Методическое сообщение по музыкальной литературе для 7го класса ДМШ на тему: «Развитие образа Татьяны в опере П.Чайковского «Евгений Онегин»


Методическое сообщение по музыкальной литературе для 7го класса ДМШ
Тема: «Развитие образа Татьяны в опере П.Чайковского «Евгений Онегин»
Преподаватель: Евстафьева Т.А.
ПЛАН
Вступление.
История создания оперы. Сюжет.
Образ Татьяны.
Заключение.
Опера «Евгений Онегин» - это выдающееся произведение русской классической музыки. Сюжет предложила певица Лавровская. Чайковский поначалу отверг это предложение. Однако перечитав «Онегина», он увлекся сюжетом, быстро написал сценарий и с Шиловским написал либретто. Опера была написана за восемь месяцев. Чайковский не стремился все содержание романа перенести в оперу. Он хотел лишь раскрыть драму трех героев – Татьяны, Онегина и Ленского. Он делает акцент на лирико-психологическую сторону.
Основной героиней оперы стала Татьяна. Чайковский даже начал писать оперу со сцены письма и хотел назвать оперу «Татьяна Ларина». Но лишь уважение к Пушкину помешало изменить название. Образ Татьяны Чайковский показывает в движении в развитии. Свое понимание этого образа он изложил в письме «Она – полная чистой женственной красоты девическая душа, еще не тронутая прикосновением к действительной жизни; это мечтательная натура, ищущая смутно идеала и страстно гоняющаяся за ним. Не видя ничего подходящего к идеалу, она остается неудовлетворенной, но покойной. Но стоило появиться лицу, по внешности отличающемуся от среды пошло – провинциальной, она вообразила, что это – идеал, и страсть охватила до самозабвения. Пушкин превосходно, гениально изобразил мощь этой девической любви, и я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясен до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны после появления Онегина».
Первая характеристика Татьяны намечается в сжатой инструментальной интродукции к опере, построенной на единственной теме.
Это – лейтмотив, неоднократно появляющийся далее. Обычно эту тему называют темой мечтаний Татьяны о счастье. Нежная задумчивая мелодия совпадает с представлением о юной девичьей душе, мечтающей о счастье и любви.
В первой картине вокальная партия Татьяны не так обширна. Вторая картина полностью посвящена Татьяне. Эта картина является кульминацией в развитии лирического образа Татьяны. В музыке отражено движение внутренней душевной жизни девушки, постепенный расцвет ее большого чувства.
Оркестровое вступление к этой картине основано на скорбном, стонущем мотиве, подобном тягостным вздохам, который переходит в знакомую мелодию мечтаний Татьяны. Татьяна разговаривает с няней, все ее фразы полны задумчивости и тайной печали. Внезапно в партии Татьяны появляется мелодия полная увлечения и огня, она ширится и растет. Это – будущая тема любви Татьяны.
Сцена письма - одна из самых впечатляющих сцен в русской и мировой оперной литературе. Чайковский правдиво и поэтично воплотил в музыке все переходы юной девушки из одного душевного состояния в другое.
С точки зрения оперной драматургии сцена письма является в высшей степени новаторской. Эта сцена глубоко динамична и органически связана с развитием лирического действия.
Сцена начинается с проведения темы любви оркестром. Вот то чувство, которое заставляет Татьяну писать. Страстно звучит ариозо «Пускай погибну я». Затем идет контрастный раздел с горестными сомнениями, который приводит к поразительной теме «Я к вам пишу». Татьяна как бы беседует со своим любимым, преодолевая тревожное сомнение, приходит к уверенности в своем чувстве. В заключении сцены в оркестре ярко, ликующе звучит тема любви. Сцена письма раскрывает глубину и многогранность чувств Татьяны.
Новые черты образа Татьяны выступают в третьем действии, где она появляется как княгиня Гремина. Композитор нарисовал внешний облик Татьяны, облик прекрасной молодой женщины полной достоинства, нежной и спокойной простоты. Но, увидев Онегина ,в ее душе появляется внезапное смятение. Татьяна владеет собой и внешне остается спокойной.
В седьмой картине раскрыта вся глубина, вся горечь переживаний Татьяны. В сцене с Онегиным большое значение приобретает музыкальная тема из оркестрового вступления к седьмой картине, раскрывающая всю силу горя Татьяны и характеризующая ее возвышенный нравственный облик. Видя Онегина у своих ног ,в душе Татьяны возрождается чувство к нему. Борьба чувства любви с чувством долга правдиво и драматично выражена в напевной величавой теме «Онегин, в вашем сердце есть и гордость и прямая честь» она овладевает собой, в ее партии появляются энергичные волевые интонации: «Моя судьба уж решена, я буду век ему верна!» В характере Татьяны появились новые черты: чувство собственного достоинства, воля, глубина и сила ума.
Татьяна – один из самых привлекательных образов в мировой оперной литературе. Опера получила огромную популярность при жизни композитора вероятно по тому, что музыкальный язык ее близок городскому , бытовому романсу. Опера была поставлена силами студентов Московской консерватории и имела большой успех.