«Аппликатурный «режим» как средство развития технических навыков и исполнительских возможностей обучающихся в процессе инструментальной подготовки по классу баяна.»


Тема урока:
«Аппликатурный «режим» как средство развития технических навыков и исполнительских возможностей обучающихся в процессе инструментальной подготовки по классу баяна.»
«Источники способностей и дарований детей -
на кончиках их пальцев.» В. А. СУХОМЛИНСКИЙ.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: формирование исполнительских возможностей и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи урока.
Образовательные: закрепить теоретические знания понятий (аппликатура, звуковедение, штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика); формировать практические навыки игры на баяне и способы звукоизвлечения (legato, non legato,staccato); работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).Развивающие: развивать гармонический и звуковысотный слух в процессе совместного музицирования, координацию движений и беглости пальцев; активизировать внимание и образность мышления через различные виды музыкально-творческой деятельности.Воспитывающие: воспитывать и прививать любовь к музыке; повышать эстетический вкус; расширять музыкальный кругозор, формировать усидчивость, собранность, склонность к саморазвитию.
Здоровьесберегающие: следить за правильностью посадки, постановки рук и положения корпуса; рационализировать организацию учебного времени на уроке (проведение физкультминутки, чередование различных видов музыкально-практической деятельности); создавать ситуацию успеха; наполнять сознание обучающегося исключительно положительными эмоциями.

Методические приемы:
- словесный, наглядный, практический;
- активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию обучающегося;
- прямая и наводящая формы воздействия;
- развитие образного и творческого мышления.
Оборудование: Баян для преподавателя, баян для обучающегося, пульт, стол, стулья, нотные ксерокопии, канцелярские принадлежности. Репертуарный план урока.
1. Позиционные упражнения на инструменте с трёх рядов.
2. Гаммы ля минор, соль минор, ре минор (мелодический вид). Унисон в штрихах. Арпеджио (длинные, ломаные), аккорды.
3. Н. Нечипоренко «Этюд».
4. «Украинский хоровод» обр. Н. Афанасьева.
5. «Танец бессарабских цыган» обр. Н. Афанасьева.
6. В. Шалаев «В путь» (оркестровая партия).
7. И. Шатров «На сопках Манчьжурии».
8. Б. Тихонов «Карело-финская полька».
Структура урока.
Вводное слово (2-3 минуты)
Вопросы аппликатуры и двигательных навыков приобретают первостепенное значение как один из важнейших факторов воспитания исполнительской техники баяниста. Важность аппликатуры подчеркивается многими ведущими музыковедами, крупнейшими исполнителями, известными педагогами. От умелого выбора аппликатуры, обеспечивающей одновременно нужную звучность и удобство движений, во многом зависит качество исполнения. Сфера влияния аппликатуры как элемента технического оснащения начинающего баяниста очень широка. Иными словами, аппликатура есть явление музыкально-исполнительского процесса, обладающее широкими достоинствами. Аппликатура (в переводе с латинского «прикладывать», «приставлять») – наиболее употребляемое понятие на клавишных инструментах.
Среди баянистов-практиков с достаточным основанием одно время бытовало слово «пальцовка», сущность которого связывалась с функционированием пальцев, их движениями и порядком чередования на клавиатуре. Сделать неудобное удобным – важный этап в преодолении технических трудностей при исполнении пьесы. Удобная аппликатура значительно облегчает исполнение музыкального произведения, способствует выработке беглости пальцев, извлечению звука хорошего качества и облегчает преодоление различных трудностей. Особенно важна правильная аппликатура для исполнения легато, т. е. для связной игры.
Правильная аппликатура обеспечивает удобное, естественное положение пальцев руки и свободные плавные движения. Как показывает практика преподавания по классу баяна, универсальной аппликатуры для всех обучащихся не существует, потому что разница природной сложенности рук в отношении их длины, ширины, расстяженности пальцев требует от педагога тщательной проверки указанной аппликатуры в нотном изложении, особенно в технически трудных местах. На мой взгляд, при наличии правильной аппликатуры важно также сохранять точность, экономичность, рациональность мышечных усилий в соответствии с конкретной исполнительской ситуацией.
Тем не менее, в начале обучения необходимо придерживаться определенных традиционных приемов расположения пальцев на клавиатуре. Нужна, так сказать, «аппликатурная дисциплина», чтобы не вносить путаницу в движение пальцев. Важно привить такие игровые навыки, которые в дальнейшем будут способствовать музыкально-исполнительским возможностям начинающего баяниста. Традиционная постановка предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец.
Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование способствует развитию чувства ритма, обогащает гармонический и звуковысотный слух, организует устойчивость внимания, развивает навыки чтения нот с листа, умение слышать второстепенную партию.
Практическая часть.
I. Инструктивно-технический материал (8-10 минут)
1. Разминка пальцев. На начальном этапе обучения для выработки у обучающегося первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Игра позиционных упражнений. Педагог обращает внимание на посадку обучающегося, положение рук, ног, установку инструмента.
2. Игра минорных гамм четвертными, восьмыми длительностями различными штрихами в умеренном темпе, аккорды, арпеджио.
3. Н. Нечипоренко «Этюд». Работа над точностью аппликатуры, ритмического рисунка, темпа, смены меха.
II. Работа над новым музыкальным материалом (13-15 минут)
«Украинский хоровод» в обр. Н. Афанасьева.
Выявление технических трудностей. Причины и методы их устранения. Расставление смены меха в размере 4/4. Инструментальный показ педагога. Отработка сложных скачков в партии левой руки. Игра в ансамбле (ученик правой рукой – учитель левой рукой, и наоборот).
« Танец бессарабских цыган» в обр. Н. Афанасьева.
Работа над исполнительскими штрихами. Соединение обеих партий. Определение оптимального темпа. Смещение мелодического акцента. Ощущение сильной доли.
В. Шалаев «В путь» (оркестровая партия). Проверка нотного текста. Работа над ритмическими особенностями партии. Преодоление технических трудностей при исполнении аккордов.
III. Проведение физкультминутки (2-3 минуты)
1. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «Шалтай-болтай».
2. «Солдатик и медвежонок» - выполняется сидя на стуле. По команде «солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.
3. Упражнения (с инструментом):
«Кисточка» - для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз. «Перелёты и приземления» - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре. «Самолет летит», «Ветерок», «Ветер», «Буря» -используется воздушный клапан.
IV. Повторение пройденного материала (8-10 минут)
И. Шатров «На сопках Манчьжурии». Напоминание об особенностях вальсового аккомпанемента. Работа над динамическими оттенками и художественным воплощением пьесы.
Б. Тихонов «Карело-финская полька». Детальная работа над ритмическими особенностями нотного текста. Развитие беглости пальцев путем применения различных средств музыкальной выразительности.
Домашнее задание.
Отметка.
Анализ урока.
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:
- четкость и ясность поставленных задач;
- разнообразный музыкальный материал, развивающий творческие способности обучающегося;
- создание образного ряда (сравнения, ассоциации);
- активизация слухового контроля;
- развитие мышления (игра в ансамбле);
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;
- самоанализ ребёнком исполняемых произведений.
Критерии оценки результативности работы обучающегося:
Высокий уровень – творческая оценка, самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания; точное, выразительное исполнение без помощи педагога; ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень – эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – мало эмоционален, безразлично относится к музыке, к музыкальной деятельности.
Список используемой литературы.
1. П. Говорушко «Школа игры на баяне».
2. Ю. Ястребов «Основные положения аппликатуры на баяне».
3. А. Онегин «Школа игры на баяне».
4. Г. Крылова «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.
5. Д. Самойлов «Хрестоматия баяниста», 1-3 кл.
6. В. Семенов «Современная школа игры на баяне».
7. Д. Самойлов «15 уроков игры на баяне».
8. П. Серотюк «Хочу быть баянистом».
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Михайловская детская школа искусств»
Железногорского района Курской области
Открытый урок на тему:
«Аппликатурный «режим» как средство развития технических навыков и исполнительских возможностей обучающихся в процессе инструментальной подготовки по классу баяна».
Подготовила и
провела:
преподаватель
по классу баяна
Н.В.Александрова
сл. Михайловка
2016