Конспект урока на тему Сравнительная и превосходная степени в русском, татарском и английском языках

Конспект урока на тему «Сравнительная и превосходная степени имен прилагательных в русском, английском и татарском языках»
Обучающая: обобщить и систематизировать понятиния о прилагательном, как о части речи; научить различать степени прилагательных в сравнении с другими изучаемыми языками.
Развивающая: развитие логического мышление школьников, их аналитических способностей: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Воспитывающая: воспитать любовь к русскомуу. английскому и татарскому языку; внимательно отношения к художественному слову; привитие интереса к творчеству И.С.Тургенева, М.М. Пришвина, У. Шекспира, Абдуллы Алиша, Габдуллы Тукая
План урока.
. Организационный момент
Актуализация опорных знаний .
Изучение нового материала .
Закрепление изученного материала.

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с прилагательным и рассмотрим степени сравнения в русском, английском и татарском языках. Для начала вспомним определение прилагательного и назовем сходства и различия, которые есть в языках.

Дети: Прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? чей? В русском языке имена прилагательные изменяются по родам и числам и могут иметь краткую форму, в английском и татарском языках этого нет.

Учитель: Приведите примеры.
Дети: Красивая девочка, красивый мальчик, красивые дети; а beautiful girl, а beautiful boy, а beautiful children? матур кыз. матур малай. матур балалар.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со сравнительной и превосходной степенью прилагательных. Посмотрите на доску, перечертите тетрадь таблицу. В течение урок мы с вами ее * : вместе заполнить.



Прилагательное. Основная форма
Простая сравнительная
Составная сравнительная
Простая превосходная
Составная превосходная

в русском языке






в татарском языке






В английском языке







Простая сравнительная степень в русском языке образуется при помощи суффиксов - ее (-ей), -е, -ше; в английском языке - -ег; в татарском рак, -рэк. Кто сможет привести примеры?

Дети: Длинный - длиннее, 1оп§ - 1оп§ег, озын -озынрак.

Учитель: Что касается английского языка, прилагательные подчиняются определенным правилам.
1.В односложных прилагательных, оканчивающихся на одну согласную с предшествующим кратким гласным звуком, конечная согласная буква удваивается. Например: Ы§ - Ь:§§ег (большой -больше).
2. Если прилагательное оканчивается на у с предшествующей согласной, то у меняется на 1. Например: Ьарру - Ьарр!ег (счастливый - счастливее)
З.Но если перед у стоит гласная, то у остается без изменения. Например: §геу - §геуег (серый -серее).
Также эти правила соблюдаются и в превосходной степени. Запишите эти примеры в таблицу.
Мы с вами рассмотрели простую сравнительную степень прилагательных, но также существует в русском, английском (в татарском отсутствует) составная сравнительная степень. Она образуется при помощи слов в

Русском: более + основная форма (более красивый);
в английском: тоге + основная форма (more), НО такая форма применима толькo многосложным прилагательным.

Превосходная степень прилагательного также образуется при помощи суффиксов.
русском языке это суффиксы - айш, - ей
английском - est, в татарском вовсе отсутствуют.
Например: глубокий глубочайший, the nicest.

Запишите эти примеры в таблицу.

Дети, а кто из вас знает, что такое the?
Дети: the - это артикль.

Учитель: Правильно, это определенный артикль. Запомните, этот артикль употребляете; только в превосходной степени.
Составная превосходная степень представлена во всех трех языках.
В русском языке она образуется при помощи слова наиболее или самый +основная форма;
В английском: артикль (the) + слово (most.) -основная форма.
В татарском: частица (иц, бик) + основная форма.

Давайте сейчас попробуем подобрать примеры.

Дети: Наиболее умный , (the most difficult бик зур.

Учитель: Молодцы, ребята. Запишите свои примеры в таблицу.


Прилагательное. Основная форма
Простая сравнительная
Составная сравнительная
Простая превосходная
Составная превосходная

в русском языке
Длинный -
длиннее
более красивый
глубочайший
наиболее умный

в татарском языке
озын -
озынрак


бик зур

В английском языке
long
1опger
More beautiful
The nicest
the most difficult


А теперь внимательно посмотрите на доску, что вы видите?
'малый - меньше; плохой ~ хуже; хороший лучше)

Little – less – the least? Bad- worse – the worse? Good – better – the best)

Дети: Мы видим, что степени сравнения прилагательных образовались от другого корня.

Учитель: А если сравнить русские и английские слова, то к какому выводу мы придем?

Дети: Прилагательные в русском языке, образованные от другого корня, имеют только сравнительную степень, а в английском - обе степени.

Учитель: А теперь давайте рассмотрим примеры сравнительной и превосходной степени прилагательных в произведениях великих русских, татарских и английских писателей.

Найдите и отметьте формы сравнительной и превосходной степени.
1) Стены и полы облиняли, все потускнело; паутины развелось все больше (Ф.М. Достоевский)

2) Which ten timer faster glide the sun s beams (У.Шекспир)

3) И сабыйлар! Эшлэгез сез, ин, мекатдэс нэрсэ
Эш агачы Ьэрвакытта бик матур китрер жимеш. ( Г. Тукай)

4) Тут был старейший пласт торфа, но дальше, чем ближе к слепой елани, слой становился все моложе и тоньше. (М.М.Пришвин) –

5) with means more blessed than my barren rhyme&( У.Шекспир)


6) Кайчандыр елганьщ тагын да кинрэк, тагын. тирзнрэк Ьэм балыкка баерак булуын сейлилэр.
(Абдулла Алиш)

Учитель: Мы с вами сейчас разобрали несколько предложений из произведений разных авторов. Как вы думаете, с каком целью писатели обращаются к сравнительной и превосходной степеням прилагательных?

Дети:1: На мой взгляд, писатели хотят лучше, глубже и точнее передать содержание, свое настроение и отношение к главным героям.
2: Чтобы выразить свои мысли и чувства к природе и окружающему нас миру, людям..
3: Чтобы дать возможность читателям ярко представить образы и картины того времени, той эпохи.
4: Мне кажется, Шекспир в своих пьесах и сонетах широко применяет степени прилагательных для того, чтобы читатель смог легче войти в образ героя и пережить с ним главные периоды его жизни.

Учитель: Правильно, ребята. Молодцы! Мы выяснили, какова роль сравнительной и превосходной степеней прилагательных в известных вам произведениях. А теперь попытаемся перевоплотиться в образ писателя и написать мини-сочинение на тему «У природы нет плохой погоды».

Дети: Наступила поздняя осень. Дни становятся все короче, зато ночи длиннее и прохладнее. Несмотря на то, что за окном ноябрь и солнечных дней становится всё меньше и меньше с каждым днем, детей это не пугает. Они уже готовы встретить самую сильную стужу и крепчайший мороз. Ребята надевают самые теплые варежки и валенки, берут свои санки и бегут кататься с высочайшей горы. Им становится веселее и интереснее, потому что есть возможность поиграть в снежки и подышать свежим воздухом.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали?

Дети: Отвечают на поставленный вопрос.

Учитель: Запишите домашнее задание выписать в тетрадь примеры сравнительной и превосходной степени прилагательных художественной литературы.

15