Статья Использование игровых технологий в проведении утренней гигиенической гимнастики со старшими дошкольниками


«Использование игровых технологий
в проведении утренней гигиенической гимнастики
со старшими дошкольниками с нарушением зрения».
«Физическая культура дошкольника есть
культура чувств, внимания, воли, красоты,
культура всего характера».
Е.А. Аркин
В Указе Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 №205 «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы» отмечается, что «доступность дошкольного образования очень актуальная проблема для семей, в которых дети имеют проблемы со здоровьем. Страна катастрофически нуждается в коррекционных детских садах и группах для слабовидящих и слабослышащих детей, для малышей с ДЦП и так далее. Пока ситуация в этой сфере остается критической».
«По данным психолого – медико - педагогических комиссий, в Казахстане 10499 детей с нарушениями зрения в возрасте от рождения до 18 лет. Из них с абсолютной слепотой — 413 (0,3 процента от общего числа детей с ограниченными возможностями), слабовидящих — 10086 (7,3 процента)» - сообщает Департамент дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки.
Нарушение здоровья зрительного анализатора вызывает у детей затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. Появляются специфические особенности общения и психофизического развития. Они приводят к отставанию, нарушениям и своеобразию развития двигательной сферы, пространственной ориентации, особенностей эмоционально-волевой сферы. У детей возникают сложности социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
В то же время Государственный общеобязательный стандарт образования РК 2012 года выдвигает модель выпускника дошкольной организации: «Физически развитый, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе, овладевший необходимыми умениями и навыками для обучения в школе».
Определение «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» многогранно. Оно предполагает, что у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляя интерес, активность, необходимые усилия. Он может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели и положительного результата, способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей, может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Предполагается, что выпускник детского сада понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики, самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Для успешной работы с такими детьми требуются специальные программы, коррекционные и развивающие игры и упражнения. Для наших слабовидящих детей мы подготовили рабочую «Коррекционно - развивающую программу для детей 5-6 и 6-7 лет с нарушением зрения» (автор учитель физкультуры Утугунова Т.Д.). В приложение к программе было составлено дидактическое пособие «Коррекционно – развивающие игры и игровые упражнения по физическому воспитанию старших дошкольников с нарушением зрения» (авторы: учитель физкультуры Утугунова Т.Д., дефектолог Чернавина Л.И., психолог Костырка В.Ф.). На основе практически отработанного материала была составлена методическая разработка «Комплексы УГГ для старших дошкольников с нарушением зрения» (автор Утугунова Т.Д.).
При выборе необходимых технологий наиболее привлекательными являются игровые технологии. Опираясь на характеристику функций игры С.А. Шмакова, мы видим, что здесь все для наших особенных детей.
1.Стараясь развлечь, доставить удовольствие с помощью физических движений, мы стремимся воодушевить, пробудить интерес к физической культуре, спорту.
2.В процессе развивающих, подвижных, спортивных игр, соблюдая поставленные правила, ребенок усваивает диалектику общения, вырабатывает коммуникативные компетентности.
3.Стремясь к выигрышу, победе, приобретая практические навыки, развивая трудолюбие, он проходит процесс самореализации.
4.Перенос полученных навыков преодоления различных трудностей на жизненные ситуации создает терапевтический эффект.
5.В процессе игры с помощью правил происходит процесс самопознания, выявление отклонений от нормативного поведения, диагностируется направление необходимой коррекции.
6.Соблюдая и создавая правила, без которых не бывает игр, мы осуществляем коррекцию, вносим позитивные изменения в структуру личностных показателей.
7.Усвоение единых правил и социокультурных ценностей для всех участников игрового пространства служит развитию межнациональной коммуникации.
8.Так происходит процесс социализации слабовидящих: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. И без труда здесь не обойтись.
Значение физической культуры в жизни слабовидящих дошкольников трудно переоценить. Важно использование каждой формы двигательных занятий с этими детьми. Основные навыки формируются в процессе организованной учебной деятельности. Остальные: утренняя гигиеническая гимнастика, игры и физические упражнения на прогулках, праздники, дни Здоровья, двигательная деятельность в свободное время - способствуют закреплению и совершенствованию материала, разученного на организованных занятиях. Наш опыт показывает, что 50% успеха в работе по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения дает регулярная систематичная утренняя гимнастика.
Главная цель утренней гимнастики - решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. В процессе утренней гимнастики решаются такие важные задачи как формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, развитие физических качеств. При правильной постановке работы данный вид деятельности способствует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию старших дошкольников.
Утренняя гигиеническая гимнастика по структуре повторяет вводно-подготовительную часть физкультурных занятий. Ежедневно проводимая под руководством инструктора физкультуры зарядка носит характер профессиональный подготовки детей в спортивном стиле. Закрепляются основные требования к выполнению движений, перестроений, темп, ритм, общий спортивный настрой, деловитость. У детей формируются трудолюбие, целеустремленность, самоанализ собственной деятельности, своих успехов. Для достижения высоких показателей при мониторинге уровня физической подготовленности слабовидящих дошкольников необходимы строгая регулярность и систематичность в выполнении утренней гимнастики.
Наиболее благоприятный алгоритм проведения УГГ:
маршировка с речевкой, приветствие, проверка осанки;
разные виды ходьбы и бега с использованием коррекционных дорожек;
дыхательные упражнения, перестроение с опорой на зрительные ориентиры;
ОРУ и гимнастика для глаз (на прослеживающие функции и снятие зрительного утомления);
хорошо знакомая подвижная игра средней или малой интенсивности;
«волшебные слова» о пользе зарядки;
перестроение и выход с пожеланием «Доброго дня».
Дети очень любят речевки, придающие им смелости, задора, бодрости, радости,
жизнеутверждающие. Представляем одну из любимых (автор неизвестен).
«Боевая мальчишеская»
Раз, два!
Три, четыре!
Три, четыре!
Раз, два!
Кто шагает дружно в ряд?
Боевой отряд ребят!
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги нашей – лень!
Не мешай учиться!
Не мешай трудиться!
Не отстанем мы нигде:
Ни в учебе, ни в труде!
Дети становятся едины в ответах на вопросы по ходу движения: «Вы смелые ребята?» - «ДА!», «Вы сильные ребята?» - «Да!», «Вы спортивные ребята?» - «Да!», «Вы умные ребята?» - «Да!», «Вы трудолюбивые ребята?» - «Да!» и т.д. Чем больше позитивных вопросов, тем выше и сильнее их духовное устремление, коллективное единство. Использование игр: «Конкурс красоты», «На параде», «Ходим в шляпах» (с предметом на голове), «Мы – солдаты!», «По тропинке» помогает детям стать неутомимыми в достижении хорошей осанки.
Образные названия движений: ходим как лисички, как медвежата косолапые или толстопятые, как великаны и гномики, как Карабасы - Барабасы или веселый Буратино, ползаем как котята ласковые или ежики колючие, бегаем как птицы летят, как лошадки скачут, так, чтобы пятки «сверкали» или с «молоточками» по попе - превращают тренировку в забаву.
Выполняя упражнения на дыхание, утверждаемся в знаниях ЗОЖ. Любимая игра «Ох!» и «Ах!». «Делать зарядку – «Ах!», «Чистить зубы по утрам и вечерам - «Ах!», «Заниматься физкультурой и спортом – Ах!». Чередуем с отрицательными явлениями: быть грязнулей и неряхой, допоздна смотреть телевизор, жадничать и драться, есть чипсы и много сладостей. Ответ: «Ох!». Фантазия педагога, его любовь к новшествам развивает и увлекает детвору. В зале поселяется атмосфера радости общения и взаимопонимания.
Комплексы УГГ для старших дошкольников
Без предмета:
С использованием фонограммы Е.Железновой «Аэробика для малышей», «Лето»
С речитативом.
Имитационного характера
В кругу
В парах
В колоннах, шеренгах в сцеплении
С использованием подвижных игр
С предметами:
С малым мячом
С большим мячом
С рулями
С мешочками
С флажками
С гимнастическими палками
Со скамейками
С султанчиками
С использованием мягких модулей
С клюшками. («В хоккей играют настоящие мужчины»)
С цветами («Танец цветов»)
С обручем
Со скакалкой
С фитболом
Комплексы с использованием сюжетных игр:
«Улыбка» (на музыку В. Шаинского)
«Богатырское яблоко»
«Зарядка джигитов»
«Заюшкина избушка»
«У всех своя зарядка»
«Чунга – Чанга»
«Всем на свете нужен дом»
«Зарядка Колобка»
«Волшебница вода»
«Я бы в летчики пошел – пусть меня научат!»
«Песенка о лете»
Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. Большое разнообразие комплексов УГГ, правильное чередование упражнений в них, достаточная нагрузка создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоциональное проведение упражнений с использованием различных приемов, музыкального сопровождения, игр и игровых заданий. Все упражнения обыгрываются, имеют образное название: «Роботы», «Неваляшки», «Дровосек», «Велосипед», «Петрушки», «Лягушата», «Дразнилки», «Фокус-покус», «Попрыгунчики, «Остуди Колобок», «Запускаем ракету», «Медузы», «Оловянный солдатик» и многие другие. Благодаря этому они приобретают игровой характер. Интересней и сложней, если дети угадывают или придумывают свои названия.
Упражнения со спортивными предметами ребята воспринимают как игру, умело направляемую педагогом. Упражнения настолько разнообразны и необычны для детворы, что они просто околдовывают их. Мяч нужно приручить, быть ласковым и аккуратным с ним, тогда он станет дрессированным. Обруч неутомимый, ему нельзя останавливаться, а управлять им нужно твердой рукой, чтобы слушался. Коварная скакалка все время стремится запутаться и надо держать ее концы далеко друг от друга. Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Постановка цели делает обучение результативным.
Игровые приемы для решения педагогических задач.
1). Использование небольшого сказочного сюжета для комплекса упражнений.
Соответствующее музыкальное сопровождение помогает детям окунуться в мир сказки и с помощью движений стать ее творцом, волшебником. Они могут из маленького семечка вырастить богатырское яблоко; став тренированным джигитом, отправиться в путешествие, где встретят и ласточку в небе, и опасную кобру. Превратившись в Зайчишку, приглашают к себе в гости Ежика и Гуся чтобы поиграть с ними в машины и ракету. С огромной радостью дети посещают остров Чунга-Чанга, с удовольствием помогают поросятам строить дом и т.д.
2). Девиз: «Сам себе тренер!» Он призывает детей к ответственности, вниманию,
трудолюбию, самоанализу и самооценке собственной деятельности.
3). Конкурс «Самое дружное звено или команда». Необходимо продемонстрировать
синхронность исполнения всех действий. Это достигается при внимании к музыкальному материалу, счету преподавателя, исполнению движений другими детьми, прививает навыки работы в команде.
4). Поощрение за трудолюбие и качественное выполнение всех требований. Таким
поощрением является назначение ребенка «Ведущим», «Помощником», «Капитаном», «Командиром». Эти роли повышают самооценку и очень важно не переборщить, не дать зазнаться. Желательно, чтобы каждый примерил к себе эти функции. Призываем детей учиться друг у друга, делиться пониманием правильного выполнения. Тем самым формируются навыки рефлексии.
5).Последний день недели – утро подвижных игр. Проводится 1-2 специально подобранные подвижные игры. Используем: «Дедушка Мазай» (аналогичная игра «Царь-царевич»), «Чье звено скорее построится?», «У дядюшки Селифана», «Утро зайчика», «Ровным кругом, друг за другом», «Магазин зеркал», «Запрещенное движение», «Деревья, кочки, тропинка». Актуальны игры с малым и большим мячом: «Мой веселый звонкий мяч», «Я знаю пять имен…», «Десяты» и другие подобные. Чаще всего выбор за детьми. Они получают психологический отдых в отсутствии регламентации.
6).Использование средств художественного слова. Осознание детьми ценности физических движений для здоровья человека – важнейшая составляющая результата работы педагога. Незаменимыми являются пословицы, поговорки, загадки, стихи, речевки, песни. Предварительно дети разучивают их, затем закрепляют в процессе выполнения движений на зарядке. Знание этого материала широко используется на праздниках, Днях Здоровья, в физкультурных досугах. Исполнение может быть индивидуальным и коллективным, очень часто в духе состязания.
«Не надо бояться, что будут смеяться
Зарядку свою не бросай никогда!
Лишь тот, кто не плачет - добьется удачи,
Ничто не дается легко, без труда!»
(автор неизвестен)
Или:
«Даже тот, кто в детстве слаб,
Неуклюж и косолап,
Станет стройным, станет смелым,
Станет сильным как медведь.
Только надо очень-очень,
Очень сильно захотеть
И немного попотеть!»
(Б.Заходер, «Мишка – Топтыжка»)
Стихи, песни с подобным содержанием глубоко трогают детские души на долгое время, а может быть и навсегда.
7). «Познай себя!» Этот девиз призывает детей слушать свое тело, понимать его
возможности, потребности. Проговаривая вслух свои чувства, действия, они развивают речь. Тренировка превращается в игру. Пример. Быстрый бег. Педагог: «Мы бежим быстро?» Дети: «Да! Мы бежим быстро!» Педагог: «Нам весело?» Дети: «Да! Нам весело!» Педагог: «Нам радостно?» Дети: «Да! Нам радостно!» Педагог: «Мы хотим бегать долго-долго?» Дети: ответы разные. Дальнейшие действия зависят от ответов. Игра заключается в точности определения своих возможностей.
8). Интегрированный характер УГГ. Пополнение словарного запаса и развитие
математических и логических способностей происходит в процессе не сложных вопросов и заданий на внимание, логику, смекалку. Они также носят игровой характер, т.к. педагог преподносит их как игру, вызов на сообразительность, внимательность, находчивость; призывает детей взять на себя какую-либо роль; учит понимать шутки и развивает чувство юмора. Пример. Педагог в процессе ходьбы или бега: «На улице зима?» Дети: «Да!» Педагог: «На улице цветут цветы?» Дети: «Нет!» Педагог: «На улице снег и лед?» Дети: «Да!» Педагог: «Мы будем кататься на велосипеде?» Дети (весело): «Нет!» Педагог: «Мы будем купаться?» Дети (весело): «Нет!» Педагог: «Мы будем кататься на санках и лыжах?» Дети (радостно): «Да!» Неожиданные вопросы и ответы превращают процесс обучения в игру.
При использовании предметов создаются нестандартные ситуации: взять инвентарь
в разных корзинах для мальчиков и девочек, выбрать по указанному цвету или размеру кубик, кеглю или маленький мяч, руль. Название предметов, их цвет проговаривается. Педагог призывает ребят вести счет на русском, казахском, английском языках, сравнить количество предметов и детей. Просит ответить: «Сколько надо выложить цепочек обручей для двух команд? А для трех?» «Если у нас в одной команде 6 человек, а в другой – 8, что надо сделать, чтобы команды стали равными?». Педагог предлагает дать название команде. Одна команда: литературный герой - домашнее животное («Котенок Гав», «Кот Матроскин»). Другая команда – литературный герой дикое животное (Багира или крокодил Гена). Всегда есть победитель – тот, кто ответит быстро и правильно.
9).Использование коррекционно-развивающих игр и игровых упражнений.
Зарядка – лучшее средство для ежедневного целенаправленного развития ориентировки в пространстве, зрительно-двигательных функций, формирования слуховых возможностей слабовидящих детей. Для решения коррекционных задач по формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, развитию зрительно-моторных функций глаз и снятию зрительного утомления широко используем игры и игровые упражнения из выше названного дидактического пособия «Коррекционно – развивающие игры и игровые упражнения по физическому воспитанию старших дошкольников с нарушением зрения».
И педагогу, и воспитанникам нужно приложить много сил и труда для того, чтобы из отстающих по всем параметрам слабовидящих деток выросли самостоятельные, организованные, жизнерадостные первоклашки, стремящиеся к познанию себя и всего мира.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра!
Спортзал нам дарит вечный праздник,
А главный гость на нем – ИГРА!
Применение игровых технологий, а также постановка работы на основе мониторинга за уровнем физической подготовленности и осуществление индивидуального подхода в физическом развитии дошкольников, гарантируют не только эффективность педагогического процесса, но и огромную любовь слабовидящих детей к физкультуре.
ЛИТЕРАТУРА:
Государственный общеобязательный стандарт образования РК. Дошкольное воспитание и обучение. - Астана, 2012, 2016.
В Казахстане насчитывается 10,5 тысяч детей с нарушением зрения.
http://www.zakon.kz/4671061-v-kazakhstane-naschityvaetsja-105.htmlКирасир С., Борщевская И.П. Актуальные проблемы дошкольного образования в Казахстане. http://group-global.org/kk/node/22119Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 №205.http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1600000205Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушениями зрения.- М: Школьная пресса, 2008.
Шмаков С.А. Функции и свойства игры. Игра как проявление свободы.
 http://dedovkgu.narod.ru/rest/rest17.htmПРИЛОЖЕНИЯ:
1.Презентация «Утренняя гигиеническая гимнастика для старших дошкольников с нарушением зрения».
2.Презентация «Игровые технологии в здоровьесбережении старших дошкольников с нарушением зрения».