Занятие по ознакомлению с окружающим миром Пришла весна, прилетели птицы (старшая группа)


Занятие по ознакомлению с окружающим миром
с использованием народных игр для детей старшей группы

Образовательные области: Познание, творчество.
Разделы: Экология, развитие речи.
Тема: "Пришла весна, прилетели птицы"
Цель: Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; продолжать знакомить со стихами русских поэтов о временах года; углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности; учить изображать птицу, опираясь на обобщенные представления о птицах, при росписи их фигурок из бумаги.
Словарная работа: зимующие, перелетные птицы, закличка.
Билингвальный компонент: ласточка – карлыгаш, грач - aзаK , скворец - KараторCай, жаворонок - бозторCай .

Этапы
деятельности
Действия воспитателя
Действия детей

Мотивационно-
побудительный
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи.  Пробирается медведь Сквозь лесной валежник,  Стали птицы песни петь,  И расцвел подснежник. (С. Маршак.)
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга.
Дети слушают стихотворение,
настраиваются на занятие.

Организационно-
поисковый
Воспитатель: Вот картинки, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите картинку о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.
А сейчас мы поговорим о птицах.
Каких птиц вы знаете?
Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
Найдите зимующих птиц на картинках и назовите их.
Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
Найдите перелетных птиц на картинках и назовите их.
Чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост)
Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)
У нас в гостях перелетные птицы. Чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки.
Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад – вперед по пашне скачет, А зовется птица - грач
Эту птицу всякий знает: На шесте ее дворец, Червяков птенцам таскает, Да трещит весь день - скворец.
Спереди шильце, Сзади вильце. Сверху – черное суконце, А снизу белое полотенце. ( ласточка)
Хоть и скромен с виду он: Пестренькие перья, маленький носок, Но имеет звонкий голосок. В поле он живет, Всю весну и лето песенки поет. (жаворонок)
Воспитатель: Чтобы птицы быстрее прилетели, люди издавна закликали птиц. Стряпали из теста жаворонушков, дети брали их в руки, выходили на улицу исполняли закличку, призывающую птиц, и съедали птичку из теста. Давайте и мы исполним закличку, чтобы птицы быстрее прилетели.
Жаворонушки, перелетушки,  (В кругу летим, машем руками)
Прилетите к нам! Гу!
Весну ясную, весну красную    (Разводим руки в разные стороны)  Принесите нам! Гу!
С сохою, с бороною,                  (Гул трактора)  И с лошадкой вороной!             (Цоконье копыт лошади)
С пряльцем и донцем,             (Показываем как прядем) 
С новым веретенцем!
Зима надоела,                          (Беремся за руки, идем по кругу вправо) Хлеб весь поела!
Ручки познобила,                          (Массаж рук) Скотину поморила!        (Беремся руками за     голову, качаем головой
Услышали нашу закличку птицы и приглашают поиграть в русскую народную игру: «Филин и пташки»
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь и др.
Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Воспитатель: Птицы перелетные, прилетели к нам, уселись на дерево. А где, какая птичка и не разберешь. Ребята, давайте раскрасим птичек. (Каждый ребенок выбирает птичку из бумаги и раскрашивает ее, затем сажает на дерево). Перед детьми висят образцы птиц. Дети работают под пение птиц. Воспитатель: Закончили!? Рассмотрим ваших птичек.
  Все ваши птички разные, но все они очень красивые!

Дети выбирают ту, на которой изображена весна, мотивируют свой выбор.
Дети находят изображения перелетных птиц на картинках и называют их.





Дети вспоминают общие признаки  и отличия птиц.








сравнивают отгадки с картинками, которые открывает воспитатель
























Дети повторяют слова игры и выполняют игровые действия.













Дети с удовольствием играют
























Дети и воспитатель рассматривают птиц, и высказывают свое мнение.


Рефлексивно –
корригирующий
-
«Ждет гостей высокий клен –
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша
Есть крылечко для певцов
В синем небе щебет слышен,
К нам летит семья скворцов»
Воспитатель: И мы с вами ждем прилета птиц и рады встречи с ними!

Дети выражают своё настроение и отношение
к занятию с помощью фишек настроения.




Ожидаемый результат:
Уметь определять и называть перелетных птиц.
Знать характерные особенности внешнего вида различных птиц.
Иметь представление о многообразии народных игр, стихов, закличек о птицах.