КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у бабушки Федоры» (вводное в лексическую тему «Посуда», старшая группа)



Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №46 « Малышок»
КОНСПЕКТ
занятия по ознакомлению с окружающим миром
«В гостях у бабушки Федоры»
(вводное в лексическую тему «Посуда»,старшая группа)
Разработала:
Юдина В. М.
г. Саров, 2013г.
ЦЕЛЬ: Уточнить и обогатить знания детей о посуде.
ЗАДАЧИ: Закрепить знания детей о посуде: её свойствах, качествах, назначении
Расширить и активизировать словарный запас по данной теме, ввести новые относительные прилагательные ( стеклянная, деревянная, фарфоровая, металлическая, пластмассовая)
Учить детей словообразованию новых существительных( хлеб-хлебница, сахар-сахарница, конфета-конфетница)
Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение через выделение основных частей посуды, её классификацию по способу назначения ( чайная, кухонная, столовая)
Развивать фразовую, грамматически правильную речь в процессе диалога и в построении развёрнутых высказываний.
Развивать слуховое восприятие, внимание.
Воспитывать бережное отношение к посуде, чувство сопереживания и помощи.
Материал:
1.Набор картинок, изображающих предметы посуды без каких-либо частей, посуда кухонная, чайная, столовая, хлебница, сахарница, конфетница, красиво оформленная коробка с посудой (подарок), плоскостное изображение деревенского дома.
Предварительная работа:
1.Чтение сказки Чуковского К.И. «Федорино горе»
2. Внесение новой посуды в бытовой уголок.
3. Закрепление названия посуды во время завтрака, обеда, полдника, ужина

Методы и приёмы Содержание
I.Мотивация.
Создание проблемной ситуации
Получение письма от бабушки Федоры.
Вопросы.
II. Усвоение новых знаний.
Встреча с бабушкой (куклой)
Чтение отрывка стих-яД/ игра «Что изменилось?», называние предмета, вычленение и называние его частей, употребление родит. падежа существительных в ед. числея6разбился чайник, у него нет носика
Закрепление названий предметов посуды
Словообразование
Вопросы .Чтение отрывка
Д/игра «Собери посуду»,
Классификация по назначению.
Создание игровой ситуации «как будто».
Д/игра «Закончи предложение», на употребление глаголов.
Вопросы на словообразование.
Операции анализа и синтеза.
Д/игра « Какой предмет?»( по материалу)
Д/ игра «Узнай по звуку».
Создание проблемной ситуации.
Игра «Хорошо – плохо».( с экспериментированием)
III. Итог занятия. Дети находятся в раздевальной комнате.
Вос-ль сообщает, что в группу пришло письмо от бабушки Федоры с приглашением на день рождения. (читает письмо)
- Что можно подарить бабушке Федоре на день рождения? (показывает красиво оформленную коробку с посудой).
Восль обращает внимание на необычные звуки за дверью (дверь оформлена под деревенский дом)
- На что похож этлт заук?
- Как вы думаете, что могло случиться у бабушки Федоры?
Предлагает войти в дом бабушки Федоры (в группу)
Занятие проходит в кукольном уголке.
Бабушка Федора рассказывает о своей беде (чтение отрывка из произв. Чуковского «Федорино горе» « Ой вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои….»
Вос-ль поясняет, что слышали звук убегающей и разбивающейся посуды.
Бабушка Федора обращает внимание на развитую посуду (картинки с изображениемпосуды без каких-либо частей)
Вос-ль поясняет, что слышали звук убегающей и разбивающейся посуды.
Бабушка Федора обращает внимание на разбитую посуду ( картинки с изображением посуды без каких-либо частей)
Игра.
Воспитатель предлагает спросить у б.Федоры, какая ещё посуда у неё была.
- У тебя была сковорода? И др.
- Почему убежала посуда от б. Федоры? Значит, какая она была? (Б.Федора посуду запылила, какая она стала? (запыленная) закоптила? (закопчённая), разбила (разбита).- Что было бы, если бы б.Федора бережно относилась к посуде берегла её, заботилась о ней?
- Как вы обращаетесь с посудой?
« Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать…»
Вос-ль побуждает детей помочь б. Федоре вернуть посуду домой ( посуда разложена в разных месах группы).
- Мальчики будут собирать посуду, которая нужна на кухне. Как она называется?
- Девочки соберут посуду, которая нужна для чая. Как она называется?
- Мы с б. Федорой будем собирать посуду, которой пользуются в столовой ( из которой едим). Как она называется?
По ходу игры вос-ль уточняет: что ты взял? Что ты должен собирать? Почему ты думаешь, что ложка – это столовая посуда? И т.д.
Даёт оценку выполнения задания.
Предлагает поставить посуду: чайную на стол; столовую в буфет ( объясняет значение слова); кухонную на плиту.
_ Как будто вымыла посуду, как будто готовит обед (Федора).
- Бабушка Федора в сковороде что делает? (жарит)
- Б.Федора в кастрюле что делает? (варит)
- Б, Федора в чайнике……………..? (кипятит)
- Во что положит б. Федора сахар?
- Во что положит Б. Федора хлеб?
- Во что положит б. Федора конфеты?
Воспитатель привлекает внимание к принесённому подарку: нахождение общего признака (из неё можно пить), различия ( детали, цвет, материал)
- Стакан сделан из стекла. Какой он?
- Кружка сделана из пластмассы……..
- Кружка сделана из металла?......- …………………………из дерева……………..
- …………………………из фарфора ……….- объясняет значение слова «Фарфор».
Вос-ль сообщает, что посуда, сделанная из разного материала, по-разному звучит ( даёт образец звуков) .- Почему б. Федора выбрала стакан? (красивый, прозрачный, лёгкий)
- А я говорю, что стеклянный стакан – это плохо. Чем? ( разобьётся, хрупкий) .Предлагает проверить, удобно ли пользоваться стеклянным стаканом, если в него налить горячий чай.
- Чем хорош металлический стакан? (не разобьётся, прочный). Чем плох? (нагревается, обжигает руки).
- Чем удобен деревянный стакан? ( красивый, не обжигает руки)
- почему лопнул деревянный стакан? ( демонстрация деревянного стакана с трещиной). Вос-ль объясняет, что дер. стакан может треснуть, если в него часто наливать горячую воду.
- Б.Федоре понравится пластмассовая кружка? Чем? (лёгкая, не разобьётся)
Вос-ль рассказывает о свойствах фарфоровой чашки, проводит эксперимент.
Бабушка Федора благодарит детей за помощь и подарок.
Приглашает на чай после сна.