Практическая работа по выполнению задания №25 КИМов ЕГЭ по русскому языку. 11 класс.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г.Сурска
Конспект
факультативного занятия по русскому языку
в 11 классе
Тема: «Практическая работа по выполнению задания №25 КИМов ЕГЭ по русскому языку»
Выполнила: учитель русского языка
МБОУ СОШ г.Сурска Соколова И.Н.
2014
Тема: «Практическая работа по выполнению задания №25 КИМов ЕГЭ по русскому языку»
Цель: совершенствовать умения и навыки написания экзаменационного сочинения.
Задачи: 1) Развитие у учащихся языковой компетенции;
2)совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
3)изучение типичных ошибок в экзаменационном сочинении.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор.
Ход занятия.
Перед вами лежат тексты. Они скрыты. Автор и заглавие записаны на доске: А.П.Чехов «Моя «она».
Для того чтобы успешно выполнить 25 задание, очень важно понять исходный текст, т.е. выяснить: о чём пишет автор, что его тревожит, над чем он размышляет, какими мыслями, чувствами он хочет поделиться с нами своими читателями.
Свою работу над созданием текста сочинения начнём с заглавия чеховского рассказа.
«Моя «она» - какие ассоциации вызывают у вас эти слова. Какое слово является ключевым и почему?
Переверните листочки и познакомьтесь с текстом. В какой степени ваше 1-е впечатление совпало со вторым, после чтения.
Определите стиль и тип текста. ( Художественный, рассуждение)
В текстах художественного стиля для понимания авторской позиции важен подтекст, глубинный смысл высказывания. А тип речи определяет способы формирования авторской мысли.
Вспомните традиционный план рассуждения:
Тезис.
Аргументы.
Вывод.
В художественном стиле рассуждение строится свободно, без чёткого разделения на части. За достаточно простой и конкретной авторской мыслью стоит широкая нравственная, социальная, философская проблема.
И ваша задача – увидеть и сформулировать эту проблему.
Вернёмся к чеховскому тексту. Читаем ещё раз. Какие есть способы формулировки проблемы. – Вопросный.
Попробуйте вопросом определить проблему. Зачитайте свои примеры.
Теперь переносим наш вопрос в чистовик сочинения.
Как влияют человеческие слабости на формирование личности- именно эта проблема в центре внимания А.П.Чехова в его рассказе «Моя «она».
Обратите внимание: после вопроса мы делаем ссылку на исходный текст, благодаря чему проблема текста оказывается сформулированной.
2 способ: формулировка с использованием типовых конструкций, включающих слова «проблема » и «вопрос».
В центре внимания читателей рассказа(какая?) проблема (чего?).
Предложенный для анализа текст (какой?) посвящён проблеме (чего?).
Типовые конструкции - это готовые речевые обороты, клише. Ответьте на вопросы и запишите полученные варианты. Типовые конструкции экономят время. Автор в тексте ставит проблему, рассматривает, исследует, мучительно размышляет над проблемой чего? Говоря о втором способе формулировки проблемы, запишите окончательный вариант. Не забывайте о ссылке на текст.
В тексте, предложенном для анализа , в центре внимания А.Чехова- актуальная и до боли всем нам знакомая проблема лени.
Итак, проблема сформулирована.Теперь ваша задача – прокомментировать её. Помните!!! Комментарий – это не пересказ!! Это рассуждение по поводу основной проблемы текста.
Существует два типа комментариев.
Текстуальный и концептуальный. В чём суть текстуального комментария? Ваша задача – прокомментировать только сформулированную вами проблему исходного текста.
Выполняя концептуальный комментарий, вы, опираясь на понимание проблемы исходного текста, даёте различного рода интерпретацию этой проблемы.
Во время текстуального комментария задайте себе три вопроса:
Что делает автор текста, предлагая на обсуждение ту или иную проблему?- Проблему лени автор раскрывает на примере жизни своего героя.
Как он это делает?-Писатель обращает внимание читателя на связь героя с ленью.
На какие аспекты он обращает внимание?- Автор отмечает, что лень властвует над человеком Чехов подчёркивает, что его персонаж, с одной стороны, что лень- причина его несчасти1, с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким – то образом противостоять этому пороку.
Обогатите свой комментарий хотя бы одной цитатой о нежелании героя противиться лени «я тоже не выказываю поползновения удрать от неё». Дома добавьте в ваш комментарий определение авторской манеры, постарайтесь найти хотя бы один пример изобразительных средств и объяснить их целесообразность. Как персонаж относится к своей лени?
В итоге- разрушение личности.
Запишите дома образец концептуального комментария, в котором отразите, что лично вы можете сказать о проблеме лени.
Запишите возможный вариант: Комментируя эту проблему, хочется сказать, что она касается не только…
Проблема сформулирована, комментарий составлен. Следующий этап- мы должны определить и сформулировать позицию автора.
Вопросы:
Что хотел сказать автор?
Какова цель его высказывания?
Как сам он относится к поставленной проблеме?
Мораль текста?
Помните, что автор может относиться к проблеме:
Положительно,
Отрицательно ( продолжите ряд).
Каким образом может выражаться авторская позиция?- прямо или косвенно.
В данном рассказе авторская позиция скрыта за авторской иронией. Способ- косвенный.
В рассуждении ожидаешь рецепт, а здесь автор просто рассказывает о своём герое.
Продолжите дома формулировку авторской мысли.
Последний этап – ваше мнение по сформулированной проблеме. Начинаем с того, согласны мы или не согласны с позицией автора. ( я абсолютно согласен с позицией автора…)
Далее-2 аргумента. 1-ваш читательский опыт, 2-жизненный опыт.
Вы пишите свои аргументы, превращая их в мини-сочинение-рассуждение. Когда будет писать тезис, формулируйте свою позицию чётко и прямо. т.е. высказывать собственную позицию по сформулированной проблеме и точке зрения автора, желательно, чтобы вы передали не только своё согласие или несогласие, но и эмоции по этому поводу . Какие произведения можно использовать?
Д.Фонфизин «Недоросль», А . Чехов «Ионыч».
Дома ваша задача -написать сочинение.