Практическое занятие на тему Взаимосвязь работы над вокальным и инструментальным произведением


«Детская музыкальная школа Зелёновского РОО с.Дарьинское»









Практическое занятие
с общим хором

на тему: «Взаимосвязь методов работы над вокальным
и инструментальным произведением»















подготовила и провела
преподаватель I категории Оторвина А.А.




с. Дарьинское
2014 г.


Оснащение: ТСО, аудио запись, презентация методического сообщения

Участники занятия: старшая группа хора, уч.-ся инструментальных
классов



Цель: развитие исполнительского мастерства учащихся ДМШ

Задачи:
сравнительный анализ методов и приёмов работы над вокально-хоровым и инструментальным произведением;
привитие осмысленного подхода к разучиванию музыкального произведения.






























1.Подготовительные упражнения к работе над произведением:
распевание (вокально-хоровые упр.)
разыгрывание (гаммы , упражнения)
Способствуют развитию технических навыков.
1) Дыхательная и артикуляционная гимнастика
2)Опевание устойчивых ступеней-интонирование 3-х голосия
(Задача :слушать, представлять, воспроизводить)
3)Упр№1- (опора звука, «раззёвывание» гласных)
4)Упр. На сглаживание регистров
5)Пение гаммы в штрихах
6)Упр. на дикцию

2.Начальный этап работы над произведением:
сведение о композиторе
представление о стиле
художественное содержание
1) Понятие «Полифония» на примере пения канона «Братец Жак».
2)Исполнение учащейся «Маленькой прелюдии» И. Баха на «клавесине» и
«органе» (электропианино).Сравнительное восприятие стиля.


3.Теоретический анализ:
тональность
размер
темповое обозначение
строение фактуры (тесситура)
динамический план
определение характера
1)Анализ тонального плана в пр.-ии С.Байтерекова «Казахстан-кырын дала»
2)Представление и разбор форт.-ой пъесы А.Абдинурова «Кюй»
Задание: определить мелодию и спеть хору под аккомпанемент «домбры»
Домбровую партию исполняет уч.- ся на фортепиано

4.Чтение нот (сольфеджирование):
разучивание текста в медленном темпе
ритмический рисунок
интонация
1)«Вокализ» № 6 Ф.Абт- теоретический анализ, чтение с листа
2) Слушание «Вокализа» С.Рахманинов (для голоса, виолончели)

5. Звукоизвлечение:
формирование звука
качество звукообразования
звуковедение (legato, staccato и т.д.)
1)Приёмы звукоизвлечения
Задание : как добиться певучести звука на примере исполнения песни «Осень» В.Савельев. Работа над качеством звука. Сравнительной анализ звукоизвлечения отрывка мелодии на скрипке. Активизация мышц при звукоизвлечении f ,p.

6. Фразировка:
дыхание (цезура)
интонационная выразительность
целостность исполнения
1)Задание:
расставить цезуры дыхания «Осень» Савельев Ю.;
определить главные слова во фразах, интонационно главные ноты;
пение предложениями.
2)Творческое задание: сочинить словесный текст к любой инструментальной
мелодии и выполнить требования 1).

7. Художественная выразительность:
образное представление
ассоциации
«Улетают на юг» Ж.Металлиди
Анализ формы, раскрытие образа путем трансформации основной темы .
Образное сравнение кантиленного исполнения триолей, подобно взмаху крыла улетающей птицы.

8. Исполнительское мастерство:
единство художественной и технической работы
сценическая выдержка
артистизм
1) Концертное исполнение «Вечное детство».Г.Струве
Требование к учащимся :
*помнить о всех основных задачах при исполнении произведения(вокально-технические и художественные);
*войти в образ, слушая вступление;
*эмоциональное переживание;
*работа мимики лица, свобода корпуса тела


Выводы: тема раскрывает единую сущность методики музыкального развития учащихся , путём тесно взаимосвязанных между собой исполнительских задач как вокальных так и инструментальных произведений.




15