Пути развития и совершенствования координации движения и пространственной ориентировки средствами гимнастики у лётного состава морской авиации.


Пути развития и совершенствования координации движения и пространственной ориентировки средствами гимнастики у лётного состава морской авиации.
Кулинич И. В
Резюме. В статье рассмотрены отдельные качества координация движений и пространственная ориентировка для лётчиков морской авиации с помощью гимнастических упражнений.
Ключевые слова: координация движений и пространственная ориентировка.
ВВЕДЕНИЕ
Важное значение для ВМФ имеет морская авиация, которая предназначена для уничтожения надводных кораблей в море и на базах, поиска и уничтожения подводных лодок, постановки или траления минных заграждений, обеспечения высадки десантов, содействия сухопутным войскам на приморских направлениях, ведения воздушной разведки, выдачи целеуказаний в интересах применения оружия силами флота, проведения поисково-спасательных, транспортных и других операций.
При управлении современными летательными средствами предъявляют новые требования к интеллектуальным и психическим качествам лётчиков. Лётчики должны не только иметь высокий уровень развития перечисленных качеств, но и обладать большими резервами здоровья, позволяющими обеспечивать высокое качество военно-профессиональной деятельности.
Подготовка к действию лётчиков в особых условиях ведётся в специальных центрах выживания лётного состава. Боевое выживание для них планируется и проводится в районе глухих и труднопроходимых местах, проходят тренировки в открытом бассейне, отрабатываются мероприятия с плавательными средствами.
Владеть современной техникой может только волевой и физически разносторонне подготовленный лётчик. Сильный, здоровый, хорошо натренированный лётчик более успешно переносит многократные перегрузки, возникающие в скоростном полёте, в сложных условиях воздушной обстановки сохраняет быстроту реакции, точность в пилотировании, высокую работоспособность.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Под координацией движения следует понимать целесообразное согласование различных элементов двигательного акта во времени, пространстве и динамике. Высокая двигательная координация предполагает сложность и точность движений, характеризуется воспроизведением заданного направления и амплитуды, соразмерность усилий различных групп мышц, а также необходимую плавность или быстроту движений. Координация движений лежит в основе такого важного качества, как ловкость. В лётной работе исключительную роль играет также пространственная ориентировка, о совершенстве которой можно судить по способности лётчика точно и быстро определять положение самолёта относительно трёх координат земной поверхности и правильно анализировать ускорения, связанные с изменением направления полёта по какой –либо оси (продольной, поперечной или вертикальной). Лётчик постоянно контролирует положение самолёта относительно горизонта: крен, планирование, набор высоты, скольжения.
Все органы чувств передают сведения о положении тела человека в мозг, в котором на основании анализа поступающей информации создается своя картина ориентировки и движения человека в окружающей среде и даются "команды" организму на поддержание нужного положения, иногда зрение не может дать непосредственную информацию летчику о его пространственном положении, например, при полете в облаках, ночью и в стратосфере при отсутствии видимости естественного горизонта, то есть когда пилотирование осуществляется по приборам, а по зрительному каналу поступает информация, не указывающая на пространственное положение, а требующая дополнительного анализа. В этом случае зрение утрачивает свою главенствующую роль и мозг в большей степени полагается на другие органы чувств, в основном на вестибулярный аппарат. При несоответствии между информацией, приходящей по зрительному каналу от приборов, и той, которая поступает от вестибулярного аппарата, возникает так называемый "сенсорный конфликт", в мозгу решается сложнейшая задача сопоставления и анализа информации и определения реального пространственного положения. А у летчика на это, к сожалению, иногда бывает очень мало времени.
При нарушении зрения в результате ослепления, возникновении "серой пелены" вследствие больших перегрузок и по другим причинам вестибулярный аппарат становится главным источником информации.
К наиболее характерным иллюзиям, возникающим у лётного состав, можно отнести вестибулярные иллюзии. Они могут возникать под воздействием положительного или отрицательного ускорения и вращения. Иллюзии от сил ускорения возникают тогда, когда вестибулярный аппарат чувствует линейное ускорение. В результате чего у летчика возникает иллюзия изменения угла кабрирования самолета.
Такие иллюзии особенно опасны при резких ускорениях в условиях плохой видимости и непосредственной близости к земле или, когда пилотирование самолета ведется визуально с переходом к пилотированию по приборам, например, на взлете ночью и в сложных метеоусловиях.
Зрительные иллюзии. Одна из таких иллюзий может возникнуть при полете под верхними слоями облаков, через которые просвечивает солнце. Такой свет летчик иногда воспринимает как "верх", поскольку там находится солнце, и накреняет самолет в соответствии с новой вертикалью. При этом он забывает о том, что солнце всегда находится под каким-то углом к вертикали, за исключением экваториальных областей.
Известны оптические иллюзии, когда летчик принимает огни на земле за звезды или же отражающееся ночью в тихую спокойную безоблачную погоду звездное небо в океане за настоящее небо. Иногда за звезды летчиком принимались огни находящихся в океане судов.
Иногда зрительные иллюзии могут вызывать отражающиеся от облаков мерцающие огни проблесковых маяков самолетов, тени от вращающихся лопастей вертолета, падающие на кабину экипажа, и другие циклические раздражители. Летчику может показаться, что самолет движется в противоположном направлении, а мерцание вызывает легкое головокружение и даже тошноту. [Зарубежное военное обозрение №2 1990 С. Потеря лётчиком пространственной ориентировки. Автор: Полковник Ю. Павленко]
Для тренировки координации движений и пространственной ориентировки большое значение имеют занятия такими видами спорта как гимнастика и акробатика. Для развития и совершенствования этих качеств на занятиях применяются различные на согласование движения рук и ног, упражнения в движении, на месте, в парах, которые проводятся в подготовительной части занятия. На снарядах в акробатике, в передвижении по узкой опоре, проводятся в основной части занятия.
Упражнения в ходьбе:
1. На каждый шаг движения руками, 1-левая рука в сторону; 2-правая рука в сторону; 3-левая рука вверх; 4-правая рука в верх; 5-левая рука в сторону; 6-правая рука в сторону; 7-левая рука вниз; 8-правая рука вниз.
2. И.П.-руки вытянуты вперёд ладонями внутрь, 1- шаг левой ногой, отвести правую руку в сторону; 2-шаг правой ногой, отвести левую руку в сторону; 3-шаг левой ногой, правую руку вперёд; 4-шаг правой ногой левую руку вперёд.
Упражнения на месте:
1.И.П. стойка на носках руки в стороны (удерживать положение на носках 15-30с.)
И.П. стойка на носках руки в стороны с закрытыми глазами (удерживать положение на носках15-30с.)
И.П. стойка на носках руки вниз.
И.П. стойка на носках руки в стороны, запрокинуть голову назад (удерживать положение на носках15-30с.), с закрытыми глазами.
И.П. стойка на носках руки на пояс, поднять голову вверх, опустить вниз на грудь, выполнить 10 раз, выполнить с закрытыми глазами.
И.П. стойка на носках руки на пояс, выполнить наклоны туловища вперёд (10 раз), выполнить с закрытыми глазами.
И.П. стойка на одной ноге, вторая нога согнута в коленном суставе под прямым углом, руки в стороны, (удерживать положение 15-30с.), выполнить с закрытыми глазами.
И.П. левая нога впереди, носок правой ноги касается левой пятки, руки в стороны, по команде принять положение на носках, (удерживать положение 15-30с.), также с закрытыми глазами, затем поменять положение ног.
И.П. левая нога впереди, носок правой ноги касается левой пятки, руки на поясе, выполнить наклоны туловищем в левую и правую сторону (по 5 наклонов в каждую сторону), начиная медленно, затем увеличивая скорость, также с закрытыми глазами, затем поменять положение ног.
Упражнения в прыжках:
1.И.П. строевая стойка, 1-прыжком ноги врозь, руки к плечам, 2-прыжком ноги вместе, руки вверх, ладони внутрь, 3-прыжком ноги врозь руки к плечам, 4-строевая стойка.
2. И.П. ноги врозь, руки на поясе, 1-прыжок на 180, 2- И.П.
3.И.П. встать ногами на линию, выполнить прыжок с поворотом на 360 с приземлением на линию в доскок.
Упражнения в основной части занятия, это упражнения из НФП-2009 на перекладине (соскок махом назад на перекладине), на брусьях (соскок махом вперёд на брусьях), упражнения в прыжках (ноги врозь через козла в длину, через коня в длину, прыжок согнув ноги через коня в ширину), различные акробатические упражнения, передвижения по узкой опоре, упражнения на подвижном гимнастическом колесе.Важно на занятии использовать новые упражнения, усложнять постепенно изученные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, используя вышеперечисленные упражнения и систематически занимаясь, можно существенно снизить риск потери ориентации лётчиком в пространстве и повысить координацию движений.
ЛИТЕРАТУРА
1.А. А. Горелов Основы специальной физической подготовки лётного состава. / под ред. профессора В. Л. Марищука, Санкт-Петербург 1993г. С.76.
2.Зарубежное военное обозрение №2 1990 С. Потеря лётчиком пространственной ориентировки. Автор: Полковник Ю. Павленко
3.В. Т. Вощенко, В. Л. Марищука, Д. Н.тайкина и др. Теоретические основы личного состава ВВС М.,1976г.
4. Актуальные вопросы современной гимнастики / под общей редакцией профессора А. Н. Кислого, доцента В. А. Ложкина, / с. Развитие устойчивости к перегрузкам и укачиванию у лётного состава средствами гимнастики. (И. И. Варжаленко, А. Л. Старовойтов, А. А. Горелов).