Методическая разработка воспитание навыков быстрой ориентировки в фактуре фортепьянного аккомпанемента

ГККП Уральский Музыкальный колледж им. Курмангазы






Методическая разработка
на тему: Воспитание навыков быстрой ориентировки в фактуре фортепьянного аккомпанемента. Чтение с листа.









Подготовила: Назарук Л.Н.



















Уральск 2016 г.





Прочтение нотного текста должно быть одновременно и прочтением музыкального содержания, заключенного в этом классе. Для этого чтения должно вестись по музыкально-смысловым членениям, начиная от простейших интонационных ячеек мотивов, попевок и кончая музыкальными фразами, периодами и т.д. Но при чтении нот те смысловые членения , которые в словесном тексте наглядно отображаются путем расстановки знаков препинания и другими формами членения, должны осуществляться сами играющим. Пианист должен уметь быстро группировать ноты по их смысловой принадлежности ( мелодической , гармонический ) и в такой связи их и воспринимать.
Такое восприятие сразу же активизирует музыкальное мышление и музыкальную память и дает этим импульс творческому воображению музыканта. Введение в действие этих способностей в процессе восприятия нотного текста является мощным фактором образования слуховых представлений , то есть первейшего условия превращения нотных знаков в музыку.
Путем такого способа восприятия нотного текста (его можно назвать в рабочем порядке комплексным) достигается экономия в самом механизме восприятия, так как значительная часть всякого нотного текста в любом музыкальном произведение ( в пределах определенного стиля) образуется из типовых связей , объединяющих часто очень значительное количество нот , и поэтому , подобно прочтению уже известных слов и грамматических оборотов, узнается сразу же при беглом взгляде.
Большое значение при комплексном восприятие имеет и то обстоятельство, что при этом исправляется неестественное соотношение темпов восприятия и воплощения, которое возникает при чтении чисто нотном (назовем его в рабочем порядке механическим).
Чтение музыкального текста нота за нотой вгоняет процесс восприятия в несвойственную для мышления замедленность и раздробленность, в форму движения, совпадающую с процессом воплощения и поэтому лишающею музыкальное мышление его руководящего значения. Мышление плетется за звуками, а не управляет ими. При чтении фортепьянной фактуры умение быстро группировать ноты по линии этой связи особенно важно, так как гармония на рояле излагается ( в соответствии со свойствами этого инструмента) в большинстве случаев в виде фигурации, зачастую богато разработанных. Умение быстро определить общую гармоническую подоснову таких фигураций в ее наиболее простом выражении создает возможность быстрого охвата значительного комплекса звука. Для тренировки в чтении нотного текста , изложенного на трех и более нотных станах ( в вокальных и инструментальных произведениях с сопровождение рояля) необходимое требование. Большую пользу в деле быстрой ориентировки в нотном тексте приносит комплексное восприятие и в отношении мелодических связей. Мелодическое движение быстрее и осмысленнее воспринимается, если ноты мысленно группируется соответствии с их музыкально- смысловой сопринадлежностью. Даже на ранних этапах обучения единовременный охват довольно значительного количества нот, образующих в совокопности хотя бы элемент музыкальной мысли, осуществляется легче , чем медленное равнозначное выигрывание одной клавиши за другой, при котором музыкальное мышление тормозится, так как не в состоянии ухватить связи звуков.
Если же благодаря более быстрому восприятию группы нот, отражающей музыкальную мысль, эти связи звуков достигают сознание учащегося , то такое мелодическое образование сразу же закрепляется в памяти играющего.
Комплексный подход к прочтению нового текста можно вкратце сформулировать так : «читать ноты быстро, исполнять медленно». Для быстрой ориентировки в расположении клавиш полезно воспитывать в учащемся устойчивое зрительное представление клавиатуры. Ф.Э. Бах в «Опыте» для этой же цели рекомендует почаще играть в темноте пьесы, выученные наизусть.
Что касается аппликатуры при прочтении нового текста , то,конечно , здесь следует применять менее жесткие правила приспособления, чем в вещах, длитетельно разучиваемых. Но следует заменить , что комплексный метод, с его охватом всегда целой серии клавиш, обычно помогает, по принципу целесообразности, естественному пальцеставу. Систематическая тренировка в выше указанных навыках с большой эффективностью способствует непрерывности процесса при чтении с листа. Обращение к нотному тексту как в форме выражения музыкального содержания является наилучшим стимулом для укрепления и совершенствования этих формальных знаний.
15