Технологическая карта урока русского языка на тему Правописание частицы не с глаголами (2 класс)

Учитель: Духовская Е.Л.
Класс: 2

Тема: «Правописание частицы не с глаголами»

Предмет: русский язык
Тип урока: освоение нового материала

Цель:
1. Ввести понятие “частица НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся, формировать умение правильно писать частицу не с глаголами.
2. Развивать у учащихся орфографическую зоркость, наблюдательность, речь, логическое и образное мышление через формулировку вывода.
3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки.



Планируемые результаты:

Предметные:
Знать написание не с глаголами.
Уметь правильно писать не с глаголами.
Уметь находить в тексте глаголы с не, графически обозначать орфограмму.
Метапредметные:
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: участвовать в диалоге по теме, отстаивать свою точку зрения; умение определять и формулировать тему и цель урока вместе с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок; вносить свое предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Личностные:
Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Ресурсы урока:

Для учителя: компьютер, презентация (слайды к уроку), учебник по русскому языку для 2 класса под редакцией В.П.Канакиной

Для учащихся: учебник по русскому языку для 2 класса под редакцией В.П.Канакиной, экран, маршрутные листы.


Технологическая карта урока

№ п/п
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
В природе есть солнце. Оно светит. Всех любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но и даст сил, аккуратности и уверенности в знаниях. Я верю, что у вас на уроке сегодня все получится. А что вы сегодня ждете от урока?

Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют свою готовность к уроку.
Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия.
Коммуникативные: работают, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

Актуализация необходимых знаний
Сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие. Но прежде вы должны пройти тест.
Глагол обозначает:
А)Предмет
Б)Действие предмета
Глагол отвечает на вопросы:
А)Что делать? Что сделать?
Б)Какой? Какая? Какое?
В предложении глагол является:
А)Подлежащим
Б)Сказуемым
Проверка теста.

Выполняют тест.
Слушают музыкальное произведение.





Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, анализируя, делают выводы.
Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.
Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Выявление места и причины затруднения
Закройте глаза. Что вы слышите. Итак, ребята, посмотрите, куда мы попали. (Слайд: лес, поют птицы).
Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? Посмотрите, ребята, кто нас встречает? (Настасья Петровна)
Настасья Петровна проведет с нами научное исследование.
Откройте свои научные дневники и запишите дату и место проведения исследования. А теперь приступаем к работе.
На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.
- Исследуйте слова и определите, какую букву будем писать. (На доске слова м.дведь, м.дведица, м.двежонок, м.двежий)
Как называются данные слова?
Сегодня будем писать гласную букву е, так как она является безударной гласной, которая пропущена в данных словах. Докажите.
Выберите понравившуюся вам «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке:
Ее Ее Ее
Ее Еее Ееее
На следующей строчке будем писать словарные слова с безударной буквой е. Словарный диктант (ученики по очереди диктуют словарные слова).
Взаимопроверка.
Настасья Петровна очень довольна вашей работой. Работали быстро, организованно, слаженно.
А у нее в семье, к сожалению, бывают такие ситуации. Ученики играют сценку:
- Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадёшь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придешь?
- Нет, не приду!
- Услышишь?
- Не услышу!
- Найдёшь?
- Нет, не найду!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу! (Шибаев А.)
На доске записаны слова: (Не)хочу,(не)упаду, (не)отойду, (не)приеду, (не)приду, (не)услышу, (не)найду, (не)слезаю, (не)решу, (не)мечтаешь, (не)молчу.
Какой частью речи являются данные слова? Запишите глаголы с безударной проверяемой гласной в корне. Сможете вы это сделать? (Нет, не знаем как написать не) Что такое не? Как нужно написать не с глаголами? Возникла проблема.








Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что для полных ответов недостаточно знаний. Формулируют и записывают тему.
Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания.
Проводят исследование.
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Целеполагание
Попробуем в своих исследованиях найти ответ на эти вопросы.
Так, значит, какова будет тема урока? Сформулируйте ее. (Правописание не с глаголами)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Узнать, что такое не. Научиться правильно писать не с глаголами)
-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, работать над орфографической зоркостью и учиться самостоятельно мыслить.
Итак, план исследований:
1) Исследование №1
- Какой частью речи является НЕ?
2) Исследование №2
- Как пишется частица НЕ с глаголами?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, составляют алгоритм действий. Работают с учебником, заучивают орфограмму
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Исследовательская практическая деятельность















Исследование №1
- Какой частью речи является НЕ?
-Это вы выясните самостоятельно, поработав в парах.
- Разгадайте кроссворд и узнаете название ещё одной части речи, о которой мы будем сегодня говорить.
Кроссворд “Про лес»
Найдите материалы исследования №1. (дети работают самостоятельно)
1)Какая птица весну открывает?
2)Рыжая плутовка?
3)Лесной красавец с ветвистыми рогами.
4)Какую птицу называют лесным доктором?
5)Дерево с красными плодами.
6)Какой зверек зимой белый, а летом серый?
7)Белоствольное дерево.
Какой же частью речи является НЕ? (частицей)
Вывод: НЕ – это частица (хором)
Исследование №2
Как частица НЕ пишется с глаголом? Это мы узнаем из учебника, с. 78. Откройте учебник. Прочитайте правило.
Давайте посмотрим фрагмент о том, почему частица не пишется раздельно с глаголами.
ВИДЕО.
Разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы, рассказывают правило. Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения, составляют предложения. Проводят исследования.













Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют задавать вопросы.










Физкультминутка

Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот.
Не качайтесь, не кружитесь,  Не тянитесь, не шагайте,  Не приседайте, не моргайте,  Не шепчите, и не спите.  А теперь все просыпайтесь  И за дело принимайтесь.

Выполняют упражнения


Личностные: осознают необходимость заботы о своем здоровье.


Закрепление материала



























Экологический опыт
Перед вами два текста. Выберите текст, который учит нас правильному поведению в лесу. Запишите этот текст. Вставьте пропущенные буквы.
1 вариант
Р_бята с громкими криками бегали по лесу. Они рвали цв_ты, л_вили бабочек, мяли тр_ву. После себя дети оставили много мусора.
2 вариант
Р_бята (не)бегали по лесу. Они (не)рвали цв_ты, (не)ловили бабочек. После себя дети (не)оставили много мусора. П_лянка осталась кр_сивой и чистой.
Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами, повторение правила правописания безударных гласных в словах.
Над словами 1 предложения напишите название частей речи.
Отрабатывая орфограмму, повторяют теорию; выполняют практические задания, пользуясь алгоритмом, комментируя полученный результат.








Продолжают самостоятельно закреплять орфограмму. Проводят самопроверку, участвуют в проверке индивидуальной работы.
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.


Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.

Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической точки зрения.









































Самостоятельная работа с последующей проверкой
Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.
Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц Вы зерна и крошек!
- Где уместно разместить такой текст?
- Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу).
- А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу).
В. А. Сухомлинский писал:
« К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, а может быть, и простая человечность».
Охрана природы – главная цель экологии. А что такое экология? Кто знает? Прочитаем определение в толковом словаре.
2017 год указом Президента РФ объявлен годом экологии.

-Вспомните и запишите по памяти глаголы с частицей НЕ, которые были использованы в стихотворении. Проверка.
-Как написали частицу НЕ с глаголами? (раздельно)
Научное задание
Работа по составлению предложения.
- Как же надо себя вести в лесу, ребята? Почему?
Запишите правила поведения в лесу.
( Не)разоряй птичьи гнезда.
(Не)обрывай в лесу паутину и (не)убивай пауков.
(Не)разоряй муравейники.
Составление предложения из слов:
Лес, ты, в нём, птиц, зверей, дом, гость, а, для, и.
Нахождение слов с безударными гласными, объяснение, подбор проверочных слов.
Обработка полученной информации








































Самостоятельно закрепляют орфограмму. Проводят взаимопроверку и оценивают правильность выполнения работы.










































Познавательные: закрепляют умения использовать полученные знания в практической деятельности.
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, оценивают работу своих одноклассников.

Коммуникативные: осуществляют совместную работу в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Рефлексия. Итог урока.
Наше путешествие подходит к концу. Я считаю, что оно прошло успешно. Мы прощаемся с Настасьей Петровной и возвращаемся домой. Какие же выводы мы сделаем после обработки научной информации, полученной в ходе путешествия?
Чему учились, работая на уроке? Выполнили ли цели, поставленные вначале урока?
Оцените свою работу на уроке
«Дерево роста»


Проверяют степень усвоения материала, оценивают себя и товарищей. Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние.
Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний.
Познавательные: закрепляют умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности, анализируя материал, приходят к умозаключениям, делают выводы.
Регулятивные: оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Домашнее задание
По выбору:
Упр. 136 с. 78 придумать на тему любой пословицы рассказ. Подготовиться его рассказать.
Придумать и записать несколько правил безопасного поведения дома, употребив частицы НЕ
Подобрать пословицы, в которых встречаются глаголы с частицей НЕ, и записать их в тетрадь.

Слушают объяснение, записывают задание, задают вопросы.
Личностные: осознают необходимость закрепления знаний.






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Смоленского района Смоленской области




Урок русского языка во 2 классе
по теме «Правописание частицы не с глаголами»
(УМК «Школа России»)

Составила и провела
учитель начальных классов
Духовская Е.Л.




2017 г.