Технологическая карта урока по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами


1. Общая часть
Предмет Русский язык Класс 4
Тип урока Открытие новых знаний (урок-исследование)
Тема урока «Правописание частицы не с глаголами»
Учитель начальных классов
МБОУ «Урсалинская СОШ» МамаковаФизанияАтласовнаПланируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
-создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;
-на приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации;
-на умение разрешать поставленные проблемы. П. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Умение осуществлять информационный поиск.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
К. Умение формулировать познавательные цели, найти информацию, моделировать, провести анализ информации, обобщить в виде правила.
Р. Умение ставить учебные задачи, проводить контроль, учиться осознавать качество и уровень усвоения материала, найти ошибки в решении Устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала, сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнера, учатся учитывать позицию собеседника
Цель урока Расширение знаний детей о служебных частях речи;
Знакомство с правописанием отрицательной частицей НЕ и с глаголами.
Основные понятия, изучаемые на уроке Исследование, исследователь, служебные части речи, самостоятельные части речи, частица, глагол.
Средства ИКТ, используемые на уроке Мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный фрагмент, презентация к уроку, индивидуальные карточки с инструкциями
Ресурсы Учебник русского языка 4 класса под редакцией С.В. Иванова.
Время Технология проведения
Предметные УУД Деятельность учителя Деятельность
учеников
(форма) Образовательные результаты
3 мин
I. Мотивация к учебной
деятельности Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Эмоциональный настрой на урок
(стоим в кругу у доски)
Здравствуйте! Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь друг другу и вперед к новым открытиям.
В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.
Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Прокомментируйте. Подготовка класса к работе.
Запись даты с объяснением
орфограмм.
Ученик комментирует Предметные:
Знать правописание числительных.
3мин II. Самоопределения к деятельности.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- В роли кого вы хотите видеть себя на уроке?
-Какую роль предлагаете выполнять мне? (консультант)
- А я предлагаю вам побыть в роли исследователей.
А вы знаете, что значит быть исследователем?
Мы сегодня на уроке будем исследователями. Кто такие исследователи?
Какими качествами личности должен обладать исследователь?
Что можно исследовать? А на уроке русского языка?
Ну что ж, уважаемые исследователи, прошу вас занять ваши рабочие места.
Ответы детей
(на доске карточки: контролер, исследователь, консультант, путешественник)
Отвечают на вопросы учителя.
Личностные:
Самоопределение к деятельности.
Коммуникативные:
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
уметь оформлять свои мысли в устной форме.
6мин III.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Звучит музыкальный фрагмент «Дружба крепкая не сломается Организует актуализацию знаний учащихся необходимых для «открытия нового знания».
Слайд 2.
- Какую часть речи вы изучали на протяжении нескольких уроков?
(Глагол)
- Что же будет являться объектом исследования?
(Слайд - глагол)
- Вы выполняли проектную работу в группах и составляли «Портрет глагола».
- Давайте посмотрим, какие портреты у вас получились.
Защита проектов на тему «Портрет Глагола»
- А как вы думаете, данный портрет закончен? Можно ли его дополнить какими-либо новыми данными?
- Глагол - самая живая и яркая часть речи. Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.
Слайд3
- Знаете ли вы, что….
По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов
- Послушайте музыкальный фрагмент, и постарайтесь запомнить глаголы, которые в нем встретятся.
- Пожалуйста, назовите глаголы.
- Чем они интересны?
(начинаются с не, все отрицательные)
- Что будет объектом нашего исследования? (слайд Тема)
(не с глаголом, написание не с глаголом)
Часто они встречаются в нашей речи?
-Что нам известно о правописании таких глаголов? Выполняют задания, подводящие к «открытию новых знаний» (фронтальная).
Мы изучали часть речи глагол
НЕ сломается
Не расклеится
Не бросит
Не спросит
Не разлить
Не с глаголом, написание не с глаголом
Глаголы в нашей речи встречаются довольно часто Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Уметь определять части речи и дифференцировать их на группы по признакам
2мин IV. Постановка учебной задачи Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Ставят цели, формулируют тему урока (фронтальная) Уметь формулировать тему урока.
Цель: обсуждение затруднений, определение цели работы в виде темы урока. Слайд 4
Я знаю:
Я, не согласен, не всегда не с глаголами пишется раздельно, например, глагол «ненавижу» пишется слитно.
Какова цель нашего исследования?
Я хочу узнать:
-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться мыслить. Наши исследования мы проведем в группах. Предлагаю создать группы теоретиков, практиков и ученых.
. Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
5мин V. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: решение устной задачи, обсуждение её решения, составление модели правила.
Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.
- Вспомним правила работы в группах.
(слайд Правила работы в группах)
- Каждая группа получает «Журнал исследований», где записано задание и дана инструкция.
- На работу дается 5 минут.
Организует практическую работу по проверке гипотезы исследования.
1. «Журнал исследований группы №1» (теоретики)
Задание для исследования:
1. Вам необходимо ответить на вопросы:
1) Какой частью речи является НЕ?
2) Как пишется НЕ с глаголами?
План:
1. Откройте учебник на станице 91-92.
2. Прочитайте правило.
3. Сделайте вывод.
2. «Журнал исследований группы №2» (практики)
Задания для исследования:
Вам необходимо ответить на вопрос: Какое значение имеет НЕ?
План:
Проанализируйте правила питания «Правила питания»
Перед едой не мой руки. Фрукты и овощи надо хорошо мыть. Торопись. Ешь большими кусками. Во время еды разговаривай и чавкай. Переедай. Ешь в меру.
Согласны ли вы с этими правилами?
Исправьте правила так, чтобы они стали верными.
Сделайте вывод о значении НЕ (отрицание, утверждение).
3. «Журнал исследований группы №3» (ученые)
Задание для исследования: Всегда ли глаголы пишутся с НЕ раздельно?
План:
1.Прочитайте внимательно текст.
2.Обратите внимание на написание выделенных глаголов.
3. Попробуйте произнести эти слова без НЕ.
4.Сделайте вывод.
5. Объясните смысл пословиц.
Потчевать велено, а неволить грех.
Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
Составляют план достижения цели и определяют средства (фронтальная).
Проговаривают этапы работы над исследованием.
Ставят цель, определяют задачи и гипотезы исследования.
Делают вывод о написании частицы НЕ с глаголами.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные:контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.
3мин VI. Проверка гипотез детей.
Цель: проговаривание нового знания, организация работы
- Как только группа закончит работать, всех прошу занять свои места.
- Прошу ответственных групп доложить о результатах исследований.
У кого есть дополнения?
- Молодцы! Всем спасибо за работу. Отчеты групп.
Ответственные каждой группы докладывают о результатах исследований
Ребята из других групп внимательно слушают и дают оценку работе группы (цветные веера) Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.
6 мин VII. Первичное закрепление во внешней речи.
- Подведем итоги наших исследований.
Работа с учебником. Самостоятельное чтение правила на стр. 92.
(Слайд - правило)
Частица НЕ - служебная часть речи,
пишется с глаголами раздельно.
Если глагол не употребляется безне, то пишется слитно. Это глаголы исключения.
Работа с правилом:
- Прочитайте, пожалуйста, это правило. (1 ученик).
- Повторите самостоятельно.
Уметь распознавать слитное и раздельное написание частицы НЕ с глаголами.
Знать правописание словарных слов: неволить,
негодовать, ненавидеть и т.д.
Уметь пользоваться толковым словарем.
Личностные : формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)
Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
5мин VIII. Закрепление материала.
Физкультминутка под музыкальное сопровождение
Взаимопроверка (ответы на слайде)
Учебник на странице 93,упражнение № 3.
- Выпишите глаголы сне.
- Проверяем по цепочке. Оцените свою работу. (Цветные веера.)
Работа в парах (карточки с заданием)
Раскройте скобки и в тетради запишите глаголы в 2 группы:
(не)было, (не)радоваться, (не)хотел, (не)навидел, (не)знал, (не)любил, (не)умею, (не)стыдно, (не)учиться, (не)волить, (не)спрашивать, (не)говори, (не)здоровиться. Отвечают на вопросы учителя.
Знакомятся с заданием. Задают вопросы учителю по выполнению задания.
Записывают домашнее задание в дневник. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: объективно оценивать себя.
Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.8мин IX. Включение в систему знаний и повторение.
А)- А сейчас каждый из вас поработает в роли учителя и проверит работу ученика, который тоже учился писать частицу НЕ с глаголами.
(на партах карточки с заданием, а на доске слайд с «Ловушками»)
Кто неработает, тот не ест. Правда в огне не горит и в воде нетонет. Не домогать- не значит болеть. Каши маслом не испортишь.
Личностные:формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)
Познавательные:умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные:объективно оценивать себя и других.
2 мин X.Домашнее задание
Цель: определение задания на самостоятельное выполнение дома. Б) Творческая работа.
- Составьте и запишите, пожалуйста, в тетрадь
«Правила поведения в школе» (3) «Правила поведения на уроке»
опаздывать в школу,
разговаривать на уроке,
мешать соседу по парте,
рисовать на партах (стуле) Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: объективно оценивать себя.
Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.2мин XI.Рефлексия деятельности
Цель: организация осознания учащимися своей учебной деятельности и самооценки результатов деятельности своей и всего класса.
-Достигли мы цели, поставленной в начале урока? (вернуться к таблице:Я знаю; Я хочу узнать)
1. Весь урок у меня было … настроение
- хорошее             - печальное ….
2. Задания на уроке были:
-интересными
- необычными
- скучными
3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною.
4. Мне больше всего понравилось на уроке:
- Спасибо за работу! Урок окончен!
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, поняли, умеют, смогли и т.д. Регулятивные:оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.