себя успешным. Проблема  успешности  является  новой  для  нашего  общества.  Еще  недавно  главной  задачей  ученика  было  вооружиться  определенным  запасом  знаний,  умений  и  навыков.  Постепенно  общество  пришло  к  выводу,  что  этот  запас  не  гарантирует  успешности  в  профессиональной  деятельности,  и  тем  более  не  адаптирует  выпускника  к  быстро  меняющемуся  миру.  Поэтому  новые  образовательные  стандарты  делают  акцент  не  только  и  не  столько  на  предметных  результатах,  сколько  на  метапредметных  и  личностных  результатах.
Для эффективного формирования учебной успешности, учителю необходимо добиться того, чтобы учащиеся осознали, что успех в учебной деятельности в дальнейшем повлечет за собой успех не только в будущей профессиональной деятельности, а и в целом в жизни.
Факторы возникновения ситуации успеха в учебно-воспитательной деятельности
Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности: положительное отношение к деятельности; приятное чувство успеха, вызванное преодоление им трудностей, предложенных педагогом; эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения поставленных задач; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим подопечным; осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления; формирование устойчивой потребности в самообразовании.
Реализуясь в устойчивом эмоциональном состоянии ребенка, ситуация успеха мотивирует ученика включаться в учебно-воспитательную деятельность, принять в ней посильное участие, она же организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам своего труда. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности зависит от ряда факторов. Среди них выделяют:
наличие интереса у школьников;
мотивация учащихся;
понимание нужности, важности, целесообразности изучения  предмета;
яркость, эмоциональность учебного материала.
Чтобы выяснить мнение участников учебно-воспитательного процесса по вопросу определения факторов, обеспечивающих возникновение ситуации успеха непосредственно в образовательном учреждении, где работаю, я провела небольшое исследование. Исследование проводилось среди обучающихся, их родителей и учителей, работающих в Жемчужинской школе.
Участники исследования должны были ответить на единственный вопрос: «Что больше всего влияет на возникновение ситуации успеха в учебно-воспитательной деятельности?»
В ходе исследования были получены следующие результаты:



Анализ результатов исследования выявил, что основным фактором, который влияет на создание ситуации успеха, является учитель. И обучающиеся, и их родители, и сами учителя говорили о том, что именно от учителя, от его заинтересованности в результатах, от умения правильно организовать учебный процесс зависит успех ученика. Учитель должен создать источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться; он должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребёнку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. Создавая ситуацию успеха, учитель дает своим воспитанникам уверенность в себе и своих силах, возможность пережить радость достижения. Добившись успеха, дети обретают достоинство, удовлетворены жизнью в этот момент. Именно создание успеха является одним из условий гуманизации процесса обучения.
Внедрение новых педагогических технологий потребует не только адаптации ученика к новой школе, но и кардинального изменения педагогической парадигмы:
отношений учителя и ученика в учебном процессе,
стиля поведения педагога, таким образом, чтобы имело место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.
Учитель не передает знания, а помогает учиться и развиваться. Он должен осознавать, что является не единственным источником информации, а организатор познавательной деятельности. Учитель может помочь, создавая условия для освоения разнообразных, сложных и в тоже время увлекательных способов работы, оставаясь в тени, будучи «дирижером» событий, происходящих на учебном занятии. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что успех – его личная заслуга! Если учитель будет заострять внимание ученика на том, что данная ситуация стала возможной только благодаря тому, что именно он, учитель, ее подготовил – радость ребенка от подобного «успеха» мгновенно померзнет.
Что влечет за собой переживание ребенком ситуации успеха? Прежде всего, ученик чувствует удовлетворенность от своей учебной деятельности, повышается интерес к процессу познания и мотивация. Вследствие этого, результативность труда значительно растет. Ученик становится активным, у него развиваются инициативность и креативность мышления. Кроме того в процессе обучения в классном коллективе складывается комфортная психологическая обстановка.
Система методов создания ситуации успеха на уроке
Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.
Некоторые методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.
Как известно в классах есть разные ученики. Они отличаются по способностям и темпераменту, уровню воспитанности и взглядами на жизнь. В успехе среди них как никто остро нуждаются ученики, которые испытывают затруднения в процессе обучения.
Для этого учителю важно дифференцированно подходить к подбору методов и приемов деятельности и характеру помощи в ее осуществлении. Совершенно естественным в этом случае будет даже простое подбадривание, которое непременно будет вселять в него уверенность, а похвала подтолкнет к желанию соответствовать оценке педагога. Ну и сам подбор заданий должен быть таким, с которым такие ученики справлялись бы без особых затруднений.
Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей.
Каждый ученик в такой ситуации не потеряет интереса к предмету, будет работать в меру своих возможностей, проявит свою индивидуальность, творчество. И в результате – переживет успех от осуществляемой деятельности.
Коллективные формы обучения в учебно-воспитательном процессе также способствуют созданию ситуации успеха. Самостоятельная работа у части учащихся вызывает чувство неуверенности. А работая в паре или группе и постоянного, и сменного состава они успешно справятся с заданиями. В данной ситуации действует принцип «Когда рук много – работа спорится» либо «В одиночку – слабы, вместе – сильны».
Современный воспитательно-образовательный процесс ориентирован на личность с развитой индивидуальностью, активную и самостоятельную. Он развивается в гуманистическом направлении. Коллективная работа даёт каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера. В тех спорах, которые возникают при такой работе, каждый ученик получает возможность утвердиться в себе, так как в этих случаях нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
В традиционной школе построение урока в своей основе имеет, как правило, репродуктивное сообщение учителем нового материала, которое рассчитанно на запоминание его учениками. В итоге, успех на таком уроке будет только у тех учеников, которые обладают развитыми способностями к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Мало того, память у такого ученика должна быть без отклонений, а сам он должен быть способен к высокому уровню запоминания в произвольной форме.
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Акцент переносится на процесс формирования у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Поэтому на уроках учитель должен сочетать репродуктивные, проблемно – поисковые и творчески – воспроизводящие методы обучения. Такое сочетание непременно создаст на уроке ситуацию успеха.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.  
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, чтобы эффективность урока была «отличной» надо создать увлекательный урок. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:
 - самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;
 - отстаивать своё мнение;
 - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
 - задавать вопросы своим товарищам;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- объяснять более слабым ученикам непонятные задания.
К большому нашему сожалению, сажая за парты и навязывая форму
получения знаний, мы иногда отбиваем у ребенка желание учиться. Поэтому применение элементов игры на уроке не только активно включит учащихся в учебную деятельность, но и активизирует познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. А желание учиться возникает тогда, когда все или почти все получается.
Роллан Быков говорил: «Формула успеха – это вопрос выбора». Каждый педагог использует свои методы и способы создания ситуации успеха на уроках. Задачей учителя становится создание такие условий, в которых учащиеся испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, он должен помогать добиваться успеха в учебной деятельности.
Стремление повысить качество и эффективность процесса обучения, способствовать созданию благоприятных условий для развития личностно- смысловой сферы учащихся, их познавательных и творческих способностей, а также для укрепления психологического здоровья учащихся обусловливает необходимость применения новых, современных методов обучения и воспитания. Они ориентированы на формирование интеллектуальной, физически и психологически здоровой личности, готовой реализовывать свои возможности в современном мире.
Тревожность учащихся и успешность учебного процесса
В процессе учебной деятельности все учащиеся испытывают самые различные чувства и эмоции, которые представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы и др.) образуют в совокупности эмоционально-чувственную сферу человека. У наиболее эмоциональных учащихся в процессе обучения возникает феномен тревожности.
И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями – не в радость, а в тягость... Интеллектуальное развитие тревожного школьника, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления и любознательности. Ведь творческий человек – это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем. Тревожные же люди – рабы давно принятых зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов.
Причин повышенной тревожности масса. Они различаются и по возрастным особенностям, и по половым признакам, и по уровню интеллектуального развития. Однако я попыталась выяснить общую картину причин тревожности у учащихся нашего образовательного учреждения. Ученикам было предложено очертить круг причин, вследствие, которых общий уровень тревожности повышается.
Во время исследования были получены следующие результаты:

Как видно из приведенных данных, большая часть учеников считает, что основная причина тревожности – это неблагоприятные отношения с учителем. Действительно, учитель еще в начальной школе становится второй, после родителей, значимой персоной. Его личность, профессиональные качества, сильные и слабые стороны служат ученикам примером, образцом для подражания и главной опорой в постоянно меняющихся условиях их образовательной деятельности. Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание – это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Поэтому целенаправленное создание «ситуаций успеха» поможет существенно снизить вероятность возникновения стрессовых условий, которые могу повлечь за собой резкое повышение уровня тревожности.
Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, мы формируем у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание.
Чтобы на уроке ситуация успеха стала нормой, нужно придерживаться следующих правил:
Ни в коем случае не наказывать ученика отрицательной отметкой, грубо критиковать его;
Необходимо одобрять за малейшую победу, подбадривать за малейший успех, за помощь оказанную другим;
Успехи и достижения учеников отмечать своевременно и делать это публично, чтобы окружающие знали о поощрении именно этого ученика;
Система оценок должна быть дифференцируемая: поощрение за прилежание, усилия, старание, за неожиданный, пусть и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за результативность;
Чаще применять на уроках задания, содержащие творческие элементы, развивающие логику и сообразительность. Среди учеников не обладающими выраженными талантами, наверняка есть те, кто хорошо рисует, бегло читает и т.п.
Понимание учащимися причин успешности и неуспешности
В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к ситуации успеха. Изначально может показаться, что учителю достаточно несколько раз организовать ситуацию, при которой ученик испытает успех и удовлетворение, – и отношение к предложенной деятельности будет обеспечено на высоком уровне. Но подобное отношение к процессу создания ситуации успеха может привести к совершенно иному результату: слишком частое создание условий успешности вызовет чувство отрешенности и безразличия к происходящему.
Если ребенок ждет от своей деятельности только положительный результат, это не будет способствовать выработке умений преодолевать трудности, может спровоцировать безучастное отношение в случае возникновения сложных жизненных ситуаций.
Учителю важно помнить, что:
успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ученику возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
ученику следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, желания и ума;
ученик должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.
И тут нам необходимо понимать, что учитель не научит искренности, если сам далеко не искренен, добру – если сам далеко не добр, и не раскроется перед ним сердце ребенка, если сердце самого учителя для учеников заперто. Педагог не воспитает успешную личность, если и сам не верит в успех своей деятельности.
Однако необходимо обратить внимание также на то, чтобы ученик адекватно понимал, в чем состоят причины его успешности либо неспешности учебной деятельности. Личностные универсальные учебные действия по ФГОС включают в себя этот момент.
Каждый  школьник  должен  осознавать  и  видеть  причины  своих  успехов  и  неудач  в  процессе  обучения.  Однако в данное время, к сожалению, учитель вынужден сталкиваться с негативными эмоциональными реакциями учеников на полученные оценки, требования и замечания, возникшие в процессе деятельности трудности. И реакции эти различны и по глубине, и по силе, и по продолжительности. Подобные реакции зависят не только от характера действия самого учителя, а и от личных психических особенностей ученика, которые выражаются в его самооценке.
Достаточно часто можно наблюдать такую картину, когда ученик, получая хорошую оценку, видит в этом только вою заслугу, а в случае получения плохой оценки обязательно винит кого угодно, но только не самого себя: « я не нравлюсь учителю», «учитель сегодня был какой-то злой», « мой сосед по парте постоянно мне мешал» и т.п.
Поэтому учитель должен помнить еще и формировать  у ученика понимание причин  успешности либо неуспешности  учебной  деятельности.
Основными способами формирования этих причин являются метод самооценки и метод рефлексии. Согласно словарю С.И.Ожегова самооценка – «это оценка самого себя, своих достижений и недостатков». Помогут ребенку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость  результатов  учения  от  вложенного  труда,  постепенно  овладеть  приемами  контроля  и  критериями  оценки такие важные компоненты учебной деятельности как «контроль» и «оценка».
ФГОС  предполагают  новую  систему  оценивания,  которая  направлена  на  формирование  навыков  самооценки.  Объектами  оценивания  выступают  образовательные  достижения  учащихся.  Критерии  оценивания  и  алгоритм  выставления  отметки  должны  быть  заранее  известны  педагогам  и  учащимся.  Они  могут  вырабатываться  совместно.  Система  оценивания  выстраивается  таким  образом,  чтобы  учащиеся  включались  в  контрольно-оценочную  деятельность,  приобретали  навыки  и  привычку  к  самооценке. 
Приемов формирования самооценки масса. Это может быть и проверка по образцу, и предварительное оценивание самим учеником своей работы либо ответа на поставленный вопрос; можно также предоставить ребенку право  изменить  оценку  и  отметку  учителя,  если  докажет,  что  она  завышена  или  занижена. Учитель  может  сам  или  вместе  с  ребятами  разработать  свой  алгоритм  самооценки.  Главное,  использовать  его  регулярно,  чтобы  процесс  оценивания  постепенно  превратился  в  объективное  самооценивание.
Другим  способом  формирования  понимания  причин  успешности либо неуспешности  учебной  деятельности  является  рефлексия.
В  современной  педагогике  под  рефлексией  понимают  «самоанализ  деятельности  и  ее  результатов».  Рефлексия  способствует  развитию  важных  актуальных  качеств  человека,  таких  как  самостоятельность,  предприимчивость,  конкурентоспособность.  Рефлексия  на  уроке  —  это  совместная  деятельность  учащихся  и  учителей,  позволяющая  совершенствовать  учебный  процесс,  ориентированный  на  личность  каждого  ученика. Кроме того, педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся.
Так учитель в дополнение ко всему еще и осуществляет диагностику эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
Учитель  может  осуществлять  рефлексию  на  отдельных  этапах  урока,  в  конце  каждого  урока  или  темы.  В  зависимости  от  условий  можно использовать один  из  видов  учебной  рефлексии: 
физическая  (успел – не успел); 
сенсорная  (самочувствие:  комфортно – дискомфортно); 
интеллектуальная  (что  понял – что   не  понял); 
духовная  (стал  лучше – хуже,  созидал  или  разрушал).
  При  этом  нужно  обращать  внимание  на  постепенный  переход  к  постоянной  внутренней  рефлексии.
В  любом  случае,  при  подготовке  к  уроку  учитель  должен  так  спланировать  изучаемый  материал,  чтобы  «ситуация  успеха»  была  у  каждого  ученика.
Таким образом, ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Поэтому создание ситуации успеха – важнейшее направление в работе любого учителя, которое позволяет повысить самооценку учащихся, развить их уверенность в себе, преодолеть неуспеваемость.  Успех является источником внутренних сил ребенка, рождает энергию для преодоления трудностей, вызывает интерес к обучению. Когда ожидание личности совпадает или даже превосходит  ожидание окружающих, вот тогда и можно говорить об успехе. Мы должны воспитывать учащихся, способных после школы адаптироваться и самореализоваться в обществе XXI века.
Используемая литература:
Белкин А.С.  Ситуация успеха. Как её создать. М.: Просвещение, 1991.
Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М., 2003
Микляева А.В. Школьная тревожность. 2004.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 1.