Урок русского языка в 5 классе. Слитное и раздельное написание слов с пол-, полу-

Сафронова Алёна Владимировна,
учитель русского языка и
литературы Новоазовской ОШ №1

Русский язык, 5 класс.

Тема: «Дефисное и слитное написание слов с пол-, полу-»  Цели: - ознакомить учащихся с условиями дефисного и слитного написания слов с пол-, полу-; - способствовать формированию орфографической грамотности; - расширять и углублять предметную компетенцию обучающихся; - воспитывать личность, убедительно и грамотно выражающую свои мысли; - развивать творческие способности детей.  Оборудование: учебник,  "Волшебные страницы" (раздаточный материал с заданиями), мультимедийный проектор, записи треков из фильма о Гарри Поттере,  слайд-шоу с портретами преподавателей Хогвардса и героев фильма о юном волшебнике, карточки "Правильно - неправильно". Тип урока: урок формирования умений и применения знаний. Межпредметные связи: литература. Прогнозируемые результаты:  обучающиеся знают и применяют на практике условия слитного и дефисного написания слов в пол-, полу-; умеют графически обозначать условия выбора правильного написания слов.  Ход урока.  1. Организационный этап.  Сегодня, ребята, нам предстоит стать учениками Хогвардса -  школы юных волшебников. Вспомните, пожалуйста, в каком литературном произведении мы встречаем это учебное заведение? Кто автор книг о Гарри Поттере?  Наша цель - научиться правильно составлять волшебные заклинания и рецепты. А для этого нам понадобится правило о слитном и дефисном написании слов с пол-, полу-. И, конечно же, мы должны будет показать свои знания орфографии, словообразования и синтаксического разбора.  Чтобы наше занятие прошло успешно, давайте выполним волшебное упражнение из коллекции директора Хогвардса Альбуса Дамблдора. (На фоне музыки проводим интерактивное упражнение "Улыбнись соседу") 2. Актуализация опорных знаний.  а) Беседа.  - Какие соединительные гласные мы используем в сложных словах? - Приведите примеры слов с данной орфограммой.  - Какие способы образования слов в русском языке мы знаем? - Каким способом образованы слова магический, полёт, книжный? - Назовите корни  в  словах дружелюбный, трудолюбивый.  б) Кроссвордный диктант от профессора Минервы Макгонагалл. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Запишите слова на "Волшебных страницах", обозначьте в них орфограммы. Как называется учебная дисциплина в Ховардсе, на которой ученики знакомятся с волшебными зельями? (Зельеварение) Как называется человек, который умеет понимать язык змей и говорить с ними? (Змееуст) В обязанности Хагрида входил уход за лугами. Как называется человек, который этим занимается?  (Луговед) 3. Работа над темой урока.  Вступительное слово учителя.  Странный инцидент произошел на занятии по зельеварению. Придя на урок, юные волшебники обнаружили,что ни одно из заклинаний, описанных в волшебных книгах, не работает.  Профессор Северус Снег сказал, что это связано с тем, что в рецептах поселились орфографические ошибки. И только тем, кто знает правила написания слов с пол-, полу- удастся восстановить силу заклинаний.  Наблюдение и анализ. Коллективное ознакомление с теоретическим материалом учебника, составление опорной схемы.                    гласная                       пол - арбуза ПОЛ -       Большая буква          пол  - Слизерина                  л                                   пол - лавки   ПОЛУ+ слово = всегда слитно:  полукровка 4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений обучающихся.
Задание от Северуса Снега.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Выпишите из рецепта слова на изученную орфограмму. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.  Ровно в (пол)день  смешай (пол)корня мандрагоры, (пол)стакана сока алоэ, (пол)чашки чернил каракатицы,  (пол)ложки волшебного эликсира. Через (пол)часа добавь (пол)листа гремучей ивы (её можно найти (пол)пути к сторожке Хагрида) . Ещё лист ивы  можно найти в чудесной лавке, но для этого придётся пройти (пол)Лондона.   Заклинание вызывает (полу)мрак в самой светлой комнате.  Задание от Рона Уизли.  Помогите  выяснить, по какому предмету мне необходимо исправить оценки. Запишите название этой учебной дисциплины, укажите части слова.  Первый корень - как в слове ТРАВЯНИСТЫЙ. Второй - как в слове ЛОГОС. Соединительная гласная - как в слове САМОУЧКА. Окончание  - как в слове ЗАКЛИНАНИЯ  (Травология)

Рефлексия. 
"Что положим в котелок?"  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
  Интерактивное упражнение по методу  "Микрофон". Попросим ребят вспомнить всё, о чем говорили на уроке, и что можно положить в волшебный котелок.  Варианты ответов: хорошее настроение, правила написания слов с пол-, полу- , корни слов и т.п.  Использование учителем карточек "Правильно-неправильно" (слова на изученную орфограмму, написанные верно или с ошибками).   Попросим ребят вспомнить все, о чем говорили на уроке.  При работе с карточками обучающиеся должны обосновать свой выбор. Пример ответа: "Не положим в котелок "поллуковицы", потому что слово написано неверно. Его нужно писать через дефис, ведь после пол- стои буква л. Иначе зелье не получится!" Варианты карточек: "Поллуковицы", "пол-огурца", "пол-литра", "пол-лимона", "полягоды", "полконфетки", "пол-перышка", "пол-лягушки", "полчаинки", "пол-зернышка", "полтравинки".     6. Подведение итогов урока, выставление оценок.  7. Домашнее задание.  Низкий и средний  уровни: выучить правило на стр...  , выполнить упр.... Достаточный уровень : найти 20 слов для словарного диктанта на изученное правило, выделить в них корни.   Высокий  уровень: придумать и записать рецепт "Волшебного элексира Добра, Мира и Счастья"
15