Технологическая карта по русскому языку на тему Правописание частицы НЕ с глаголами (3 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Царева Светлана Александровна
Предмет: русский язык
Класс:3
Авторы УМК: «Перспектива» Климанова Л. Ф. Русский язык.3класс.Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2ч.
Тип урока: Открытие новых знаний (продолжение)
Тема урока: Правописание частицы не с глаголами
Цели урока:
1.Расширить знания детей о служебных частях речи.
2.Познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами.
3. Выработать навык правильного письма частицы не с глаголами на основе алгоритма.
4.Развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами.
Оборудование: ИД SmartBoard, колонки, проектор, ноутбук, карточки с заданиями.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД Время
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: мотивировать к изучению темы. - Здравствуйте, ребята. Прозвенел уже звонок,Начинаем наш урок.
Проверка готовности к уроку. Коммуникативныеумения: взаимодействия с учителем. 2мин.
2.Актуализация знаний.
Цель:актуализировать знания о понятии «служебные части речи»; стимулировать эмоционально-ценностное отношение к поставленной проблеме. 1. Повторение знаний о самостоятельных и служебных частях речи.
- Вспомните части речи и заполните таблицу.(Приложение №1.) Расставьте части речи по своим местам.
- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных частей речи?
2. Словарная работа.
- Разгадайте кроссворд и узнаете название ещё одной служебной части речи, о которой мы будем сегодня говорить. (Приложение №2.)
- Какое слово получилось по вертикали? 1. Обучающиеся работают в группах, выбирают названную часть речи и закрепляют карточку на доску. Несколько обучающихся читают свои варианты ответов.
- Служебные части речи «обслуживают» самостоятельные части речи.
- Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков.
2. Обучающиеся работают в группах, разгадывают кроссворд.
- Получилось слово частица. Познавательные умения: определять части речии обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения: выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. 5мин.
3. Постановка учебной задачи.
Цель:определять роль частицы не перед глаголами в предложении и обосновывать своё мнение. - Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей, которая стоит рядом с глаголами в этих загадках. Отгадайте загадки.
- Возьмите карточки и подчеркните глаголы. (Приложение №3.)
- Какая частица стоит перед каждым глаголом?
- Какое значение придает частица НЕ глаголам?
- Как пишется частица НЕ с глаголами?
(Вывешивается на доску тема урока:Частица НЕ с глаголами.)
- Запишите глаголы, которые вы подчеркнули, вместе с частицей не.
(Детям раздаются карточки с таблицей.) (Приложение №4.)
- К концу урока вам нужно будет заполнить эту таблицу. Познакомьтесь с ней. Если можете, то уже сейчас отметьте то, что вам известно. Обучающиеся отгадывают загадки, подчеркивают глаголы с частицей НЕ.
- Перед каждым глаголом стоит частица НЕ.
- Частица НЕ придает словам отрицательное значение.
Обучающиеся высказывают своё мнение и обосновывают его.
Познавательные умения: определять случаи написания глагола с частицей НЕ и обосновывать свое мнение. 3мин.
4. Работа над новым материалом.
Цель: ввести правило написания частицы не с глаголами; писать глаголы с частицей не; познакомиться с глаголами-исключениями;выполнять учебное действие, используя правило. 1.Прослушивание анимации (3).
2. Упражнение на интерактивной доске.
-Прочитайте стихотворение В.Агафонова.
- Понаблюдайте, как частица не пишется с глаголами. Можете ли вы сформулировать правило?
- Спишите стихотворение, раскрывая скобки.(Приложение №5.)
3. Работа с глаголами-исключениями.
(На доске закреплены глаголы-исключения)(Приложение № 6.)
- Прочтите слова. Какие слова вам знакомы? Что они обозначают. Соедините стрелками слово и его лексическое значение.
- Почему эти глаголы написаны слитно с НЕ? (Потому что без НЕне употребляются.)
- В этих словах НЕ – это приставка.
- Эти слова пишутся сНЕ слитно.
ненавидеть
негодовать
неволить
недоумевать 1.Обучающиеся прослушивают анимацию. Отвечают на вопросы.
2. Обучающиеся формулируют правило правописания частицы НЕ с глаголами; списывают стихотворение, раскрывая скобки перед глаголами.
3. Обучающиеся работают в парах, соединяют стрелками слово и его лексическое значение. Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы.
Регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с правилом. 6 мин.
5. Физкультминутка.
- Крутим мельницу вперед,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперед и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперед.)
А потом назад прогнемся. (Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье. (Ходьба на месте.)
Поскакали, потянулись –
Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.) Обучающиеся выполняют задания. 1 мин.
6. Закрепление новых знаний.
Цель:рассказывать правило написания частицы не с глаголами; писать пословицы;в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины.
1. -Ребята, откройте учебники на с.88, упр.159.Прочитайте задание. Объясните смысл пословиц. Вставьте вместо точек частицу НЕ и запишите пословицы.
2. С.89, упр.160.Отгадайте загадки. Спишите, в скобках напишите отгадки. Обведите глаголы с частицей НЕ.
3.С.89, упр.161.
- Прочитайте плакаты-объявления. Исправьте допущенные ошибки и запишите предложения-объявления верно. Проверка нескольких работ и выставление оценок. 1.Обучающиеся выполняют задание с комментированием. 2.Работа в парах с взаимопроверкой.
3.Индивидуальная форма работы. Познавательные умения: определять случаи написания глагола с частицей НЕ и обосновывать свое мнение.
Коммуникативныеумения: в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины;адекватно взаимодействовать с партнёрами в рамках учебного диалога.
Регулятивныеумения: ориентироваться в разных способах выполнения задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. 15 мин.
7.Развитие речи. Творческое задание.
Цель: составлять и писать текст.
- Прослушайте текст, в котором есть глаголы с частицей НЕ. (Приложение № 7.)
- Можно ли этот текст назвать призывом? Где уместно разместить такой текст? Это призыв людей, которые любят природу.
- Объединитесь в группы, составьте небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей НЕ.
Учитель предлагает обучающимсятексты, посвящённые на разные темы.(Приложение № 8.)
Обучающиеся составляют небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей НЕ. Работа выполняется в группах. Зачитывают результат работы. Личностные умения: проявлять творческое отношение к написанию рассказа.
Познавательные умения: использовать приобретённые знания для выполнения задания.
Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать с партнёрами в рамках учебного диалога.
организовывать и направлять учебную деятельность младших школьников на восприятие, осознание, систематизацию знаний о глаголе;
создать условия для ознакомления обучающихся с орфограммой «Частица «не» с глаголами, с глаголами-исключениями»
побуждать обучающихся к активности при изучении нового материала;
создавать условия для развития речевой деятельности.
10 мин.
8. Рефлексия
-Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Я научился…
Я понял…
Было интересно… Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, высказывают своё мнение. Личностные умения: оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности 2 мин.
9. Задание на дом.
С. 89, упр. 162 или используя слова из упр.161 составить и записать плакаты-объявления о правилах поведения в школе(используя глаголы с частицей НЕ). Записывают задание в дневники. 1 мин.
Приложение №1.
Карточки со словами у команд:
побежал дорожка весенняя и
прилетели солнце синяяа
запели лес снежная она
зашумели подружка нежная мы
проскакал птицы главная да
Части речи
Самостоятельные Служебные
имя существительное имя прилагательное глагол местоимение предлоги
        союзы
        ?
Приложение №2.
Кроссворд «Про школу»
1) Обучающийся в школе. (Ученик)
2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. (Пенал)
3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. (Экскурсия)
4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь)
5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. (Учитель.)
6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец)
7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. (Карандаш)

- Какое слово получилось по вертикали? (Частица).
Приложение №3.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Из какого ковша не пьют, не едят, а только в него глядят? (Большая Медведица)
Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
Приложение №4.
Что такое не? Частица
К какой части речи относится это слово? Служебная
Когда оно употребляется в речи? Отрицание
Запрет
Как пишется не с глаголами? Раздельно
Исключения Слитно
ненавидеть
негодовать
неволить
недоумевать
Приложение №5.
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо…
Частица «не» - красавица,
Но как она ленива!
Она (не)ходит, (не)сидит,
(Не)шьёт, (не)жнёт
И (не)кипит,
Книг (не)читает, (не)поёт,
Другим работать (не)даёт.
Глагол же, не любя безделье,
С частицей пишется раздельно!
Приложение №6.
Недоумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.
Негодовать – это значит сомневаться, удивляться.
Неистовствовать – это значит находиться в болезненном состоянии.
Неволить – это значит находиться в состоянии нездоровья.
Недомогать – это значит злиться, беситься.
Нездоровится – это значит выражать неудовольствие.
Приложение №7.
Не дразните собак,Не гоняйте кошек,Не жалейте для птицВы зерна и крошек!
Приложение №8.
Тексты посвящены разным темам:
1 группа будет говорить о правилах поведения в лесу.
2 группа - о правилах поведения в столовой.
3 группа - о правилах пользования книгой.4 группа – о правилах поведения на уроках
5 группа – об отношении к малышам