Обобщение опыта Роль ансамбля в формировании и развитии исполнительских навыков у учащихся


Обобщение педагогического опыта
Тема: «Роль ансамбля в формировании и развитии исполнительских навыков у учащихся»
Родина Елена Валерьевна
Преподаватель по классу баяна
Высшая квалификационная категория
Уважаемые педагоги, многие из нас являются учителями одного из ярких и образных видов искусства – музыки. Совершенно не важно, на каком инструменте мы учим детей играть, главное, чтобы встреча учащегося с музыкой приносило ему радость. Цель нашей работы, чтобы наши ученики бережно пронесли эту радость через всю свою жизнь, не растеряв веру в прекрасное, и стали культурными, эрудированными и одухотворёнными людьми.
В.А.Сухомлинский говорил: «То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего, должно быть интересным». 1Добиться интереса учащихся к занятиям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, содержательными, наполненными образными сравнениями, примерами. Цель педагога на первоначальном этапе обучения - заинтересовать учащегося, привить ему любовь к инструменту. Уже с первых шагов обучения необходимо планомерно организовывать учебный процесс с целью формирования и развития исполнительских навыков. В традиционных формах и методах работы педагог уделяет большое внимание работе над техническим материалом и музыкальным произведением, которая поглощает 100% учебного времени и вытесняет не менее эффективные формы в плане развивающего обучения. К таким средствам следует отнести ансамблевое музицирование. Образное содержание учебного материала требует применения различных артикуляционных средств, проработка которых скучна и монотонна. Для того, чтобы разнообразить занятия, вызвать интерес ребёнка к исполняемому произведению и применяется коллективная форма музицирования.
На первых порах это дуэт педагога и учащегося. Ощущая поддержку педагога, юный исполнитель охотно вливается в процесс совместного музицирования, шаг за шагом приходит к осознанию своей равноправной роли в ансамбле и полноценному восприятию художественного образа исполняемого произведения. Очень ценные рекомендации для работы в ансамбле дал Владимир Ушенин в книге «Школа ансамблевого музицирования баянистов-аккордеонистов», в которой было отмечено, что совместное музицирование «позволяет инструменталисту ощутить подлинную радость личного и музыкально – творческого общения»2 т. е. способствует более полному развитию юного музыканта. При обучении баянистов нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся. В последнее время на отделение баяна и аккордеона принимают учащихся в возрасте 7-8 лет. Для таких детей выпускают соответствующие инструменты и литературу, содержащую методические рекомендации и музыкальные произведения с ярким образным содержанием. В своей работе я часто использую сборники Р.Бажилина «Учимся играть на аккордеоне»3, Г. Бойцовой «Юный аккордеонист»4 части 1, 2.,«Азбука баяниста»5 Крыловой, Простейшие пьески-дуэтики в этих сборниках богаты ярким образным содержанием, сопровождаются стихами, скороговорками, картинками. Такие программные произведения помогают ученику глубже проникнуть в образ исполняемого произведения, а в игре с педагогом простые пьески превращаются в яркие музыкальные зарисовки.
Кроме решения практических задач начального периода, у ребёнка уже есть возможность участвовать в исполнении «настоящей» музыки и почувствовать себя маленьким артистом. За один урок можно разучить несколько ансамблей, тем самым расширить познавательный репертуар. В первые несколько уроков работа может быть построена следующим образом. Когда ребенок хорошо усвоит пьеску на слух, т. е. послушает игру педагога, поговорит о характере музыки, потопает – похлопает ритм, споет со словами и с нотками, можно сыграть и выучить свою партию. Затем попробовать сыграть с педагогом. Пьеска непременно должна быть легкой, и у малыша она должна получиться сразу. Поэтому, если песенка еще не усвоена без инструмента, лучше не торопиться с исполнением. Маленькие исполнители должны испытать самые положительные эмоции от своей игры. Обычно при первом исполнении пьесы дети улыбаются, им явно нравится играть на инструменте и в ансамбле с педагогом. Причем дети уже начинают распределять свое внимание между контролем за игровыми движениями и слуховым контролем, желанием услышать, что же получится при совместном исполнении. В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: “солирования” - когда нужно ярче выявить свою партию, и “аккомпанирования” - умения отойти на второй план ради единого целого.
Применение на начальном этапе обучения образно-игровой деятельности позволяет рутинный процесс учебно-познавательной деятельности насытить ярким эмоциональным содержанием и тем самым вызвать интерес к продолжению музыкального образования.
Для технического роста учащихся большое значение играет работа над гаммами, упражнениями и этюдами, которые для учащихся в большинстве случаев скучны и однообразны. Поэтому на начальном этапе обучения при разучивании гамм я применяю гармоническое сопровождение в различных ритмических фигурациях, которое развивает не только гармонический слух, но и метроритмический пульс, а также насыщает игру гамм новыми тембровыми окрасками.
Большое значение для развития практических и исполнительских навыков имеет чтение с листа. Это – необходимый раздел комплексной программы обучения. Владение этим навыком помогает лучше ориентироваться в нотном тексте на обеих клавиатурах баяна и аккордеона, развивает внимательность, сосредоточенность, облегчает разучивание пьес для концертного исполнения. Хорошо развитый навык чтения с листа поможет вызвать у ученика интерес к игре по нотам, стремление к познанию нового музыкального материала, что будет полезно как будущему профессионалу, так и любителю. Важный момент, способный превратить технологическую задачу чтения с листа в увлекательное музицирование, – это игра в ансамбле ученика и преподавателя. Педагог может обогатить исполнение учеником несложной мелодии гармоническим сопровождением, тембральными красками, подголосками, ритмическим разнообразием. Совместная игра с преподавателем развивает у ученика способность эмоционального сопереживания, чувство ритма, динамического мышления. Такие гармонизации составляют основу сборника Г.Стативкина «Игра в ансамбле»6 и пользуются большой популярностью у педагогов баянистов и аккордеонистов.
Особенно велика роль ансамбля в учебном процессе, как предмета, который способствует творческому развитию музыканта. Ансамблевое творчество расширяет исполнительские возможности музыкантов, делая доступным исполнение сложных произведений, тем самым расширяя и обогащая музыкальный кругозор исполнителя, повышает эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, способствует развитию сольного исполнительства и самое главное - даёт возможность реализоваться даже самому слабому учащемуся, способствуя его активному участию в концертной деятельности. Ученик, имеющий опыт ансамблевого музицирования, активно знакомится с новыми произведениями, быстро и качественно их разучивает, тем самым пополняет свой репертуар, овладевая различными музыкальными стилями.
Многие учащиеся за все годы обучения в школе, по причине недостатка игровых навыков, музыкальности, технических данных, работоспособности, психологической неустойчивости и других причин, не имеют возможности выступать как солисты в школьных концертах. Не редки и другие случаи, когда общее развитие учащихся опережает их исполнительские возможности. Это не удовлетворяет учащихся, и, в свою очередь, приводит к потере интереса в занятиях. Игра же в ансамблях и оркестре делает учащихся разной подвинутости равноправными исполнителями и, независимо от степени трудности партий, даёт возможность выступления на самых ответственных концертах, стимулируя тем самым учебный процесс, способствуя успехам в занятиях. Именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.
Ансамблевая игра рождает дух соревнования, благоприятствует развитию творческих способностей и технических навыков обучающихся, вырабатывает дисциплину и чувство ответственности. Немаловажным оказывается и то, что более сильный партнёр способен оказывать художественное воздействие на менее подвинутого, стимулируя его музыкальный и технический прогресс. В моей педагогической практике я к более сильным учащимся (например, уч-ся 4 класса) подсаживаю уч-ся 3 класса, которые ещё не достигли их уровня. Партии разучиваемого произведения распределяю по техническим возможностям каждого учащегося, поэтому постоянно приходится переделывать существующие партитуры для своего состава или писать новые.
Любой учебный детский коллектив музыкальной школы является исполнительским коллективом, объединенным творческими целями и задачами. Игра в коллективе воспитывает чувство ответственности, организованности, товарищества и очень важен заключительный этап работы над музыкальным произведением – это концертное выступление, а ещё серьёзнее и ответственное – конкурс. Такие выступления - это подведение итогов, праздник, пришедший на смену кропотливой репетиционной работе. Концертное выступление активизирует сплочение коллектива, повышает уровень музыкально-эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры.
Публичные выступления имеют огромное значение для развития исполнительских навыков и сценической выдержки. Впечатления от встреч со зрителем дают участникам коллектива возможность сравнивать, сопоставлять, думать, а главное – вызывают желание стать лучше, оправдать ожидания слушателей и руководителя. Кроме всего прочего игра в коллективе помогает преодолеть психологические зажимы, возникающие в процессе сольного исполнения и дают возможность творчески реализоваться, добиться больших успехов.
Для заинтересованности учащихся к коллективному музицированию, большое значение имеет правильно выбранный репертуар. В подборе репертуара немаловажную роль играет уровень подготовленности учащихся. Нельзя завышать сложность выбранного произведения, иначе у учащихся пропадёт к нему интерес. Пьесы должны хорошо усваиваться, соответствовать возрасту исполнителей и главное нравиться всему составу ансамбля. Нельзя забывать и о том, что в репертуаре должны присутствовать произведения, различные по образу, характеру и жанру, так как при длительном и однообразном воздействии на слушателя, его восприятие притупляется. исполнительские навыки у учащихся. Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, исторических эпох. Заметим, что ансамблист находится при этом в особо выгодных условиях – наряду с репертуаром, адресованным баяну, он может пользоваться также оперными клавирами, аранжировками симфонических, камерно – инструментальных и вокальных опусов. Иными словами ансамблевая игра – постоянная и быстрая смена новых восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Значение ансамблевой игры – расширение горизонтов познанного учащимися в музыке, пополнение фонда его слуховых впечатлений, обогащение профессионального опыта, увеличение багажа специфических сведений и т.д. Оно способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания.
Любая из форм ансамблевого музицирования определяется принципом единства участников в процессе выявления и претворения художественного образа исполняемого произведения. Для успешного концертного выступления необходимо владеть и уметь пользоваться многими исполнительскими приёмами:
единым темпом
штрихами
метром, ритмическим пульсом
динамическим балансом, нюансами
фразировкой, единым дыханием
синхронностью
общим эмоциональным строем
артикуляционно-штриховой культурой звукоизвлечения
Отработка всех перечисленных средств развивает технические, практические и исполнительские навыки у учащихся.
Список используемой литературы.
Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Свердловск, 1990г.
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов- на-Дону, «Феникс», 2002г.
Старцева Н.В «Развитие творческих способностей учащихся в процессе ансамблевого музицирования в классе баяна и аккордеона ДМШ» Мурманск 2014г
Рубинштейн Н. Репертуар ансамбля баянистов. Москва, «Советский композитор», 1967г.
Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов. Москва, «Советский композитор», 1986г.
Бажилин Р.«Учимся играть на аккордеоне» Москва2007г.
Липс Ф. Искусство игры на баяне. Москва, «Музыка», 1985г.
Ушенин В «Школа ансамблевого музыцирования» Москва, 2007г.